[<10>] ====== Толкование на Ис. 49:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах** Чтобы они не надеялись на свою праведность, Он говорит: возвращение произойдет под Моим водительством и Моею, силою. Чтобы показать любовь, по которой совершится возвращение, Он говорит то: //«изыдут»//, то: **«принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах"**. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 22-23 **Тако глаголет Господь Господь: се, воздвизаю на языки руку мою и на островы воздвигну знамение мое, и приведут сыны твоя в лоне и дщери твоя на плещах возмут. И будут царие кормителие твои, и княгини их кормилицы твоя: до лица земли поклонятся тебе и прах ног твоих оближут, и увеси, яко аз Господь Бог, и не посрамятся терпящии мя** Какой конец отступления от Бога, безмерного любодеяния и нечестивых деяний, или отвращения от лучшего к худшему? Крайнее унижение, говорит, и ниспадение в самую глубокую пропасть погибели. Поелику ты не восхотел оставаться на высоте и иметь прочное благополучие; то подвергся унижению. А что некоторые Израильтяне были возвышены и достигли славы у Бога, это может быть ясно из слов самого Бога, устами Исаии говорящего о них: //сыны родих и возвисих// [[old:is:01:02|(Ис. 1:2)]]. Итак сам он накликал на себя унижение, потому что нечестиво поступил против возвысившего его Бога. А каким образом он был унижен, это показывает тотчас; ибо говорит: многими путьми твоими трудился еси. Ибо ходя как бы по всем путям погибели, они совершенно бесполезно потратили силы души, очевидно, духовные, и утомились безмерно, употребивши старания о пагубных делах. Или может быть под многими путями здесь разумеет то, что они постоянно влекутся к иным богам и пренебрегают теми, которые уже у них есть, и отыскивают тех, которые находятся у кого-нибудь другого, и надобно пьяным бросаются туда и сюда и не имеют в себе опоры и устойчивости – ума. Но это случается испытывать и нам среди постыдных удовольствий. Ибо иногда ум увлекается всяким видом нечистоты, иногда превозносит похвалами богатство, иногда с увлечением предаются плотским удовольствиям и побеждается суетного славою и как бы уносится всяким ветром, согласно с сказанным о ком-то устами Иеремии: //в похотех души своея ветром ношашеся, предан бысть, кто обратит его// [[old:ier:02:24|(Иер. 2:24)]]? Ибо душа, подвергшаяся этому, будет всецело предана приступам страстей. И этому учит Приточник говоря: //строптивая бо помышления отлучают от Бога и парение похоти пременяет ум незлобив// [[old:prs:01:03|(Прем 1:3,]] [[old:prs:04:12|4:12)]]. Итак нужно сойти с ума, чтоб стремглав броситься со скалы, и услаждаться постыдными удовольствиями и предаваться им, чтоб утомившись разнообразием их сделаться добычею диавола. Итак ты, говорит, о Иерусалим, сделавший это не сказал: престану, крепящийся; то есть, ты не пресек пути помыслам о постыдном, не положил меры отступлению, не прекратил попечения о зле, напротив еще ревностнее стараешься делать то, чему никогда не следовало быт. Ибо дело души, имеющей даже ограниченный смысл – не допускать подчинения греховным желаниям; а если случится подвергнуться этому, то-прибегать к покаянию и чрез обращение к лучшему, уничтожить преступления. Если же она неудержимо устремилась к постыдным делам и ко всему этому пренебрегает необходимостью покаяния; то увидишь, что она, находясь в таком состоянии, прилагает грех ко греху, болезнь к болезни. Посему Бог всяческих находящихся в таком состоянии обвиняет и говорит: //еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится? Вскую отвратишася людие мои сии во Иерусалиме отвращением безстудным и укрепишася во произволении своем и не восхотеша обратитися// [[old:ier:08:04|(Иер. 8:4,]] [[old:ier:08:05|5)]]? Но