[<10>] ====== Толкование на Ис. 49:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое** **«Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние»**. Акила говорит: //«племена»//; Феодотион: //«народы»//. **«Временем многим стояти будет, глаголет Господь»** (в русском переводе этих слов нет). Акила и Феодотион говорят: //«издалека»//. Он всегда называет, начиная с островов. Пророк приглашает языки, призывая тех, которые пользуются смыслом, вместо бессмысленных, чтобы они уразумели совершившиеся события и величие Божие. **«Временем многим стояти будет, глаголет Господь»**. Он призывает море и землю во свидетельство будущего. То, что должно было исполниться во время возвращения образно, пророк показывает, что это исполняется теперь самим делом. **«Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое»**. Другие говорят не: **"называл"**, но: //«вспомянул»//. По переводу 70-ти: //«от чрева матери Моея наречет имя Мое»//, – и эти слова должны быть истолкованы сообразно следующему: //«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим»// [[new:lk:01:35|(Лк.1:35)]]. Не после этого только времени назовется Святым Тот, Кто был Святым от начала по своей природе и есть Освятитель всех, но Он объявится Святым после этого времени. А также: //«се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог»,// т.е. Искупитель [[new:mf:01:23|(Мф.1:23)]]. Он был Искупителем с начала и от века, но назовется Искупителем потому, что объявится имеющим совершить искупление. Подобно тому, как и прежде было сказано, что ни ангел, и никакой дух, но Сам Господь сошел с небес и освободил их (ср. [[old:is:63:09|Ис.63:9]]). Так нужно объяснить выражение: Святый. Хорошо сказано: **«от чрева, от утробы матери Моей»**; именно, Он объявился Святым, Искупителем с того времени. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст 1–3 **Послушайте Мене, острови, и внемлите, языцы. Временем многим стояти будет, глаголет Господь: от чрева матере Моея нарече имя Мое, и положи уста Моя яко мечь остр, и под кровом руки Своея скры Мя: положи Мя яко стрелу избранну, и в туле своем скры Мя, и рече Ми: раб Мой еси Ты, Израилю, и в Тебе прославлюся** Столь многими увещаниями и наставлениями сообщив благополезное Израилю, обращает тайноводство к сонму язычников и снова проясняет им таинство Христа, чрез Коего они, оставив скотоподобное и нечистое житие, имели быть возведены к достолюбезному для Него жительству и восприять в свой ум свет истинный, так чтобы ясно познать, кто есть по естеству и истинно Бог и существо владычествующее над всем. Возглашает к островам, которые, думаем, суть Церкви Христовы, как бы лежащие среди моря, то есть смятения настоящей жизни, и окруженные невыносимыми ударами волн, то есть гонениями и опасностями, которые наносят им враги истины и противники призванию Божию. О таковых островах многократно говорится в Священном Писании, как и блаженный Давид воспевает в одном месте: //Господь воцарися, да радуется земля да веселится острови мнози// [[old:ps:096:01|(Пс. 96:1)]]; так как когда Христос воцарился над поднебесною, всю прияв под свою мышцу и исторгнув от властительства демонов, тогда и возвеселились, то есть радостью исполнились Церкви по всей земле. Что пророк, наименовав здесь острова, указует на Церкви из язычников. Это явствует из дальнейшего, ибо к словам: послушайте мене острови, тотчас присовокупил: //внемлите языцы//. Далее говорит, что временем многим стояти будет, глаголет Господь. Возвещает, как я сказал, явление Спасителя всех нас Иисуса Христа и то, что, будучи Богом, Слово обращается с живущими на земле в образе подобном нам. Впрочем, что тогда было время пророчества, но не самого явления дел, это раскрывает, говоря: временем многим стояти будет, очевидно возвещенное и пророчествуемое. А в чем оно состоит, говорящим о сем введено