[<10>] ====== Толкование на Ис. 48:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний** См. Толкование на [[old:is:48:10#svt_ioann_zlatoust|Ис. 48:10]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 12-13 **Послушай мене Иакове и Израилю, его же Аз призываю: Аз есмь первый, и Аз есмь во век. И рука Моя основа землю, и десница Моя утверди небо: призову Я, и станет вкупе** Опять приводит им на память оказанную им честь и славу и сверх того милосердие и любовь. Ибо они удостоены были высших почестей, одни из всех народов призваны были к общению с ним и сделались уделом и наследием его. Посему божественный Моисей некогда провозгласил Израильтянам, говоря: //се Господа Бога твоего небо и небо небесе//, и однако ж Господь избрал тебя из всех народов в народ Свой [[old:vtor:10:14|(Втор. 10:14)]]: и опять: //егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих. И бысть часть Господня, людие его Иаков: уже наследия его, Израиль// [[old:vtor:32:08|(Втор. 32:8,]] [[old:vtor:32:09|9)]]. Ибо тем, которые были так почтены Им, получили славное и отличное имя, избраны в наследие Его, обогащены преимуществами, никак не следовало иметь расположение к тому, что противно закону, никак не следовало решаться незаконным восстанием огорчать Благодетеля и Подателя им всякой чести и Раздаятеля столь избранных и вожделенных благ. Но они, жалкие, не принявши ничего этого во внимание, зашли в болото идолослужения и оставивши истинного Бога, служили стихиям мира. Но несмотря на это Он все-таки оказывает к ним сострадание; ибо призывает их к повиновению словами: послушайте моего голоса, и к решимости исполнять издревле лучшее, дабы иметь ненарушимое благополучие. Хотя теперь это поздно, но Он все-таки повелевает им исполнять это, дабы они могли избегнуть наказания и освободиться от уз наложенного на них рабства. Но так как они покланялись воинству небесному и, оставивши Творца, воздавали божеские почести тому, что Им вызвано к бытию, то Он опять тайноводствует их. Ибо, как сказал блаженный Павел, //должни суще быти учителие лет ради, паки требуете учитися, кая писмена начала словес Божиих: и бысте требующе млека, а не крепкия пищи// [[new:evr:05:12|(Евр.5:12)]]. А что Он есть Сый, существует прежде всего и имеет нескончаемое бытие, Бог по природе, это показывает говоря: **Аз есмь первый и Аз есмь во век**. А кто может представить себе существующего прежде первого? Ибо как нельзя представить раннейшего начала, существующего прежде истинного и первого начала; так не мыслим кто-нибудь другой первый, раннейший этого Первого. Посему Бог всяческих всегда и прежде всего и в бесконечные веки; ибо не Имеющий начала, с какою целью перестанет существовать когда-либо? И это здесь говорится о божественной славе. А полчище лжеименных богов, или стихии мира, как не могут быть мыслимы первыми, так точно не могут существовать во век. Ибо звезды, солнце и луна и самое прежде них небо приведены в бытие и получили начало и бытие и некогда перестанут существовать; и в них никто не может заметить ничего такого, что вполне не подчинялось бы славе божественного и совершеннейшего Существа. А что такое объяснение не уклоняется от истины, тотчас показал говоря: **рука Моя основа землю, и десница Моя утверди небо**. Но каким образом то, что сотворено, может соперничествовать о равенстве с Тем, Кто сотворил его, и как оно может состязаться в славе с Тем, Кто создал его? Посему показывает, что с высшей степени бессмысленно и достойно всякого осуждения покланяться твари вместо Творца и оставивши Того. Кто существует всегда и есть Первый, усвоят имя истинного Бога сотворенному во времени и собственным своим изделиям; ибо //поклонишася тем, яже сотвориша персты их//, по написанному [[old:is:02:08|(Ис. 2:8)]]. Рукою же и десницею Своею Бог и Отец называет Сына. Ибо мы найдем, что Он так называется во многих местах богодухновенного Писания. Так, например, божественный Моисей сказал: //десница твоя Господи прославися в крепости: десная твоя рука, Господи, сокруши враги// [[old:ish:15:06|(Исх. 15:6)]]; блаженный же Давид: //да укрепится рука твоя, и вознесется десница твоя// [[old:ps:088:14|(Пс. 88:14)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 12-16 **Послушай Меня, Иаков и Израиль, которого Я призываю. Я тот же, Я первый и Я последний Моя рука основала также землю и Моя десница размерила небеса: Я призвал **(вульгата: призову)** их и предстанут вместе. Соберитесь все вы и слушайте: кто из них возвестил