[<10>] ====== Толкование на Ис. 49:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тако глаголет Господь, избавивый тя Бог Израилев: освятите уничижающаго душу свою, гнушаемаго от язык рабов княжеских: царие узрят его, и востанут князи и поклонятся ему Господа ради, яко верен есть Святый Израилев, и избрах тя** Акила не говорит: //"освятите",// и последующих слов, но, вместе со многими переводчиками, пишет: **«так говорит Господь, ближний Израиля, Святый его, тому, презирающему себя самого, и презренному племенами, рабу князей»**. Симмах говорит: //«так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый его, презренному от себя, поруганному от язык, рабу князей»//; Феодотион говорит то же, что Акила, изменяя только одно слово, именно, Акила говорит: //«презренному»//, а тот говорит: //«отверженному, который порицает себя»//. Обрати внимание на перемену: пророк приводит на память прежнее уничижение и истощание, так чтобы пользующиеся божественными благодеяниями не забывали их, потому что дары благодеяния делают нас настолько беспамятными, что мы не вспоминаем ни о притеснителе, ни об освободителе нашем. Вместе с тем он открывает и могущество Бога, Который презренного, поруганного, не имеющего почести и величия, сделал таким, что он сказал: **«цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа»**. Видишь ли чудо Нового Завета, изображенное в Ветхом? Ведь, как халдеи Израиля, так и диаволы держали в своей власти всю человеческую природу, вводя людей в заблуждение. Смотри также, почему **«поклонятся»**? – **«ради Господа»**, говорит. Акила и Симмах говорят: //«за Господа»//, – чтобы они не приписывали праведности себе самим, но Господу, Который показывает достоверным и истинным, что некогда обещал; почему и говорит: **«Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя»**. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Тако глаголет Господь, избавивый тя Бог Израилев: освятите уничижающаго душу свою, гнушаемаго от язык рабов княжеских: царие узрят его, и востанут князи и поклонятся ему Господа ради, яко верен есть Святый Израилев, и избрах тя** И отсюда можешь узнать, сколь великого милосердия Бог и Отец удостоил призванных чрез Христа, ибо тайноводствует их и открывает глубокую и великую тайну вочеловечения, не дозволяя кому-либо спотыкаться о камень претыкания и разбиваться по безрассудству о скалу соблазна [[old:is:08:14|(Ис. 8:14]]; [[old:is:28:16|Ис.28:16]] ср. [[new:rim:09:32|Рим. 9:32-33]]; [[new:1pet:02:07|1 Пет. 2:7—8)]], как сокрушился неразумный Израиль. Итак, что же говорит? Я, избавивый тя Бог, так говорю к тебе: освятите уничижающего душу свою, то есть священным и святым почтите и постарайтесь привлечь к себе Того, Кто душу свою уничижил, то есть мало оценил. Да; став человеком Бог и Единородное слово Бога положил за нас душу свою и восхотел претерпеть ради нас смерть по плоти, ничего не прияв в Свое естество (божеское); ибо Сам как Бог, будучи выше страданий, однако же таким образом, говорю, уничижил ее, и это за грешников. Сему и всемудрый Павел изумился, ибо сказал, что составляет свою любовь к нам Бог, //яко еще грешником сущим нам.... по времени за нечестивых умре// [[new:rim:05:08|(Рим.5:8]] ср. [[new:rim:05:06|Рим. 5:6)]]. И Сам Христос говорит негде: //пастырь добрый душу свою полагает за овцы// [[new:in:10:11|(Ин. 10:11)]]. Так Он положил ее за нас, ибо я//звою его мы исцелехом// и Он //мучен бысть за беззакония наша и ради грехов наших предан был// [[old:is:53:05|(Ис. 53:5)]]. Итак, да святится, говорит, то есть да почитается святым или да исповедуется, а это подобает и Богу и только Ему одному в безусловном и собственном смысле потому что хотя и существуют многие святые силы умные, а равно и люди на земле, но называются святыми вследствие причастия Тому, Кто свят по естеству и только Един истинно есть