само лице Спасителя: от чрева матере моея нарече имя мое. С этими словами прямо соединил тайну глубокую и великую, требующую тайноводительства свыше; ибо так открыто было божественному Петру [[new:mf:16:17|(Мф. 16:17)]]. Слово было и есть Бог, равнославно и единопрестольно Богу и Отцу, сосуществующе Ему и совечно. Имена же прежде воплощения были некоторым образом соответственны естеству Его: Бог, премудрость, свет, жизнь, сила и кроме сих другие, которые обретаются в священных письменах. Но когда Оно низвело Себя до уничижения, в подобии человечестем быв и образом обретеся якоже человек [[new:fil:02:07|(Флп. 2:7)]], тогда имя приемлет общее, то есть Христос и Иисус или "c нами Бог", так как с нами означает: в том, что касается нас. Так написано: //се дева во чреве приимет. и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил// [[old:is:07:14|(Ис. 7:14;]] [[new:mf:01:23|Мф. 1:23)]]. Также и блаженный Гавриил, открывая тайну Пресвятой и Богородице Деве, говорит: //не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога: и се зачнеши во чреве, и родиши сына, и наречеши имя ему Иисус// [[new:lk:01:80|(Лк. 1:80- 81)]].... //той бо спасет люди своя от грех их// [[new:mf:01:21|(Мф. 1:21)]]. Итак, неужели изрекли глаголы, несходные между собой блаженный Ангел и пророк? Отнюдь нет, божественный Пророк, изрекая тайны духом, предвозвестил Бога, ставшего с нами, наименовав Его так по естеству и домостроительству с плотью. А блаженный Ангел дал Ему имя по действенности, ибо Он спас свой народ, посему и назван спасителем, Так и воинства ангелов, когда Он претерпел для нас рождение по плоти, благовествовали рождество пастырям, говоря: //не бойтеся, се бо благовествуем вам днесь радость велию, яже будет всем людем, яко родися (вам) днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове// [[new:lk:02:10|(Лк. 2:10-11)]]. Итак Еммануил (именуется), потому что сый Бог по естеству стал с нами, то есть человеком; Иисус же, потому что должен был спасти поднебесную, Сам будучи Бог и став человеком. Когда таким образом произошел от чрева матере своея, ибо рожден от нее по плоти, тогда и наречено было имя Его. Посему-то имя Христа и не было соответственно Богу Слову прежде рождения, разумею по плоти, ибо еще не помазанный, как мог бы называться Христом? А когда произошел от чрева матере как человек, тогда приемлет название, сходственное рождению по плоти. Положены, сказано далее, уста Его яко мечь остр. Истинно и сие; ибо негде написано о Нем, лучше же сам пророк Исаия говорит: //и будет препоясан правдою о чреслех своих, и истиною обвит по ребрам своим, и духом устен убит нечестивого// [[old:is:11:04|(Ис. 11:4–5)]]. И подлинно, божественная и небесная проповедь, то есть евангельская, изреченная устами Христа, соделалась проницающим и острейшим //мечем// [[new:evr:04:12|(Евр. 4:12)]] против властительства диавола, уничтожающим миродержителей тьмы сей и //духов злобы// [[new:ef:06:12|(Еф. 6:12)]]: Он рассеял мрак прельщения и ниспослали» в сердца всех свет истинного богопознания; преобразовал поднебесную к благочестивому жительству и всех соделал любителями чистых нравов; отъял грех мира, оправдывая верою нечестивого и приходящих к Нему исполняя Духом Святым, являя их сынами Божиими, влагая в их дух сильный и победный, и даровая им меч духовный,иже есть глагол Божий [[new:ef:06:04|(Еф. 6:14)]], дабы они, противоборствуя некогда владычествовавшим, устремлялись к почести вышнего звания, без всякого препятствия. А что наставление и тайноводство чрез Христа истребило в живущих на земле властительство диавола, о сем oбъявляет пророк Исаия в словах: //в той день наведет Господь меч святый великий на драконта змиа лукаваго, и убиет драконта// [[old:is:27:01|(Ис. 27:1)]]. Но присовокупил, что и под кровом руки своея скры мя. Говорит человекообразно; впрочем