яко сотворил еси сия, говорит, сего ради непомолился ми еси ты. Но хотя ты дерзнул совершить столь постыдные и отвратительные дела; то не смотря на это не надлежало ли тебе обратиться к Богу с мольбою и просить у него помилования? Ибо Он, будучи благ по естеству и зная создание наше, по написанному [[old:ps:102:14|(Пс. 102:14)]], приемлет тех, которые желают принести покаяние. Посему чрез одного из святых пророков сказал: //возвратитеся сынове возвращающиися, и исцелю сокрушения ваша// [[old:ier:03:22|(Иер. 3:22)]]. Итак доказательством крайнего безумия и всецелого отвращения (от Бога) служит то, что находившиеся в таких бедствиях не обращаются к Богу и не просят у Него помилования чрез исповедание грехов. Ибо написано: //глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися// [[old:is:43:26|(Ис. 43:26)]]. Некто же воспевает и говорит: //рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви: и ты оставил еси нечестие сердца моего// [[old:ps:031:05|(Пс. 31:5)]]. Но Иудеи отличались каким-то шатким и бессильным и исполненным невежества умом; ибо они постоянно готовы были отступать от Бога живого и увлекаться иными богами, когда уже им возвещено было, что придет множество Вавилонян, какого еще не бывало. Но, о неразумный, говорит, кого благопочетти убоялся еси, и солгал ми еси?Ибо тиран Вавилонский-человек и в сравнении с божественною силою находящееся у него войско-ничто; потому что о Боге написано: //содержай круг земли: и живущии на ней аки прузи// [[old:is:40:22|(Ис. 40:22)]]. И опять пророк Исаия сказал: //вси языцы, аки капля от кади и яко претяжение веса, вменишася и аки плюновение вменятся? Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте его?// [[old:is:40:15|(Ис.40:15,]] [[old:is:40:18|18)]]. Посему безумные подумали, что земной человек сильнее Бога и изменили благоговению пред Ним и вообразили, что спасутся чрез богов, которые не суть боги. Ибо какая польза может быть от камня и дерева? Посему и сказано о них: //во время озлобления своего рекут: востани и избави нас. И где суть бози твои, яже сотворил еси тебе? да востанут и избавят тя во время озлобления твоего// [[old:ier:02:27|(Иер. 2:27,]] [[old:ier:02:28|28)]]. Обманули же Бога не словами только, но и самыми делами. Вот что, например, сказано о них: //ждах, да сотворят гроздие, сотвори же терние, и не правду, но вопль// [[old:is:05:04|(Ис.5:4,]] [[old:is:05:07|7)]]. И божественный псалмопевец как бы от лица Христа сказал о всех: //сынове чуждии солгаша ми: сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих// [[old:ps:017:45|(Пс. 17:45,]] [[old:ps:017:47|46)]] **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 22-23 **Так говорит Господь Бог: вот Я поднимаю **(вульгата: подниму)** к племенам руку Мою и пред народами воздвигну знамя Мое: и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих доставят на плечах. И будут цари питателями твоими и царицы кормилицами твоими. С опущенным до земли лицом будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих: и узнаешь, что Я Господь и не постыдятся о Нем надеющиеся на Него** На сказанное церковно: //я бесплодная и плененная: кто родил их мне Я покинутая и одинокая: где же были они?