[<10>] ====== Толкование на Ис. 49:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен** Им настоящие слова казались невероятными, потому Он подтверждает их доказательствами. Не грабили ли их неприятели? Конечно, но к своему же собственному вреду. Хотя они их грабили, но делали это не своею силою. Я предал их в их руки. Почему же говорится: **«у победителя взятые в плен»**? Если кто приведен неправедно в плен, то ужели Я не могу его освободить? //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 24-26 **Будет ли отнята от сильного добыча или может ли быть избавлено взятое крепким в плен? Ибо так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты и взятое крепким будет избавлено. Судивших же тебя Я буду судить, и сыновей твоих Я спасу. И врагов твоих накормлю собственною их плотию, и они будут упоены кровию своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь, спасающий тебя, и Искупитель твой, сильный Иаковлев** Господь наш и Спаситель, говоривший прежде чрез Исаию, Сам повторяет эту же самую мысль в Евангелии: как кто либо может войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного и тогда расхитит дом его [[new:mk:03:start|(Мк. 3)]]. Сильный и исполин есть диавол, который все народы подчинил своей власти, и который осмелился сказать Спасителю: все это мне предано //и тебе дам, аще пад поклонишимися// [[new:mf:04:09|(Мф. 4:9)]]. Ибо мир во зле лежит; его никто из праведных не мог победить и, по Амосу, отнять добычу из пасти льва [[old:am:03:start|(Ам. 3)]]. Итак на предложенный вопрос о том, что никто не может победить сильного и исполина и спасти похищенное им, Господь отвечает, что все это совершится при Его пришествии, и именно что— народы, плененные прежде исполином, будут отняты и вся утварь его и все слуги будут отданы апостолам, по исполнении онаго написанного: //царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделении корысти// [[old:ps:067:13|(Пс. 67:13)]]. Ибо это тот, кто, //возшед на высоту, пленил плен, даде даяния человеком// [[old:ps:067:13|(Пс. 67:13]], [[old:ps:067:19|19]]; [[new:ef:04:08|Еф. 4:8)]]: то есть Он возвратил к жизни тех, кои прежде были пленены для смерти. Поэтому Симмах более ясно перевел: //но и пленные у сильного отнимутся, и добыча страшного будет спасена//, под сильным и страшным давая разуметь диавола, который побежден силою Господа. Итак Господь, судящий тех, которые угнетали Сион, или разбирающий тяжбу его, избавит детей его, плененных исполином, и спасет, и накормит противные силы собственною их плотию и упоит их, как молодым вином, чтобы они насыщались не умерщвлением других, но собственною смертию. И кои суть плоть, те, как утратившие Духа Божия, питаются собственною плотию. Это же говорит и святый в псалмах: //внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя// [[old:ps:026:02|(Пс. 26:2)]]. Ибо съедается не дух, который беcтелесен, а плоть, доступная для укушения диких зверей. И тогда Сын или всякая плоть, которая увидит спасение Божие, скажет, что Искупитель и Спаситель его есть тот, кто боролся с Иаковом или был помощником силы Иаковлевой, чтобы, побежденный при страдании, благословлял распинателей: //Отче, отпусти им: неведят бо, что творят// [[new:lk:23:34|(Лк. 23:34)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 24-26 **Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу; и притеснителей твоих накормлю собственною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев** Заканчивая Свою речь о силе исключительного Божественного покровительства новозаветной церкви, пророк от лица Господа говорит, что в сравнение с ним не могут идти никакие обычные подобия и примеры. Так, у людей принято думать, что никто не может вырвать добычу из рук сильного или пленников у победителя (24). У Господа же, наоборот, добыча тирана будет у него отнята и пленные будут избавлены от рабства победителя. Сами образы "добычи" и "плена" взяты, по-видимому, из эпохи вавилонского плена; но получили здесь мессиански аллегорический характер, который блаженный Иероним толкует приспособительно к речам Иисуса Христа о власти сатаны над грешным миром, уничтоженной кровью Искупителя. //**Толковая Библия.**// [<10>]