для благоразумных нет ничего трудного и из этих слов видеть, что Сын существует нераздельно от Бога Отца и что Сын, соделался человеком. Он находится, сказано, под кровом десницы Его, дабы тем указать на то, что божеское естество Его неотъемлемо и непреоборимо сохраняется при Нем, хотя Он и явился в нашем естестве; ибо всесильную десницу никто не превозможет. Но слово отделено, как я сказал, естеством человечества. Всесильное, сущее от Бога Отца, слово и Само есть Господь сил; но поелику стало человеком, то Отец, не унижая значения таинства, предоставляет Его домостроительству и говорит о Нем чрез лиру псалмопевца: ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его. И ссеку от лица его враги его, и ненавидящия его побежду: //и истина моя и милость моя с ним// [[old:ps:088:23|(Пс. 88:23-24)]]. Усматривай же отсюда, усматривай, что и гласом пророка говорит человекообразно, ради нас и приспособительно к нам: под кровом руки своея скры мя. Положи мя, продолжает яко стрелу избранну, и в туле своем скры мя. Многочисленные были стрелы Бога, известное время как бы в туле (колчане) скрываемые в предведении Его и посланные в подобающее для каждой время. Но избранну и превыше всех стрелу положи Христа, скрываемую, как я сказал, в предведении Отца как бы в туле, ибо предъуведен был прежде сложения мира, [[new:1pet:01:20|(1 Пет. 1:20)]], а потом принесшуюся в средину (земли), когда надлежало посетить всю землю, впадшую в бедствия и пагубу чрез служение твари паче Творца [[new:rim:02:25|(Рим. 2:25)]], чрез подчинение нечистым духам и опутание сетями греха. Сия-то избранная стрела поражает, как я сказал, самого сатану и лукавши с ним силы; поражает она также врагов истины и нечестивых противников Его священной проповеди. Но ранит она и иначе, именно на пользу и спасение, как в песни песней говорит пораженная невеста: //яко уязвлена есмь любовию аз// [[old:pp:02:05|(Песн. 2:5)]]. Рече же, говорит, ми, очевидно Отец: раб мой еси ты,Израилю, и в тебе прославлюся. О глубина богатства и премудрости и разума Божия! по написанному [[new:rim:11:33|(Рим. 11:33)]]. Свободен был и есть Сын, как неизреченно рожденный из царствующей над всем Сущности; и однако услышал Отца говорящего: раб мой еси ты. Итак, свободное по естеству, Слово становится рабом чрез домостроительство телесное или мыслимое по плоти, дабы опять ты разумел рождение Его от жены во времени по плоти. А Израилем назвал Его потому, что по плоти Он произошел от крови Израиля. Но и в тебе, говорит, прославлюся. Прославлен был Бог всяческих и чрез святых пророков, но не в них, а во Христе – чудно и необычайно, ибо прославился в Нем (а не чрез Него только). Когда прославляется Христос, Отец в Нем прославляется. Так мы видим Его (Отца) сияющего в Нем (Сыне) чрез боголенные достоинства, и силу, и действенность решительно во всем, и чрез освящение, и правду, и кротость всецелую, ибо таким именно образом Божество делается духовно видимым (для людей). Так и Сам Христос оказал: //видевый мене, виде Отца Моего// [[new:in:14:09|(Ин. 14:9)]]. Сказал и премудрый Павел, что в лице Христа прославляется Родивший Его ([[new:rim:15:09|Рим. 15:9]] ср. [[new:evr:05:05|Евр. 5:5]]; [[new:1pet:04:11|1 Пет. 4:11]]). Итак, в тебе, говорит, прославлюся, ибо поклонится Сыном и явившимся во плоти всяко колено, как написано, небесных и земных и преисподних,и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца [[new:fil:01:10|(Флп. 1:10-11)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-4 **Слушайте, острова, и внимайте, народы дальние. Господь призвал Меня от чрева от утробы матери Моей позаботился, **(recordatus est)** об имени Моем. И соделал уста Мои, как меч острый; тению руки Своей покрыл Меня. И соделал Меня стрелою избранною; в колчане Своем сокрыл Меня. И сказал Мне: ты раб Мой, Израиль, ибо в Тебе Я