[<10>] ====== Толкование на Ис. 50:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад** Показывая, что это слова не человеческого ума, и чтобы кто не сказал: я знаю, что Бог всемогущ, но откуда известно, что ты говорил от Его имени? – пророк говорит: **«Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся»**. Подобно этому говорят другие пророки: //«А я исполнен силы Духа Господня»// [[old:mih:03:08|(Мих.3:8)]]; //«я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы»// [[old:am:07:14|(Амос.7:14)]], а потом: //«и избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец»// [[old:ps:077:70|(Пс.77:70)]]. Подобно этому говорится и здесь: **«Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего»**. Языком он называет пророчества, и призывает к суду тех, которые слушали их с скорбным духом, чтобы они не думали, что это слова человеческой мудрости, но поистине слова Господни. **«Каждое утро Он пробуждает**, – говорит, –** ухо Мое, чтобы Я слушал»**. Таким образом он показывает свое желание и многочисленные дары Божии. **«Господь Бог открыл Мне ухо**, – говорит, –** и Я не воспротивился, не отступил назад»**, – показывая, что от Него происходит научение и премудрость. Справедливо говорится: **«каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся»**, так как эти слова не могут быть слышимы человеческими ушами, если уши не будут прежде приноровлены для таковых слов. Не занятием, но благодатью приобретается небесная мудрость, по мере веры каждого. **«И Я не воспротивился, не отступил назад»**. Видишь ли, он показывает здесь свободу и свободное изволение. **«Не воспротивился»**, – показывая, что он может и противиться, подобно тому, как противился Иеремия, который говорит: //«было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих»// [[old:ier:20:09|(Иер.20:9)]], показывая, что он говорит не от себя, но что это было пророчество. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 4–8 **Господь (Господь) дает Мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово: положи Мя утро утро, приложи Ми ухо, еже слышати, и наказание Господне отверзает уши Мои. Аз же не противлюся, ни противоглаголю. Плещи Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний, и Господь помощник Ми бысть: сего ради не усрамихся, но положих лице свое аки твердый камень и разумех, яко не постыждуся: зане приближается оправдавый Мя. Кто пряйся со Мною? да сопротивостанет Мне купно. И кто судяйся со Мною? да приближится ко Мне** Не невероятно будет, а напротив согласно с правильными рассуждениями, применить данные изречения к лику святых Апостолов или ко всем уверовавшим в Господа нашего Иисуса Христа, умудренным чрез Духа и в изобилии получившим от него просвещение ума и сердца, которые соделались причастниками божественных дарований и получили силу чистыми очами ума постигать глубину боговдохновенного Писания, а также усвоили себе благоустроение Евангельского жития и подобающего святым разумения. Они-то, воссылая благодарственные песнопения, и говорят, что дан им язык научения, то есть способность говорить назидательно и изъяснять безукоризненно божественные тайны, егда и как подобает пользоваться словами (рещи слово) утешения. Это и действительно совершали божественные ученики, обильно исполняя ум и сердце здравым и не укоризненным знанием веры во Христа и каждому из приступающих к Евангельскому учению предлагая соответственное и приличное ему слово. Так сущим еще младенцам, как бы в качестве млека, они благостроительно предлагали слово простого оглашения [[new:1kor:08:01|(1 Кор. 8:1]][[new:1kor:08:02|-2]];[[new:1sol:02:07| 1 Сол. 2:7)]]; достигшим же в мужа совершенна и пришедшим в меру возраста исполнения Христова [[new:gal:04:18|(Гал. 4:18)]]-твердое, и наиболее питательнейшее. Это и есть "**язык научения**" и дар познания, егда подобает рещи слово. И они положены, как говорят о себе, "**утро утро**", то есть дано им в ум и сердце сияние дня, освещение божественным и мысленным светом, восход денницы, что опять узнаем от блаженного Павла, написавшего так: "//благодарящее Бога и Отца//", "//иже избави нас от власти темныя, и престави в царство Сына любве Своея//" во свете [[new:kol:01:12|(Кол. 1:12-13)]]. И