[<10>] ====== Толкование на Ис. 51:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены** **«Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа!»**. Тем Он говорит: //«Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне»// [[old:is:50:08|(Ис.50:8)]]; а этим: **«послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа»**!. Тем говорит: судите, а этих Он научает. Все ищущие Господа и гонящие правду будут научены. Но к тем, хотя бы и пришел кто-либо и стал кричать в уши, однако труд его будет напрасен. Кто же **«ищущие Господа»**? Тот, кто стремится к справедливости и одобряет правду. Праведным же называется не только тот, кто не служит жадности, но и тот, кто неповинен ни в какой дурной страсти. Не напрасно говорится: ищите то, что справедливо и хорошо, так как Он часто говорит о тех, которые следуют жадности и служат иным дурным страстям. Итак, нам необходимо следовать справедливости и искать правду, – таким образом человек может находить Бога, потому что когда кто-либо ищет чего, то ему предстоит это найти. Пусть слушатель будет весьма доблестным и одаренным добродетелью, однако, ему необходима премудрость, так как сила и крепость одна не в состоянии убедить слушателя, если ему не будет присуща премудрость. Писание превозносит похвалами мудрого слушателя, говоря: //«и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел»// [[new:act:16:14|(Деян.16:14)]], а в другом месте: //«и будут все научены Богом»// [[new:in:06:45|(Ин. 6:45)]], да и в настоящей книге выше говорится: //«каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал»// [[old:is:50:04|(Ис.50:4)]]. А премудрый говорит: //«Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум»// [[old:pr:02:06|(Притч.2:6)]]. **«Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены»**. Справедливо сказал: **"скалу"**, сравнивая естественное неплодие с твердостью камня, так как утроба Сарры была пуста и бесплодна, – и вместе с тем показывая, что наше рождение есть дело рук Божиих. Не одна только природа нужна для этого, но Бог творит и образует, – не так, как первого человека, но способом однако не особенно отличным. Подобно тому, как человек был сотворен, так теперь, хотя и воспринимает нечто из утробы, сам творит. Здесь было не одно неплодие, а также старость. Сарру он сравнивает с глубоким рвом, что Акила называет //«дном потока»//, Симмах – //«пещерой»//, Феодотион – //«отверстием»//. Ров также бывает бесплодным, потому что он не бьет, наподобие источника, а только сохраняет собранную воду, не умножая обилие воды. Прочие переводчики говорят: //«бейте ключом»//, так что становится совершенно известным, что Бог совершает все. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-2 **Послушайте Мене, гонящии правду и взыскающии Господа, воззрите на твердый камень, егоже изсекосте и в юдоль потока, юже ископасте. Воззрите на Авраама отца вашего и на Сарру породившую вы: яко един бе, и призвах его, и благослових его, и возлюбих его, и умножих его** Достаточно изобличив тех, которые сделались невосприимчивыми к истине, и ясно указав им на ожидающее их наказание, если они не захотят последовать евангельскому учению, но будут по прежнему поднимать гордую и непокорную выю своего ума-благовременно обращается с словами ободрения к тем потомкам Израиля, которые уверовали, ибо не совсем погиб народ Иудейский, но спасся останок, по изречению пророка. Итак многие, как написано в Деяниях Святых Апостолов, приняли слово о Христе и познали явление славы Его. К ним-то и обращается и говорит: послушайте мене гонящии правду (τὸ δίκαιον) и взыскающии Господа. Правду употребляет вместо: оправдания (δικαιοσύνη), очевидно, чрез Христа, то есть чрез веру в Него, оправдывающую нечестивого и освобождающую нечистых от всякой скверны, освящающую в Духе и сообщающую славную похвалу сыноположения. Гонящии же правду означает не то, что они преследуют и изгоняют ее из своих мыслей, но как бы бегут к ней, чтоб усвоить ее. Нечто подобное сказал и божественный Давид: "//взыщи мира, и пожени и//" [[old:ps:033:15|(Пс. 33:15)]], то есть понимай это сообразно с тем, что сказано у одного из святых пророков: "//в чем постигну Господа, срящу Бога моего вышняго//" [[old:mih:06:06|(Мих. 6:6)]]? Итак гонят правду, как я сказал, с тем, чтобы обретши восхитить ее. А это-те, которые ищут самого Господа, то есть Христа, и обретают Его чрез веру, когда призывает их к тому Бог и Отец. Так и Христос негде сказал народу Иудейскому: "//не ропщите между собою: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его//" [[new:in:06:43|(Ин. 6:43-44)]]. Кроме того обрати внимание на следующее. Бог обращается с речью не ко всем вообще, но к, тем, которые суть гонящии правду и взыскающии Его (Господа) теми способами, о которых мы только что сказали. Итак Богом наученными оказываются все, кои чрез веру призваны во Христе к познанию истины. А на что хочет указать здесь и какая сущность мыслей, об этом скажем сколько можем. Весьма велико было число