прославлюсь. А Я сказал: напрасно Я трудился; попусту и ни на что истощал силу Мою: но суд Мой с Господом и дело Мое с Богом Моим** Я знаю, что это и то, что ниже мы скажем, относится к познанию или к разумению одного отдела и все должно быть понимаемым в отношении к лицу Христа. Но я не хотел, излагая все вместе, обременять мысль читателя, и большим количеством своего запутывать то, что легче можно сказать по частям. Поэтому я изложил оба издания, чтобы кажущееся темным в одном издании уяснялось чтением другого. Итак после призвания остатков Израиля и отвержения народа, остающагося в неверии, о котором Он сказал: //нечестивым нет мира, говорит Господь// [[old:is:48:22|(Ис. 48:22)]], переходит к церквам, составившимся из язычников, и говорит к ним под именем островов. Они подвергаются козням преследователей, как бы волнам морским, и от свирепствующей со всех сторон бури скорее испытывают удары, нежели колеблются. Но чтобы кто нибудь не признал насильственным наше толкование, и слова эти относящимися не к язычникам, а к синагогам народа иудейского, то следует: **и внимайте народы** или //племена дальние//, то есть с отдаленных концов земли, или как LXX перевели: //после многого времени состоится//, то есть произойдет не в это время, в которое говорится, а после многих времен. **Господь**, говорит,** призвал Меня от чрева, и от утробы, матери Моей позаботился об имени Моем**. Это теперь кажется для слушающих пока темным, но впоследствии будет известно всем народам, когда Гавриил скажет Иосифу о родившемся от Девы: //и наречеши имя Ему Иисус, Той бо спасет люди Своя// [[new:mf:01:21|(Мф. 1:21)]]. **Он соделал** также** уста** Его **как меч острый**, чтобы духом уст Своих истребить нечестивого. Об этом мече и сам Он говорит в Евангелии: //не прийдох воврещи мир на землю, но меч, отделяя злых от добрых. Прийдох бо разлучити, человека на отца своего и дщерь на матерь свою и невесту на свекровь свою// [[new:mf:10:34|(Мф. 10:34-35)]]. И **тению руки Своей**, говорит,** покрыл Меня**, чтобы ничтожество плоти покрывалось силою божества, как ангел возвещал Деве: //Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя// [[new:lk:01:35|(Лк. 1:35)]]. **Соделал**, говорит,** Меня как стрелу избранную, в колчане Своем сокрыл Меня**. Когда говорит: **стрелу избранную**, то показывает, что Бог имеет весьма много стрел, но не избранных, каковыми стрелами служат пророки и апостолы, которые расходятся по всему миру. О них и в другом месте поется: //стрелы, Твоя изощрены, Сильне: людие под Тобою падут// [[old:ps:044:06|(Пс. 44:6)]]. И еще: //стрелы Сильнаго изощрены, со угльми пустынными// [[old:ps:119:04|(Пс. 119:4)]]. Но Христос из многих стрел и весьма многих сыновей есть единая избранная стрела и единородный Сын: ее сокрыл в колчане Своем, то есть в теле человеческом, чтобы в Нем телесно обитала полнота божества. Но редко Он принимается с верою, как и выше говорится: //Ты Бог сокровенный, а мы не знали// [[old:is:45:15|(Ис. 45:15)]]. Получив от этой стрелы рану, и невеста говорит в Песни Песней: "//Я ранена любовью//" [[old:pp:04:start|(Песн. 4)]]. **И сказал Мне: ты раб Мой Израиль, ибо в Тебе Я прославлюсь**. //Раб//: ибо, будучи образом Божиим, Он благоволил принять образ раба [[new:fil:02:start|(Флп. 2)]], и //Израиль//: ибо Он родился от семени иудейского. А чтобы это нельзя было относить ни к какому другому рабу, то присоединяется: **ибо в Тебе Я прославлюсь**. Ибо и Сам Он говорит в Евангелии: //Отче, прослави имя Твое// [[new:in:12:28|(Ин. 12:28)]]. Он в псалме говорит к Сыну: //Востани слава Моя, востани Псалтирю и гусли// [[old:ps:056:09|(Пс. 56:9)]], то есть совокупность всех добродетелей. Но когда Отец сказал Мне то, что Я сообщил, то Я ответил Ему: как Ты прославился во Мне, Отче? Ведь Я напрасно трудился и большую часть народа иудейского не мог