подлинно, "//бог века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы//" [[new:2kor:04:04|(2 Кор. 4:40)]]; но для нас взошло Солнце правды, осиявающее наш ум божественным светом, так что мы становимся и называемся "//сынове света и//" "//дне//" [[new:1sol:05:05|(1 Сол. 5:5)]]. Потом говорит: "**приложи ми ухо, еже слышати, и наказание Господне отверзает уши мои**". Восприяв веру во Христа и обогатившись просвещением от Него, мы получили приложение уха, то есть способность необычайного слуха сравнительно о прежним: так как иудеи, читая закон, не идут далее сени, но остаются при бездейственных образах, и только при них одних; напротив мы, почитая закон детоводителем, когда приемлем в ухо то, что открыто чрез Моисея, разумеваем сие иным слухом, переводя образы в истину и обращая сень в предмет духовного созерцания. Так получили мы приложение слуха, ибо наказание (научение) чрез Христа, то есть евангельская проповедь, и тайноводство Им учит разумевать закон духовно; Он как бы расширяет слух уверовавших в Него, между тем как этого не имеют Израильтяне. Посему Господь наш Иисус Христос сказал к ним: "//испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне. И не хощете приити ко Мне, да живот имате//" [[new:in:05:39|(Ин. 5:39-40)]]. Написал также о них премудрый и божественный Павел, что "//внегда чтется Моисей покрывало на сердце их//" лежит "//не откровено, зане престает о Христе//" Иисусе Господе нашем и Искупителе [[new:2kor:03:14|(2 Кор. 3:14-15)]]. Посредством прежде уже прочитанного и изъясненного (нами), Он делает весьма сильный упрек Иудеям за их упорство; ибо сказал, "//что яко приидох, и не бяше человека//", призвах, "//и не бе послушающего//" [[old:is:50:02|(Ис. 50:2)]]? И после того, как введено было лице принявших веру и говоривших: Господь дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово и следующее за сим, и воссылающих благодарственные песни, опять появляется лицо Самого Христа, противопоставляющего свое собственное послушание дерзости Иудеев, дабы всецело изобличить их за то, что они враждуют против Бога, поднимая упорную и жестокую выю против Того, Кто призывает (их) ко спасению; ибо звах, говорит, и не бе послушающаго. Они соделались косными и медлительными к благопослушанию и совершенно неспособными к уразумению того, что служит им на пользу и чрез что по истине они могли избежать, и очень легко, как тирании греха, так и козней диавольской жестокости. Но между тем как они оказались непослушными, Аз же не противлюся; ибо когда Бог и Отец восхотел "//возглавити//" во Мне "//всяческия//", "//яже на небесех и яже на земле//" [[new:ef:01:10|(Еф. 1:10)]], то Я довел Себя до уничижения и снизошел до крайних пределов человеческой нищеты, соделавшись человеком, дабы быть послушливым "//даже до смерти, смерти же крестныя//" [[new:fil:02:08|(Фил. 2:8)]]. И "**плещи мои вдах на раны, и ланите мои на заушения, лица же моего неотвратих от студа заплеваний**": ибо это все привелось Ему претерпеть, когда неистовствовало против Него невежество Иудеев, и Пилат подвергал Его бичеванию, когда один из нечестивых слуг нагло поступал с ним и бил его по ланитам, а другие плевали на него. Но у Страждущего была одна цель-привести в исполнение благую волю Отца. Так и Христос негде сказал: "//яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца. Се же есть воля пославшаго Мя Отца, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день//" [[new:in:06:38|(Ин. 6:38]], [[new:in:06:39|39)]]. Итак ради того, чтоб даровать жизнь верующим в Него, Он не отвратился ни от оскорблений, ни от бичеваний, ни от испытания заплевании, хотя Он есть Бог по естеству и истинный Господь. За тем Он говорит как человек: и Господь помощник ми быть: сего ради не усрамихся, но положих лице свое аки твердый камень, и разумех, яко непостыждуся: зане приближается оправдавый мя. Здесь Он ведет речь, как я сказал, по-человечески и совершенно сообразно с крайним уничижением Своим. Впрочем, сими словами, кажется, указывает таинственно на то наказание, какое поразило их за нечестия против Него: так как, сказано, бысть Господь помощник ми. Говорит как бы так: после того как Я вдах "**плещи мои на раны и ланите Мои на