Иудеев, но очень немногие из них уверовали. Однако ж, что уверовавшие дойдут некогда до неисчислимого множества, когда к тем, кои от обрезания присоединятся и те, кои от необрезания, то есть, язычники, ибо Бог соберет их,– в этом старается удостоверить, взяв в пример или в подтверждение упования на это божественного Авраама и о ним Сарру. И это потому, что они сделались корнем всего народа, хотя находились в старческом и преклонном возрасте и не питали надежды на то, что могут иметь детей; ибо он был уже ста лет, а она была неплодною и утратившею способность деторождения. Но так как для Бога нет ничего невозможного, напротив все легко и удобоисполнимо; то они сделались началом и корнем множества людей, соперничествующего с небесными светилами, как божественному Аврааму сказано негде, чтоб он посмотрел на звезды и уверовал, что семя его будет no числу равно звездам [[old:gen:22:17|(Быт. 22:17]]; [[old:gen:26:04|26:4)]]. А что Сарра родила не по закону человеческой природы и что божественный Авраам сделался отцом сына, будучи уже человеком престарелым и перешедшим за пределы мужества,-для уяснения этого указывает на два образа: на обтесываемый твердый камень и на выкапываемый глубокий ров. Как иссечь что-либо из твердого и неподатливого камня или выкопать глубокий колодезь есть одно из самых трудных дел; так точно, думаю, не легко и немыслимо рождение чада от старика и от неплодной женщины. Но это сверх ожидания совершилось и совершилось по мановению Божию. Итак когда вы, уверовавшие, подумаете, что вас очень немного в то время, когда началась божественная и священная проповедь; то вы, говорит, имейте твердое убеждение, что подобные вам возрастут до бесчисленного множества. Ведь и Авраам был один, но Я призвал Его, и благословил, и благословив возлюбил, и возлюбив умножил, то есть сделал его отцом всего иудейского народа и сверх того отцом тех, кои от обетования, или, язычников; ибо Аврааму сказано, "//яко отца многих языков положих тя//" [[old:gen:17:05|(Быт. 17:5)]]. Итак, призываемый благословляется; а кто благословен, тот всецело будет возлюблен; а кто достигнет этого, тот будет многочислен,-очевидно, в духовном смысле,-ибо будет иметь разнообразные плоды добродетелей и евангельских украшений. Но и согласно историческому смыслу можно видеть, что это обетование оправдалось, ибо вся поднебесная покланяется спасителю всех Христу, все преисполнено Им, вся земля наполнилась славою Его. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-3 **Послушайте Меня, стремящиеся к правде и ищущие Господа. Воззрите на скалу, из которой вы изсечены, и во внутренность рва, от которого вы отделены. Воззрите на Авраама, отца вашего, и на Сару, родившую вас: ибо Я призвал его одного, и благословил его и размножил его. Как Господь утешит Сион, и утешит все развалины его и сделает степь его, как **[место]** увеселения, и пустыню его как сад Господа. Радость и веселие будет в нем, славословие и голос хвалы** Между тем как засыпают в постоянной скорби и печали те, кои возжгли себе огонь и сделали весьма сильное пламя, вы, стремящиеся к правде и ищущие Господа (указывает же на лик апостолов и верующих чрез апостолов), взгляните на скалу, то есть на Авраама, отца вашего, **из которого вы изсечены, и на внутренность рва, от которого вы были отделены**, то есть на Сару, родившую вас. И обратите внимание на то, что хотя он был сто одного года и имел бесплодную жену, однако Я размножил сыновей его. Как звезды небесные, так что многочисленность превышала исчисление. Следовательно, если от одного человека родилось столько тысяч народа, то почему может быть трудным для Меня восстановить развалины Сиона и пустыни его превратить в рай наслаждения и в сад Господень, насажденный Богом в Едеме к востоку, и чтобы были в нем вместо различных деревьев радость и веселие, исповедание и голос хвалы? Иудеи относят это ко временам Зоровавеля, так как после опустошения Вавилона восстановлен Сион, и построен храм и возобновлено прежнее богослужение. Но как выше говорится Сиону: //принесут сыновей твоих на руках, и дочерей твоих доставят на плечах, и будут цари питателями твоими и царицы кормилицами твоими// [[old:is:49:22|(Ис. 49:22-23)]], и: //вот одни приидут издалека, и вот одни от севера и моря, а другие от земли южной// (там же [[old:is:51:12|ст. 12]]), когда Сион скажет: //тесно для меня место; дай мне место, чтоб я мог жить// (там же [[old:is:51:20|ст. 20]]), что исключает ограниченность тех времен и, как известно, не исполнилось в отношении к земному Иерусалиму: так и здесь Господь говорит стремящимся к правде, сообразно с тем, что в другом месте говорится: //взыщи мира и пожени и// [[old:ps:033:15|(Пс. 33:15)]] и еще: //страннолюбия держащеся// [[new:rim:12:13|(Рим. 12:13)]]. И они ищут Господа, из прежняго заключая о настоящем: так как гораздо более трудное уже совершилось, то несомненно сбудется и то, что обещается. Далее, по Семидесяти, говорится преследующим правду, чтобы они взирали на весьма