призвать к Тебе. Говорится же все это для того, чтобы показать, что воля человека свободна. Ибо Богу свойственно призывать, а нам веровать, и если мы не веруем тотчас, то Бог не бессилен, но Он предоставляет свое могущество нашей воле, чтобы получалась награда за расположение к справедливому. Ибо так как они не захотели уверовать в Тебя чрез Меня, то суд Мой у Тебя, потому что Я сделал все то, что должен был сделать им, как Я говорил в Евангелии: //Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю// [[new:in:17:04|(Ин. 17:4)]], и еще: //явих имя Твое человеком// [[new:in:17:06|(Ин. 17:6)]]. И дело Мое или труд и скорбь Моя (ибо это означает πόνος) пред Тобою, ибо Он в Евангелии плакал Об Иерусалиме [[new:lk:19:start|(Лк. 19)]] и в Псалме по причине множества неверующих говорит, что Он как бы напрасно страдал: //кая польза в крови Моей, внегда сходити Ми во истление// [[old:ps:029:10|(Пс. 29:10)]]. И вися на кресте Он говорит по еврейскому тексту: //далече от спасения Моего словеса плачей Моих// [[old:ps:021:01|(Пс. 21:1)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Это - одна из важнейших мессианских глав пророка Исаии, непосредственно примыкающая к 42 главе и имеющая теснейшую связь с 50 и 52 главой. Ею начинается второй отдел второй части кн. пророка Исаии (с 49-57 гл.). Начиная с этой главы речь пророка, со стороны ее предметного содержания, заметно меняется: пророк перестает говорит о вавилонском плене и роли Кира, как о событиях временных и преходящих, и устремляет свой взор, главным образом, к тому вечному мировому акту, который имел открыть собой новую эру в истории всего человечества (искупление через Мессию). Правда, касался этого предмета пророк Исаия не раз и раньше (в особен. 42 гл.), но как-то мимоходом и прикровенно, больше образно, чем прямо. Теперь же //внешняя// история избранного народа Божия отходит на задний план, а на передний выступает //внутренняя// история домостроительства Божия о спасении Израиля и всего грешного мира добровольной крестной жертвой Искупителя. Отсюда начинается самый важный отдел кн. пророка Исаии, за который он, главным образом, и получил вполне заслуженный им почетный титул "ветхозаветного евангелиста". **Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое** //Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние...// Призыв к особенной внимательности, ввиду чрезвычайной важности последующей речи [[old:is:48:16|(Ис. 48:16)]]; а также, вероятно, и указание на ее всеобъемлющий, универсальный характер, поскольку это касается не только тесного круга избранного народа, но также и всех "дальних народов" (ср.[[old:is:43:04| 43:4]]; [[old:is:44:15|44:15-16]]; [[old:is:41:01|41:1]]; [[old:is:52:04|52:4]]). //Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое..//. Слова эти всего менее могут быть относимы к самому пророку Исаии, который, как известно, призван был к своему пророческому служению в зрелом возрасте [[old:is:06:01|(Ис. 6:1-6)]]. Лишь с большими натяжками они могут быть толкуемы относительно коллективной личности (напр., всего Израиля, гл. [[old:is:44:02|44:2]], [[old:is:44:24| 24]]). Но всего естественней и лучше прилагать их к единичной личности [[old:is:42:04|(42:4]]; [[old:ier:01:05|Иер. 1:5)]] и именно к Личности Возлюбленного Отрока Господня, о нарочитом призвании Которого "издревле", и о самом наречении имени Которому у пророка Исаии уже не раз шла речь и выше ([[old:is:07:13|Ис. 7:13-15]]; [[old:is:42:06|42:6]]; [[old:is:48:15|48:15]]; Ср. 109:2). Об исполнении же этих пророчеств говорят нам евангелисты [[new:mf:01:21|(Мф. 1:21]] и[[new:lk:01:31| Лк. 1:31)]]. Некоторые комментаторы останавливают внимание на том, что здесь, при рождении - упоминается лишь одна мать, чем будто бы дается прикровенный намек на бессеменное его зачатие. //**Толковая Библия.**// [<10>]