заушения**", когда Я претерпел даже страдания на кресте, тогда помощником Мне стал Отец: ибо Он помог и не допустил Собственному Сыну быть совершенно опозорену и постыжену,-и дерзнувшие восстать против Бога были наказаны и подверглись праведному суду за преступления против Меня. Присоединив потом: "**приближается оправдавый Мя**", опять таинственно указал на то, что возмездие неистовствовавшим против Него не далеко и не будет отложено, но близко и наступит в след за их деяниями. Сын же, полагаем, как бы оправдан был ("**оправдавый мя**") таким образом: когда они дерзнули убить Праведного и совершенно неповинного в преступлениях; то, как я сказал, были наказаны за это, и наказание тех, которые подверглись ему, вполне засвидетельствовало о невинности Того, Кто ими нечестиво был оскорблен. Нечто подобное сказал Бог и Отец: "//и дам лукавыя вместо погребения Его, и богатыя вместо смерти Его//" [[old:is:53:09|(Ис. 53:9)]]. Богатыми же и лукавыми называет вождей Иудейских; ибо, страдая крайним сребролюбием, они доведены были им (сребролюбием) до злобы против Него, так что, хотя и узнали Его, но говорили: "//Сей есть наследник: приидите убием его, и удержим достояние его//" [[new:mf:21:38|(Мф. 21:38)]]. Что Он праведен и совершенно невинен, ибо не сотворил грехов, которые предполагали в Нем Иудеи по своей дерзости-в этом удостоверит и сам божественный Пророк, говорящий о Нем: "//видите, како праведный погибе, и никтоже не приемлет сердцем//" ([[old:is:57:01|(Ис. 57:1)]]; и опять от лица Иудеев говорит о Нем: "//свяжем праведнаго, яко непотребен есть нам//" [[old:is:03:10|(Ис. 3:10)]]. И самое дело громко говорило об этом: ибо божественной и чистой природе слова как возможно было погрешить против подобающего и свойственного ей и подпасть скверне греха? Посему о Спасителе всех нас Христе сказано, что Он "//греха не сотвори//", ниже "//обретеся лесть во устех Его//" [[new:1pet:02:22|(1 Пет. 2:22)]]. Но поелику Он говорит о Себе, что, будучи невинным и праведным, подвергся наветам со стороны синагоги Иудейской: то тем, кои не ведали о всецелой невинности Его или может быть даже думали, что Им совершено что-нибудь постыдное и что Он претерпел крестные страдания по справедливости, таковым необходимый дает ответ и говорит: "**кто пряйся со мною? да сопротивостанет мне купно**". Сему подобно то, что ясно сказано самим Христом книжникам и фарисеям: "//кто от вас обличает Мя о гресе? аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне//" [[new:in:08:46|(Ин. 8:46)]]? Хотя Единородное Слово Божие соделалось таким же, как мы, и облеклось во всякое подобие нам, но уже по этому только самому не подлежит сомнению, что Оно имеет природу превысшую нашей; ибо между тем как всякий человек подвержен падениям, и прегрешениям и никто вообще не ведет жизни всецело беспорочной, – Он один сохранил в себе боголепное достоинство даже и тогда, когда соделался человеком: Божеское естество по справедливости должно быть мыслимо превыше возможности грешить. Посему-то и сказал, что "//грядет//" "//князь мира сего//", "//и во Мне не имать ничесоже//" [[new:in:14:30|(Ин. 14:30)]]. И подлинно,– Тот, Кто соделался подобным нам, дабы изъять нас от сетей греха, как Сам вместе с нами мог бы быть уловлен ими? или каким образом мог бы оказаться под укоризною и обвинением Тот, Кто освобождает всех верующих в Него от обвинения и укоризны? Бог оправдаяй, кто осуждаяй? **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4-7 **Господь дал мне язык искусный, чтоб я мог поддерживать утомленного словом. Утром он пробуждает, утром пробуждает у меня ухо, чтобы я слушал **[Его]**, как учителя. Господь Бог открыл мне ухо: я же не противоречу, не отступил назад. Тело мое я дал бьющим и ланиты мой терзающим. Лица моего я не отворачивал от ругающихся и оплевывающих. Господь Бог **(в вульгате прибавлено: Мой**) помощник мой; поэтому я не постыжен: поэтому я держал лицо мое, как камень весьма твердый, и знаю, что не буду постыжен** Иудеи, отделяя это место от предшествующего, хотят относить его к лицу Исаии, будто бы он говорит, что он получил слово от Господа, как поддержать изнемогший и блуждающий народ и призвать ко спасению, и подобно детям, учащимся в утренние часы, выслушивает от Духа Святого то, что должен говорить, и он не противоречил повелению Его, но когда Господь спрашивал: //кого послю и кто пойдет к людем сим?