// Господь отвечает: почему ты удивляешься, что это случилось? Ты не будешь удивляться, когда услышишь, что Я поднял к народам руку Мою, о которой и святый говорит: //Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою// [[old:ps:138:05|(Пс. 138:5)]], и Сам Спаситель: //никтоже может восхититии от руки Отца Моего// [[new:in:10:29|(Ин. 10:29)]], и апостол Петр: //смиритеся под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время посещения// [[new:1pet:03:06|(1 Пет. 3:6)]]. Эта рука, поднятая к народам, есть та, о которой этот же самый пророк говорит: //будет корень Иессеов, возстаяяй владети языки, на того языцы уповати будут// [[old:is:11:10|(Ис. 11:10)]]. И не только руку Свою поднимет к народам, но и воздвигнет знамя Свое среди народов,— без сомнения, знамя креста, чтобы исполнилось написанное: //хваления Его исполнь земля// [[old:avm:03:03|(Авв. 3:3)]], и еще: //чудно имя Твое по всей земли// [[old:ps:008:01|(Пс. 8:1)]]. Тогда **принесут** на руках или на лоне **сыновей** Сиона, **и дочерей** его **доставят на плечах**. Таков был и Лазарь, и все святые, покоющиеся на лоне Авраамовом [[new:lk:16:start|(Лк. 16)]], и души верующих, к которым апостол Павел говорил: //млеком вы напоих// [[new:1kor:03:02|(1 Кор. 3:2)]]. И в другом месте: //чадца моя, ими же паки болезную, дондеже вообразивши Христос в вас// [[new:gal:04:19|(Гал. 4:19)]]. И в ином месте: //якоже доилица греет чада своя, тако желающе вас, благоволихом подати вам не точию благовествование Христово, но и души своя// [[new:1sol:02:07|(1 Фес. 2:7-8)]]. Иначе смешно было бы, подобно иудеям, носить престарелых сыновей и дочерей на руках и плечах. **Цари** же, питающие, и **царицы** и княгини-**кормилицы** ясно указывают на апостолов и мужей апостольских; каков был и Авраам, к которому говорится: //царь от Бога ты еси в нас// [[old:gen:23:06|(Быт. 23:6)]], и сердце которых в// руце Божией// [[old:pr:21:01|(Притч. 21:1)]], которые говорят верующим: //яко новорождени младенцы словесное и нелестное млеко возлюбите// [[new:1pet:02:02|(1 Пет. 2:2)]]. Также княгиня, то есть ... (начальствующая), что означает имя Сары, и царицы или царица. О которой в сорок четвертом псалме поется: //предста царица одесную тебе в ризах позлащенных// [[old:ps:044:10|(Пс. 44:10)]], ежедневно воспитывает чад Христовых и приводит к совершенному возрасту: и всякий возраст, пол и сан будут кланяться Сиону ради обитающего в нем. Ибо если глава Церкви есть Христос, то поклоняются главе в теле. И если некоторым говорится: [[old:ps:099:05|(Пс. 99:5)]] //возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его// (не потому, что должно поклоняться подножию, но чтобы указать на величие ног Его): то почему не поклоняться Церкви, обнимающей все тело Христово, чтобы исполнилось написанное у Софонии: //поклонятся Ему кийждо от места своего вси острова язычестии// [[old:sof:02:11|(Соф. 2:11)]], и чтобы не ходить, подобно иудеям, трижды в год в Иерусалим, но чтобы в своем месте поклоняющиеся Господу имели Иерусалим. Следующее же затем: **и лизать прах ног твоих**, означает то, что цари и князья все из земных дел, прилипающее к ногам Церкви, должны насаждать и очищать словом своим. Поэтому и апостолам заповедуется отрясать прах от ног своих [[new:mf:10:start|(Мф. 10)]]. И Петру говорится, что раз омытому нужно только ноги омыть [[new:in:13:start|(Ин. 13)]]. Чрез все это Церковь научается, что нет иного Господа, кроме того, надеющиеся на которого будут иметь вечную славу. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах** Как бы в ответ на вопросы предшествующего стиха, Сам Бог говорит, что это все произошло не само собою, не путем каких-либо естественных исторических процессов, а единственно по мановению Его всемогущей Десницы, которой послушны все сильные мира. //Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам...// Поднятие руки и водружение знамени - это знак, которым обращается внимание всех на важное содержание последующей речи. Блаженный Иероним под знаменем аллегорически разумеет орудие искупления - Крест Христов, символ победного знамения христиан. "Народы" и "племена" здесь определенно называются теми областями, которые выделят из своей среды главный контингент будущих чад духовного Израиля, т. е. Христовой церкви. //**Толковая Библия.**// [<10>]