таков. Как свет истинный есть Он Сам, однако дал это достоинство и другим, ибо говорит: //вы есте свет миру// [[new:mf:05:14|(Мф. 5:14)]]; так и святым будучи Он один вместе с Богом и Отцом и Святым Духом, как бы от собственной полноты дарует и причастникам Его освящение. Так и в молитвах мы говорим: //Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое// [[new:mf:06:09|(Мф. 6:9)]]. Отнюдь не то конечно хотим сказать, что взываем о прибавлении освящения к имени Отца, ибо это совсем несмысленно; но, правильнее, молимся, чтобы у всех было то, что истинно существует, то есть святое и страшное. Также точно и здесь должно понимать выражение: освятите, хотя и уничижил, сказано, душу свою, то есть хотя и говорится, что потерпел нечто человеческое и свою плоть заставил вкусить смерть (а положил Он душу свою за многих). Но слово (пророческое) простирается далее и упоминает и о другом, что могло бы иногда послужить препятствием в деле веры в Него для тех, кои не видят глубины домостроительства, — здравомыслящим же конечно не может причинить никакого вреда, — а именно: преданного Пилату Иисуса некоторые из воинов подвергали гнусным оскорблениям, то нечестиво нанося Ему удары, то даже бесчестия оплеваниями и издеваясь венцем из терний, ругаясь и говоря: //радуйся царю иудейский// [[new:mf:27:20|(Мф. 27:20)]]. Посему говорит: гнушаемого от язык, рабов, князей, а зависит и это (речение) без сомнения от освятите. Но что претерпел по домостроительству поругания от язычников, после же сего воссияет и будет прославлен от всех, пребывающих и в высших достоинствах и в низших почестях, об этом предвозвещает говоря: царие узрят его и возстанут, очевидно с царственных престолов, князи и поклонятся ему. Узрят не телесными очами, но как бы взором ума и сердца, ибо так мы зрим славу Христа. Поклонятся же Ему Господа ради, то есть ради Меня, ибо Он прославляется как Сын Бога и Отца и яко верен есть Святый Израилев. Верен здесь означает всегда пребывающего, потому что непоколебимо царство Бога и Отца, а равно и Сына; между тем как лжеименные боги не суть верны, ибо произошли (недавно), и гибнут, и не пребывают. Спаситель же всех и Господь истинно верен, то есть твердо стоит в своих достоинствах, и незыблемо пребывает, и Сам избрал призванных чрез Христа,// ихже бо предуведе//, сказано, (тех) //и предустави// сообразных (быти) образу Сына своего.... //тех и призва, и освятил при сем, и прослави// [[new:rim:09:29|(Рим. 9:29—30)]]. Итак надлежало, подлинно надлежало избранным, освятить Уничижающего душу Свою и смотря на дела Его человечества не лишать Его подобающей славы и не удаляться от точного познания относительно Его, но напротив, уразумевая премудрость домостроительства покланяться Ему и иметь убеждение, и притом твердое, в том, что Он есть естеством и истинно Сын верного Господа, хотя домостроительно и явился в образе подобном нам и облекся в меру уничижения. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемой душе, поносимому народу, рабу властелинов: цари увидят и встанут князья, поклонятся ради Господа, ибо Он верен, и Святого Израилева, который избрал Тебя** Вместо сказанного нами: **презираемой душе, поносимому народу, рабу властелинов**, Феодотион перевел: //кто презирает душу, кого гнушается народ, кто есть раб князей//, что очевидно приличествует Христу. Ибо Он, добрый пастырь, положил душу Свою за овец Своих [[new:in:10:start|(Ин. 10)]] и презрел ее; Он служил предметом поношения для народа иудейского и ежедневно трижды поносят Его они под именем назарян в синагогах своих. Он был рабом князей и столь смиренным, что стоял пред Анною и Каиафою и был послан к Пилату и Ироду для распятия. С этим переводом согласен Акила и отчасти Семьдесят, хотя они изменили и ослабили текст в том отношении, что вместо //народа //перевели// народы// и вместо //раба — рабы//. Другие же полагают, что это говорится народу иудейскому, который презрел душу свою и служит предметом поношения для всего мира и находится в подчинении князьям, о которых написано: //снедающии люди Моя в снедь хлеба// [[old:ps:013:04|(Пс. 13:4)]]. Но лучше объяснять это в отношении к Христу. Итак, что говорит Сыну Отец, бывший некогда искупителем и Святым Израилевым? Увидят цари и встанут князья и поклонятся, когда прийдет во славе Отца с ангелами Своими и сядет на престоле славы Своей, судя живых и мертвых: тогда все поклонятся Ему ради Господа, Отца Его, который избрал Его. Или же так нужно понимать: цари, сердце которых в руке Божией, и князья церкви Божией поклонятся тебе; **ибо верен Господь, Святый Израилев, который избрал тебя**. Все же это относить к тому, кто презрел душу Свою, кто поносится народом, кто служит рабом князей. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя** [В Славянском переводе 70-и вместо "Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов" - "//Так говорит Господь, избавивый тя Бог Израилев: освятите уничижающего душу свою, гнушаемого от язык рабов княжеских//". Получается совершенно другой, гораздо более подобающий избраннику Божию смысл. Не раб властелинов - но всего лишь временно поносимый языками рабов князей! - //Прим. ред.//] //Так говорит Господь... презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов...// Это, собственно говоря, начало уже новой речи Господа, хотя и тесно связанной с прежней. В ней идет раскрытие чудесно-благодетельных плодов мессианского служения, которое, конечно, является вместе с тем и лучшим доказательством его высокого значения и смысла. "Седьмой стих является довольно важным моментом в процессе постепенного сообщения ветхозаветного откровения о страждущем Праведнике. С одной стороны он воспроизводит известный [[old:ps:021:start|21 Пс.]] (отчасти [[old:ps:068:start|68]]), в котором Страдалец-Христос говорит о Себе: "Я - червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе" (7 с. Ср. [[old:ps:068:15|Пс. 68:15]]), а с другой - служит вступлением к пророчеству [[old:is:42:start|42]]-[[old:is:43:start|Ис. 43]] глав, где с такой подробностью изображаются страдания праведника" (И. Григорьев "Пророчество Исаии о Мессии и Его царстве" - 168 с. Казань 1902). Но за этим кратким моментом временного уничижения Мессии тотчас же последует момент возвышения, который изображается у пророка в таких чертах; //цари увидят - и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен Себе... Который избрал Тебя.// Из состояния добровольного уничижения Спаситель мира будет вознесен на высоту подобающей ему славы. //"Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему"// [[old:ps:071:10|(Пс. 71:10-11)]]. Фактическое исполнение этого пророчества дает вся история христианских народов, где цари и властители нередко шли впереди всех ко Христу и вели к Нему свои народы. Не без основания также древнехристианская традиция считает и известных восточных мудрецов, пришедших в пещеру на поклонение Христу-Младенцу, местными князьями, или царями (The pulp. Comment. 231 р.). Все это совершится //"ради Господа, Который верен, ради святого Израилева//", "потому что, Мессия - посланный от Господа - единосущен Отцу; потому что, несмотря на образ раба, Он - Бог Всемогущий; потому что Избирающий и Избранный //одна суть: "Я и Отец - одно//" ([[new:in:10:30|Ин. 10:30]] - Властов). "Вторая половина стиха переносит читателя в будущий момент торжества Мессии, когда Он победит мировой грех и будет окружен блестящим ореолом неземного величия. Цари, которые прежде презирали смиренного Раба, теперь с благоговейным почтением станут вокруг Его престола; князья, которые до сих пор гнушались страждущим Отроком, преклонять пред Ним колена и подчинятся Ему" (И. Григорьев Op. cit.). //**Толковая Библия.**// [<10>]