// то отвечал:// се аз есмь, посли мя// [[old:is:06:08|(Ис. 6:8)]]. И так как он сказал: //услышите слово Господне, князи Содомстии, внемлете закону Божию, людие Гоморрстии// [[old:is:01:10|(Ис. 1:10)]], то претерпел столько бедствий, что был подвергнут не только оскорблению словами, но и мучительным побоям. Однако он, в сознании того, что это повелевается ему Богом, не устрашился, но согласно с тем, что говорится Иезекиилю: //вот я сделал лице твое более крепким, нежели лица их, и чело твое более твердым, нежели чело их, как алмаз и кремень Я сделал лицо твое// [[old:iez:03:08|(Иез. 3:8-9)]], отразил все их нападения. Так говорят те, кои всячески стараются уничтожить пророчества о Христе и чрез превратное истолкование придать им извращенный смысл, как будто бы если и это написано об Исаии, то можно уничтожить другие свидетельства о Христе, которые так ясны, что ясный свет от себя проливают на глаза всех. Таким образом и это также должно относить к лицу Господа, которым была закончена и предшествующая книга, что по домостроительству воплощения он был научен и получил язык научения, чтобы знать, когда должно говорить, когда молчать. Далее, молчавший во время страдания, говорит теперь во всем мире чрез апостолов и мужей апостольских. И много знания требуется для того, чтобы давать сослужителям пищу в надлежащее время и применяться к лицам слушающих. Поэтому и апостол Павел тем, кои не имели доверия к пророкам, говорит свидетельствами из их авторов: //якоже неции от ваших поэтов рекоша: сего и род есмы// [[new:act:17:28|(Деян. 17:28)]], указывая на Арата, и еще из комика: //тлят обычаи плохи беседы зли// [[new:1kor:15:33|(1 Кор. 15:33)]], и геометрическим стихом Епименида: //критяне присно лживы, злые звери, утробы праздныя// [[new:tit:01:12|(Тит. 1:12)]]. Хотя в переводе [эти слова] не удерживают метрического порядка и меры; но нужно знать, что на греческом языке они имеют форму стихов. Делал же он это потому, что получил язык научения, чтобы знать, когда сказать слово. Ему по благодати дано ухо, которого он не имел по природе, чтобы мы знали, что должно разуметь уши не телесные, а духовные, о которых и Господь говорил в Евангелии: //имеяй уши слышати, да слышит// [[new:lk:08:08|(Лк. 8:8)]]. Это знание и научение открыло уши Его, чтобы передал ведение Отца нам тот, кто не противоречил Ему, но был послушен даже до смерти, и смерти крестной [[new:fil:02:start|(Флп. 2)]], так что предал тело или хребет свой на раны, и грудь Божию во множестве поражали удары и не отвратил Он ланит своих от заушений. Это без сомнения Он претерпел от слуги первосвященнического, так что один перед другим ругался над Ним и народ иудейский. Подвергнутый биению и заплеванию, Он не стыдился, но как агнец был веден на заклание и подобно овце пред стригущим не открывал уст своих. А что Сын, вследствие таинства воплощения, слушал от Отца то, что говорить, это подробнее мы узнаем из Евангелия, в котором Он сам говорит: //пославый мя Отец, той мне заповедь даде, что реку и что возглаголю// [[new:in:12:49|(Ин. 12:49)]]. И еще: //якоже слышу, сужду// [[new:in:05:30|(Ин. 5:30)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад** С 4 стиха начинается новая речь или, точнее, возвращение к ранее бывшей - о Сыне Божием, Его служении и свойствах [[old:is:49:02|(Ис. 49:2-8]] и [[old:is:52:06|52:6-7)]]. Связь ее с предыдущей 49 главой станет совершенно естественной и ясной, если мы из содержания двух этих глав исключим невольные отступления [[old:is:49:14|(Ис. 49:14]]; [[old:is:50:03|50:3)]], вызванные необходимостью разобрать неосновательные жалобы Израиля на Всевышнего. //Господь Бог дал мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего... (Он) открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад.// Еще блаженный Иероним сетовал, что современные ему иудеи, желая извратить смысл мессианских пророчеств, перетолковывают, между прочим, и настоящее в том смысле, что относят его к личности самого пророка Исаии и видят здесь простое Божественное ободрение пророку, чтобы он не падал духом и не ослабевал в своей проповеди народу. Точно так же поступает с данным пророчеством и большинство новейших, рационалистически настроенных экзегетов (Гроцей, Кальвим, Баухер, Гезен, Умбр, Гимцес, Гоффманн, Кнобель, Бригс и мн. др.). Но более внимательный анализ данного пророчества и беспристрастное сличение его, как с контекстом речи, так и с параллелями, убеждает в том, что субъектом речи выступает здесь не пророк, а уже известный нам Мессия. Уже одно первое показание, которое делает здесь о себе говорящий, что Господь дал ему язык //мудрых// дает как сильное опровержение рационалистической гипотезы ("пророк едва ли бы стал прославлять свои добродетели" - справедливо замечает Orelli - 183 c.), так и веское подтверждение нашего мнения, поскольку раскрывает очень близкое сходство данного образа с раннейшим, несомненно мессианским местом: //и соделал уста Мои, как острый меч// ([[old:is:49:02|Ис. 49:2]] ст. наш комм. на это место). Силу своего слова и язык своей Божественной мудрости Мессия обнаружил еще 12-ти летним отроком в храме Иерусалимском перед сонмом книжников и фарисеев [[new:lk:02:47|(Лк. 2:47)]]. Про последующую же Его, собственно мессианскую проповедь Спасителя, все евангелисты согласно замечают: //"и дивились Его учению, ибо слово Его было со властью"//[[new:lk:04:32| (Лк. 4:32]]; [[new:mf:07:28|Мф 7:28-29)]]. Относительно содержания и происхождения этой проповеди пророк, по обычаю, предлагает особый образ. Отношение Всевышнего к Своему Отроку он уподобляет отношению заботливого и настойчивого учителя к прилежному и внимательному ученику: как такой учитель ежедневно утром пробуждает своего ученика и всячески поддерживает его внимание и слух ("пробуждает ухо"), так и Господь открывает ухо послушающего Его и влагает в него содержание известного учения. Любопытно, что этот образ ("ты открыл Мне уши") встречается еще раз в одном псалме, имеющем, вообще, довольно близкое отношение к рассматриваемому месту из пророка Исаии [[old:is:39:07|(Ис. 39:7)]]. Но с текстом того псалма произошла интересная история: Еврейский = мазоретский текст так и перевел его буквально: //"Ты открыл мне уши"//. LXX же и наш славян. перевели совершенно иначе: //"Тело же свершил мне еси".// Такой перевод должно признать очень древним и авторитетным, потому что апостол Павел в Послании к Евреям цитирует именно его [[new:evr:10:05|(Евр. 10:5)]] и видит в нем пророчество о великой Голгофской жертве. [Также, видимо, его вполне можно толковать и как пророчество о даровании верующим Тела Христова в приобщение к Господу? Прим. ред. ] Впрочем, связь и данного пророчества Исаии с идеей жертвы становится очевидной из последующего контекста: //Я не воспротивился, не отступил назад.// Очевидно, Мессия, изображается здесь в положении внимательного ученика ("с открытым ухом"), рисуется также и весьма послушным учеником, как это подтверждает и апостол, говоря: //"смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной"//. [[new:fil:02:08|(Флп. 2:8)]]. Общий смысл обоих разбираемых здесь стихов будет, следовательно, таков. Мессия получит от Бога удивительный дар убеждения и мудрости, который Он, главным образом, направит на помощь всем изнемогающим в тяжелой жизненной борьбе против религиозной, нравственной и общественной неправды [[old:is:42:07|(Ис. 42:7]]; [[old:is:61:01| 61:1-2]]; [[new:mf:11:28|Мф. 11:28)]]. И все это - как слова, так и дела Мессии - не продукт его собственной фантазии, а непосредственное откровение воли Самого Бога; //"Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца"// [[new:in:05:30|(Ин. 5:30)]]. //"Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно"// [[new:in:08:28|(Ин. 8:28-29)]], Сын настолько "навык послушанию" Богу-Отцу, что ради этого идет на величайшее самопожертвование уничижения и рабства, до позорной смерти включительно: //"вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой//" [[old:ps:039:08|(Пс. 39:8)]]. //"Не Моя воля, но Твоя да будет"// [[new:lk:22:42|(Лк. 22:42)]]; хотя, впрочем, обе эти воли, в силу единосущия Божества, вполне совпадают между собой: //"Я и Отец - одно"//. [[new:in:10:30|(Ин. 10:30)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]