[<10>] ====== Толкование на Ис. 48:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя** Видишь ли, Он считает "страдание» помощью? Но, говорит, они не были достойны даже этого: хотя бы (во время плена) они пребывали в добродетелях, но эта помощь им оказывается только ради Моего имени. Чтобы обозначить легкость наказания, Он не говорит: наказал, а только: "испытал". Но скажи: какая же отсюда последует польза? **«Ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя»**, говорит. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Имене Моего ради покажу ти ярость Мою, и славная Моя наведу на тя, да не потреблю тебе** См. Толкование на [[old:is:48:04#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 48:4]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя** См. Толкование на [[old:is:48:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 48:3]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя** С 9-11 стихов идет объяснение причины такого, довольно непонятного на первый взгляд, Божественного благоволения к народу израильскому. По-видимому, "жестоковыйный" и "непокорный" Израиль не заслуживал бы таких забот о нем, а по всей справедливости и правде подлежал бы полному отвержению и уничтожению. Однако Бог как раньше постоянно спасал Свой народ, так и теперь до времени еще щадит его. //Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя.// Историческая справка о прошлом отношении Всевышнего к Израилю, искушавшему Его долготерпение. Сколько раз, действительно, вероломный Израиль изменял Господу и сколько раз поэтому он уже стоял на краю своей полной духовно-политической гибели [[old:ish:32:10|(Исх. 32:10]]; [[old:chis:11:01|Чис. 11:1)]]; но каждый раз Господь щадил Своего недостойного избранника, давая ему возможность покаяния и исправления. Господь делал это не столько ради самого Израиля, относительно безнадежности которого Он не мог, конечно, сомневаться, сколько ради Себя Самого, ради славы Своей. Здесь пророк рассуждает применительно к тогдашним воззрениям и понятиям. По смыслу последних, каждая нация имеет своего Бога-покровителя, который избирает себе излюбленный народ и всемерно заботится о нем. У народа израильского таким Богом-покровителем был Господь, избравший (даже как бы "создавший") Себе этот народ и заботившийся о нем. И вот, если бы когда-либо Всевышний покинул Свой народ и дал бы ему погибнуть, то в глазах всего языческого мира Он этим самым сильно уронил бы Себя, так как доказал бы или то, что Он ошибся в выборе себе народа, или что оказался бессильным спасти и защитить Свой народ. И вот, чтобы не подавать подобного соблазна языческому миру, не подвергать имя Божие нареканию и не омрачать Славу свою, Господь, невзирая на все недостоинство Израиля, продолжает оказывать ему Свое покровительство (11 ст. [[old:ish:33:12|Исх. 32:12]]; [[old:chis:14:13|Чис. 14:13]]; [[old:vtor:09:28|Втор. 9:28]]; [[old:ps:078:10|Пс. 78:10]]; [[old:ps:105:08|105:8]] и др.). Нельзя, впрочем, упускать из виду и сравнительной оценки Израиля: если, судя безотносительно, Израиль часто оказывался недостойным Божественного избрания и этим как бы свидетельствовал об ошибке Избравшего его, то, оценивая того же Израиля сравнительно, путем сопоставления его с другими народами древнего языческого мира, мы все же не можем не отдать ему решительного предпочтения во многих отношениях. Языческий мир был сплошным злом; но Израиль из всех зол был все же меньшим. //**Толковая Библия.**// [<10>]