[<10>] ====== Толкование на Ис. 50:6 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Плещи Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний** **«Я предал хребет Мой биющим»**. Акила говорит:// «наносящим раны»// а другие: //«биющим»//. **«И ланиты Мои поражающим»**. Другие говорят: //«грабителям»//. Смотри, каково было Его послушание: **«не воспротивился»**, говорит, хотя противоречие было возможно, и Он сам мог подтвердить, что такое слово сурово и невыносимо. Если кто не может терпеливо переносить оскорблений, то каким образом Я могу перенести такие наказания? Но этим пророк желает показать всем, что говорит не по своей воле и не по человеческому уму. Да и каким образом он мог говорить что-либо по своему уму, когда его постигло столько наказаний? **«Лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания»**. Что ты говоришь? Конечно, говорят, Я всегда остаюсь в этом жалком состояния; не раз и не два и не три, но всегда, так как все роды бешенства и гнева были обнаружены и терзали Меня, а Я не противоглаголю. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Плещи Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний** См. Толкование на [[old:is:50:04#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 50:4]] ===== Прп. Макарий Великий ===== **Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания** Сам Господь, — Который есть путь и Бог, пришедши не для Себя, а ради тебя, чтобы соделаться для тебя образом всего доброго, — смотри, в каком пришел уничижении; зрак раба приял Бог, Сын Божий, Царь и Сын Царев; Он подает целительные врачевства, и врачует язвленных, а по внешности является как бы одним из язвленных. Но не пренебрегай Божия величия, когда видишь Его по внешности уничиженным и как бы подобным единому из нас: ради нас, а не ради Себя, явился Он таким. Рассуди, не паче ли всех уничижен был Он в тот час, когда вопияли: «//распни, распни Его//», и стекался народ! Как в мире, если над каким злодеем произнесен приговор князем, то весь народ гнушается им и уничижает его: так и Господь во время распятия, как человек осужденный умереть, ни во что вменяем был фарисеями. И когда также плевали на лице Его, возлагали на Него терновый венец, били Его по ланитам; не превзошло ли сие меру всякого уничижения? Ибо написано: «**плещи Мои вдах на раны, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний, и ланит Моих от заушений**». Если же Бог приял столько поруганий, страданий и уничижения; то сколько бы ни смирял себя ты — по природе тина и смертный естеством, не сделаешь ничего подобного Владыке твоему. Ради тебя Бог смирил Себя; а ты и ради себя не смиряешься, но превозносишься и кичишься. Он пришел на Себя взять скорби и тяготы, тебе же дать покой Свой; а ты не хочешь понести трудов и пострадать, чтобы чрез это могли исцелеть твои язвы. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 26.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания** См. Толкование на [[old:is:50:04#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 50:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания** //Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои - поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.// Если конец предшествующего стиха еще довольно прикровенно намекал на состояние добровольного уничижения и крестной смерти Мессии, то настоящий стих говорит обо всем этом с такой поразительной пророческой ясностью, которая сильно напоминает нам исторические повествования евангелистов ([[new:mf:26:67|Мф. 26:67]]; [[new:mf:27:26|27:26-30]]; [[new:in:19:01|Ин. 19:1-4]] и др.). "Все, что было типического в личности Иова [[old:iov:30:10|(Иов. 30:10)]], что типически-пророческим образом пред изображалось о страданиях в псалмах Давида [[old:ps:021:17|(Пс. 21:17-18)]], о чем говорил в своих жалобных речах пророк Иеремия [[old:ier:20:10|(Иер. 20:10)]], все это находит совершенное исполнение в личности Мессии" (Delitzsch). Гебраисты находят, что вместо слова "поражающим" должно стоять "вырывающим мне волосы". Это уже такая деталь мучений, о которой евангелисты умалчивают; но что она была вполне возможна, об этом свидетельствует аналогичный случай из послепленной эпохи [[old:neem:13:25|(Неем. 13:25)]]. Вообще же говоря, по силе своей изобразительности и ясности настоящий стих может быть поставлен в параллель лишь с 53 гл. пророка Исаии (5 ст. и след.). //**Толковая Библия.**// [<10>]