[<10>] ====== Толкование на Ис. 48:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Несть радоватися нечестивым, глаголет Господь** Каким образом нечестивые не охватываются радостью, когда пророки говорят: //"нет позора в смерти их и продолжительности в страдании их. В трудах людей не участвуют и (наравне) с людьми не терпят наказа»// [[old:ps:072:04|(Пс.72:4–5)]]; а потом: //«и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их, младенцы пред ними»// [[old:is:05:12|(Ис.5:12)]], – что служит признаком великой радости; а также: //«путь нечестивых благоуспешен»// [[old:ier:12:01|(Иер.12:1)]]. Почему же здесь говорится: **«нечестивым же нет мира»**? А иные говорят: нет мира нечестивым, потому что они, может быть, иногда находят радость; но еврейский псалом говорит: Amar Adonai Karsaim, т.е. //«нет мира нечестивым»//. Ясно, что они не имеют истинной, неиссякаемой, нескончаемой радости. Подобно тому, как бесконечен Бог, так и радость, которая исходит от Бога, бесконечна; она всегда течет, всегда цветет и никогда не иссякает; нечестивые же лишены такой радости. Пророк не сказал: они не подвержены радости, но: **"нет мира"**, – как если бы кто-либо сказал какому-либо бедняку, что он не богач и что это не возможно. Люди, которые ежедневно ведут неправую жизнь, а также участники их преступлений, всегда живут в великом страхе и смятении и пребывают в постоянной смерти. Ничто не препятствует назвать это смертью, здесь есть нечто более тяжелое даже самой смерти. Смерть есть освобождение от бед, от зол, которые содержат нас связанными, и разрешение души от уз тела. Когда происходит такое разрешение, то вместе с ним прекращаются и все заботы. Неправая жизнь бывает причиною многих преступлений, так как она производит пороки и часто весьма сильно воспламеняет их. Каждый как бы связывается своею веревкою, и вследствие неправой жизни происходит опутывание. Конечно, бывают и иные обстоятельства, которые делают жизнь печальной и даже без вины, как труд для обеспечения себе средств жизни, смертельные болезни, потери, порицания, обвинения, коварство, встречающиеся весьма часто горести и многое подобное. Но когда присутствует грех, этот неукротимый зверь, то вновь не является никакого утешения. Смотри на блуждающего и беглого Каина, проводящего неспокойную жизнь. Не должно ли (здесь) сказать о тех безумцах и отчаянных, которые, хотя суть люди, лишены смысла более, чем камень? Хотя они одарены умом, однако не пользуются им, так что постоянно стремглав падают в бездну зол, и хотя погружены в нечистоте пороков, думают оставаться здесь. Об них пророк говорит: **«нечестивым же нет мира».** Действительно, – **"нет"**: они проводят жизнь в скорби и сомнении, одиноко ли, или, видя вместе с собою других, находящихся в наказаниях, предусматривая из их наказаний свои бедствия, подобно тому, как почитающие добродетель, если услышат что-либо нравственно прекрасное, охватываются радостью. (Нечестивые) не могут слышать Писаний, потому что не желают слышать о своих наказаниях. Писания, хотя не мучат злых прямо, однако всем им угрожают. Слыша таковые угрозы, нечестивые постоянно изнывают. Писания никому не угрожают отдельно, но всем нечестивым вместе. Подобно этому и Павел говорил: //«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа»// [[new:evr:12:14|(Евр.12:14)]]. Злой человек, слыша их, воспринимает как бы рану в жилы, и отходит. Выслушивая определение, он уязвляется в сердце. И это происходит прежде, чем он увидит Судию и придет время суда, когда еще нет на лицо ни мучений, ни наказаний. Совесть, показывающая то, что следовало делать, мстит за беззаконие, тем более, когда он слышит: //«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют»// [[new:1kor:06:09|(1Кор.6:9–10)]]; а также: //«страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников»// [[new:evr:10:27|(Евр.10:27)]]. **«Нечестивым же нет мира, говорит Господь»**. Когда Бог говорит это, то ты тем более не сомневайся. Он определил: не будет радости, – и ты не исследуй более. Когда ты видишь кого-либо страдающим лихорадкой, а также – кубки и чаши со многими напитками, или полные прохлаждающей воды, стол, всячески уготованный, на который положены изысканная пища и тонкие яства, то ты подумаешь, что больной – один из здоровых; на самом же деле он изнывает от болезни. Я вменяю ни во что блага того, кто, хотя съедает пищу, однако через это еще больше подвергается страданию, так как доставляет пищу для лихорадочного жара. Подобно этому, когда ты видишь какого-либо нечестивца, превозносимого паразитами до небес, прославляемого теми, которые его окружают и говорят о нем только льстивые слова, которые пользуются роскошным столом, обоняют различные благовония и украшаются различными одеждами, – то ты остерегись называть его счастливым, но плачь, вздыхай и стони: это не что иное, как пища для огня, который воспламенен грехами и потому более увеличивает страдание. Это ежедневное бремя и стеснение духа. Богатства питают только огонь. Подобно тому, как чрезмерная пища повреждает тела не только больных, но также и здоровых, так и чрезмерные богатства не только вредят душам злых людей, но также и для тех, которые считают себя добрыми, служат причиною скорби и умножают печали. У них тогда именно и бывает меньшая радость, когда они услаждаются своими преступлениями, потому что печаль есть врачество и облегчение такого рода скорби, особенно, если это //«печаль по Боге"// [[new:2kor:07:10|(2Кор. 7:10)]]. Веселие же и радость суть умножения скорби. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Несть радоватися нечестивым, глаголет Господь** См. Толкование на [[old:is:48:20#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 48:20]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Нечестивым же нет мира, говорит Господь** См. Толкование на [[old:is:48:20#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 48:20]] ===== Лопухин А.П. ===== **Нечестивым же нет мира, говорит Господь** //Нечестивым же нет мира говорит Господь.// Это - грозный, предостерегающий голос пророка, своего рода - memento mori, который обычно раздается у него в заключение важных отделов его книги [[old:is:46:04|(Ис. 46:4]] и [[old:is:57:21|57:21)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]