это. Господь возлюбил его: он исполнит волю Его над Вавилоном и **[явит]** мышцу Его над халдеями. Я, Я сказал и призвал его; Я привел его, и путь его прям. Приступите ко Мне и слушайте это: Я говорил не тайно от начала: с того времени, прежде нежели стало совершаться это, Я был там, И ныне Господь Бог послал Меня и Дух Его** Коим прежде сказал: //Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и произшедшие от вод Иудиных//, тем же самым теперь говорит: **послушай Меня, Иаков и Израиль, которого Я призываю**. //Ибо, мнози суть звани, мало же избранных// [[new:mf:22:14|(Мф. 22:14)]]. Потому называет званными, а не избранными, что они еще не приняли Спасителя. //Аз есмь,// говорит,// алфа и омега, первый и последній, и живый и бых мертв// [[new:otkr:22:14|(Откр. 22:14]]; [[new:otkr:01:18|Откр. 1:18)]], чтобы ты относил жизнь к началу, а последнее к тому, кто был умершим, //иже себе умалил, зрак раба приим, послушлив быв Отцу, смирил Себе даже до смерти, смерти же крестныя// [[new:fil:02:07|(Флп. 2:7)]]. **Рука Моя основала землю**. Поэтому и в Притчах говорит: "//Бог премудростию своею основал землю, и десница Его размеряла//" [[old:pr:08:start|(Притч. 8)]] или //утвердила небеса// или// небо//, как перевели LXX. Призывает же небеса для того, чтобы повиновались Его повелению и поведали славу Его. Если же небеса повинуются воле Господа и движутся своим порядком; то //почто гордится земля и пепел// [[old:prsir:10:09|(Сир. 10:9)]] и не хочет знать о своей бренности? **Соберитесь все вы и слушайте**: или небеса, или вся тварь, или весь народ Израильский. Что же повелевается слушать? Что Господь возлюбил его,— без сомнения указывает на Кира и Дария, который исполнил волю Господа против Вавилона и явил мышцу Его над халдеями. И Он Сам сказал, и назвал его именем его и привел его, и прям путь его, чтобы никто не осмелился противустать силам его. Поэтому Он призывает их, чтобы они приступили и слушали и из предвещания Господня узнали, что прийдет царь персидский и индийский, который разрушит Вавилон и истребит халдеев. И для возвещения этого, говорит пророк, он был послан Господом и Духом Его. Это применительно к евреям и их мнению. Но по Симмаху, переведшему: //кто возвестил ему это? Тот, кого Господь возлюбил, кто исполняет волю Его в Вавилоне//, и по Семидесяти: //чтобы уничтожить семя халдеев//, это относится к лицу Господа, который истинно возлюблен Отцем, и исполнил всю волю Отца и истребил в Вавилоне, то есть в смешении мира сего, все семя халдеев, которые означают демонов. Он сам говорил и слушал Сына и привел того, который говорит верующим: //приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии// [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28)]], и слушайте то, что с начала Я говорил тайно, то есть чрез гадания и таинства пророков, и что было неизвестным для всех прежде бывших поколений. Когда все это совершалось Отцом, Он был с Ним, который сорадовался, который и теперь говорит: //Я, всегда бывший с Отцом и в Отце, и никогда не бывший без Отца, также и теперь вещаю// [[new:in:14:start|(Ин. 14)]] и, сообразно с бренностию воспринятой плоти говорю, что Господь Бог послал Меня и Дух Его: в [этом] небольшом стихе показывается нам таинство Троицы. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-15 **Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями. Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен** Весь следующий отдел с 12-15 ст. представляет собой новое, более мягкое обращение к Израилю с увещанием, в котором пророк повторяет свои обычные в таких случаях и излюбленные им аргументы, с которыми мы не раз встречались уже и раньше. Он указывает на особую близость Израиля, как народа "избранного" к Господу (12 ст. ср. [[old:is:41:09|Ис. 41:9]]; [[old:is:42:06|42:6]]), на Свою Вечность, Всемогущество и неизменность (ibid. ср.[[old:is:41:04| 41:4]]; [[old:is:43:10|43:10]]; [[old:is:44:06|44:6]]), на Свою Творческую силу (15 ст. ср.[[old:is:40:22| 40:22]], [[old:is:40:26|26]], [[old:is:40:28|28]]; [[old:is:42:05|42:5]]; [[old:is:44:24|44:24]]; [[old:is:45:12|45:12]], [[old:is:45:18|18]]), на Свое неизмеримое превосходство пред божествами других языческих наций (14 ст. ср. [[old:is:43:09|43:9]]; [[old:is:45:18|45:18-20]] и др.) и на Свое последнее знаменитое пророчество о Кире и Вавилоне (14-15 ст. ср. [[old:is:44:28|44:28]]; [[old:is:45:01|45:1-7]]; [[old:is:46:11|46:11]] и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]