твердую скалу, которую они изсекли, и глубину рва, который они выкопали, то есть на Господа Спасителя, о котором апостол говорит: //камень же бе Христос// [[new:1kor:10:04|(1 Кор. 10:4)]]. И в другом месте написано: //постави на камни нозе мои// [[old:ps:039:03|(Пс. 39:3)]]. И опять: //на камень вознесе мя// [[old:ps:026:05|(Пс. 26:5)]]. Ибо копьем пронзили бок Его, из которого вышла кровь и вода, и ископали руки и ноги Его, по словам самого Господа Спасителя: //ископаша руце Мои и нозе Мои, исчетоша вся кости Мои// [[old:ps:021:17|(Пс. 21:17)]]. Изсеченным камнем можем мы назвать гроб Спасителя, в котором Он был погребен, и воcстав от мертвых, родил беcчисленных сыновей. И назван Авраамом, то есть Отцем многих народов. Подобно тому и Сара, прежде бесплодная, означает Церковь, называющуюся под другим именем Сионом, которую утешил Господь и превратил пустыни ея в рай. Ибо //многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа// [[old:is:54:01|(Ис. 54:1)]]. А слова: //то, что на западе, Я сделаю раем Господним или садом Божиим//, означают то, что сидящим во тьме и сени смертной явился внезапный свет. Вместо //рая//, что мы перевели чрез //увеселение//, в еврейском стоит //eden//, о котором написано в начале Бытия. И то нужно заметить, что на Сионе, который сравнивается с раем Божиим, не должно быть ничего иного, кроме радости и веселия, исповедания и голоса хвалы, чтобы то, что на небесах будут делать святые с ангелами Божиими, делалось также и на земле чрез непрестанное восхваление Господа. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Настоящая 51-я глава составляет одно цельное повествование с последующей 52 главой, почему многие экзегеты, обыкновенно, и рассматривают их вместе. Со стороны своего содержания, этот новый отдел пророческих речей Исаии представляет как бы некоторую, если не противоположность, то, во всяком случае, крупную разновидность, по сравнению с предыдущим (48-50): в последнем, преимущественно, излагалось обращение пророка к неверующему Израилю; в настоящем, наоборот, пророк обращается к верному Израилю и старается ободрить и утешить его в предстоящих испытаниях и разочарованиях указаниями на последующее за ними прославление и торжество. Впрочем, как в раннейшем отделе, так и в подлежащем разбору, те или иные судьбы исторического Израиля служат для пророка лишь исходным пунктом его речей; а их главным предметом являются будущие судьбы духовного Израиля, т. е. мессианской эпохи и новозаветной церкви. "Данное пророчество (51-й гл.) предваряется вступлением, имеющим характер ораторского обращения и разделявшимся в свою очередь на три части: ст. 1-2, 4-6, 7-8, из которых каждая начинается словами: //"Послушайте Меня"// (Ком. СПб. проф. с. 789). Ст. 1-3 **Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его. Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение** Первое обращение к верному Израилю и первое утешение его, основанное на историческом примере, взятом из жизни самого отца верующих - патриарха Авраама. Как некогда патриархальная чета - Авраама и Сарры была одинока и престарела, так что, по естественным законам, уже утратила всякую надежду на потомство и однако, по произволению Божию, стала родоначальницей целого еврейского народа, - так, в силу все той же Божественной помощи, и Сион, лежащий теперь в развалинах и представляющий из себя одинокую, дикую пустыню, может превратиться в роскошный сад и цветущий рай. //Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа!// Кто и кому говорит здесь? Так как начало этой речи ничем не отделяется от предшествующей, то, надо думать, что и здесь лицом говорящим выступает или Сам Всевышний, или Его Посланник, так они говорили в предыдущей главе; причем Мессия в своих делах и словах, в конце концов, сливается с Всевышним, Богом Завета. Лица, к которым обращена эта речь, названы более определенно - стремящимися к правде, ищущими Господа. Под// "стремящимися к правде и взыскующими Господа"//, на языке Священного Писания, разумеются лица, стремящиеся устроить свою жизнь в точном соответствии с Божественным законом (7 ст.) и этим путем достигающие как личной правдивости, так и близости к идеалу Высочайшей Правды - Самому Господу ([[old:ps:033:15|Пс. 33:15]]; [[old:pr:15:start|Притч. 15]] и др.). О них именно говорит и одна из заповедей о блаженствах под именем "алчущих и жаждущих правды" [[new:mf:05:06|(Мф. 5:6]], [[new:mf:05:10|10]]; [[new:mf:06:33|6:33)]]. "Произносящий эти слова связует грядущее царствие Божией правды с обетованиями, данными Аврааму и Сарре. Израиль, потомок их, образно представляется иссеченным из скалы безводной и рожденным с сухого рва. Но как от бесплодных (по общим законам) праотцев Богу угодно было создать многочисленный народ, так размножатся и благословятся все ищущие Господа и правды Его. И да укрепится вера их воспоминанием об отце верующих". (Властов, с. 277. Ср. [[new:gal:03:16|Гал. 3:16-29]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]