[<10>] ====== Толкование на Ис. 51:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Послушайте Мене, людие Мои, послушайте, и царие, ко Мне внушите: яко закон от Мене изыдет, и суд Мой во свет языком** Почему Он повторяет первые слова (в ц.сл. тексте слово **«послушайте»** повторяется два раза)? Потому что Он говорит о великих вещах, которые совершатся: **«ибо от Меня произойдет закон»**. Он опять слегка касается будущего. Полагать законы есть дело более прочего необходимое, и это отличает нас от лишенных разума. Что пользы иметь дар слова, когда мы лишены правильного разума? Страсти, которым мы подвергаемся, делают ум пустым, и потому происходит то, что способность говорить, которою нам следовало отличаться среди прочих, мы изменяем в болтливый нрав неразумных животных. Но у тех гнев тотчас успокаивается, у нас же упорствует ненависть. У них не бывает зависти, у нас же она всегда воспламенена. Таким образом, законодатель и закон – это первая и великая помощь. Потому иноплеменники, а также завоеватели городов считали законодателей большими благодетелями, чем своих родителей. Это справедливо и заслуженно, так как последние дают жизнь, а те учат, как проводить честную жизнь, – вследствие чего происходят защита и твердость. Не стены, не войска, но справедливые законы делают государства безопасными. Так точно и человека освобождают от болезни не крепость и здоровье тела, но добродетели духа и правильный порядок жизни. По этой причине один мудрец говорит: //«Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою»// [[old:pr:24:05|(Притч.24:5)]], и помощь его выше десяти князей в государстве; а также: //«Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст»// [[old:pr:14:07|(Притч.14:7)]]. Мы постоянно видим, что выдающимися людьми становятся не крепкие телесною силою, но великие душевною добродетелью, так как и корабль рассекает волны не потому, что он велик, окован медью, и имеет несокрушимые борта, но потому, что имеет управителя, который направляет его по своей воле. **«И суд Мой поставлю во свет для народов»**. Поистине их просветило знание судов и понимание законов Его. Видишь ли пользу суда? Мрак удален, страх отогнан, страсти изъяты. Подобно тому, как появление судьи обращает в бегство воров, грабителей трупов и разбойников и всякого рода злодеев, так точно, когда рассудок получает свою силу, и садится на престол суда, он удаляет все вредное, а усвояет и делает приятным все полезное. Не видел ли ты в городе, каким страхом охватываются, когда садится на суде судья, не только виновные, но также и невинные? Таким же образом, когда ум бывает здрав, и подобно судье садится на трон суда, страх и трепет превращают в бегство то, что было прежде сделано незаконного: не только обличаются неправые мысли, но и невинные движения ума боятся и охватываются страхом. Подобно этому, когда судит Бог, то даже звезды не объявляются пред Ним чистыми, и не оправдывается сам Павел: //"хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь»// [[new:1kor:04:04|(1Кор.4:4)]]. Таким образом, когда ум произносит себе суд и надлежащими обличениями исследует изъяны, то ничто не пригодно для оправдания его, по сказанному: //«Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?""// [[old:pr:20:09|(Притч.20:9)]]? Кроме того, написано: //«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы»// [[old:ekl:07:20|(Еккл.7:20)]]; а также: //«о чем говорите в сердцах своих, о том сокрушайтесь на ложах ваших»// [[old:ps:004:05|(Пс.4:5)]]; и сам Павел говорит: //«Да испытывает же себя человек»// [[new:1kor:11:28|(1Кор. 11:28)]], и опять: //«если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы»// [[new:1kor:11:31|(1Кор.11:31)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Послушайте Мене, людие Мои, послушайте, и царие, ко Мне внушите: яко закон от Мене изыдет, и суд Мой во свет языком** Обещая явить величайшее и неисчислимое множество верующих в Него, Он обращается к сему множеству с речью как бы уже к собравшемуся; и потом тайноводствует их как своих поклонников, дабы истинным оказалось написанное о них: "//и будут вси научени Богом//" [[new:in:06:44|(Ин. 6:44]]; [[old:is:54:13|Ис. 54:13)]]. Посему и божественный Давид поет и так говорит Спасителю всех Христу: "//блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его//" [[old:ps:093:12|(Пс. 93:12)]]. Сверх того обетовал и славу тем, которые познали явление Его, как и чрез одного из святых пророков говорит о своем пришествии в мир с плотью: по днех онех, глаголет Господь: "//дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу Я//" [[old:ier:31:33|(Иер. 31:33)]]. И премудрый Павел, правильно уразумевший это, пишет и говорит достигшим сего: "//послание наше вы есте//", "//написаное не чернилом, но Духом Бога жива//" [[new:2kor:03:02|(2 Кор. 3:2]][[new:2kor:03:03|-3)]]. Итак слушайте меня, говорит, то есть, примите мои слова и не будьте подобно Израилю необузданными, привязанными к ветхой букве закона и ничего невидящими кроме образов. "//До времене исправления//" заповедь дана чрез Моисея, сказано [[new:evr:09:10|(Евр. 9:10)]]. Но так как время вочеловечения (Христа) более не составляет предмета ожиданий, но уже наступило; то тень должна преобразоваться в истину. Посему послушайте мене людие мои. Говоря: людие мои предлагает им духовное общение (с Собою), дарованное им в свое время, этим убеждая их, как я думаю, и делая более готовыми к принятию, то есть, слов Его. Призывает же не одних принадлежащих к народу, но вместе с ним и царей, чтоб ты разумел начальников или вождей народов; ибо из великого числа уверовавших достигли этого многие, начатками которых соделались божественные ученики, а после них приобрели царское имя и те, которые идут по следам их, как получившие царское имя и назначенные для управления народов. Посему как бы от чрезвычайно великой радости они воссылают благодарственные песни Богу, говоря: "//покори люди нам, и языки под ноги наша//" [[old:ps:046:04|(Пс. 46:4)]]. О них же воспевает и божественный Псалмопевец: "//князи людстии собрашася с Богом Авраамлим//" [[old:ps:046:10|(Пс. 46:10)]]. Посему говорит: о, народы и цари! послушайте мене и внушите и возвестите будущее. Закон от мене изыдет и суд мой во свете языком. Законом в сих словах называет божественную и евангельскую проповедь, ибо она есть иного рода и как бы новое и спасительное учение, или пременение ветхого закона в лучший и преобразование ставших излишними образов в истину. Посему Христос сказал: "//да не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити//". Глаголю вам: яко "//иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут//" [[new:mf:05:17|(Мф. 5:17]][[new:mf:05:18|-18)]]. Но закон в письменах дан чрез Моисея, а спасительная, то есть евангельская, проповедь произошла чрез Христа. Посему и подобало, как надо думать, Моисею быт служителем тени и образа, а Христу соделаться светильником знания и истинного богослужения в Духе; ибо Он есть свет истинный. К сему прибавляет, что суд мой во свет языком. Судом здесь называет святое и человеколюбивое определение Его, возвестившее во свет языков благодать от Него, или суд, правоту и правосудие или правду, очевидно евангельскую. Так и божественный Давид напоминает о священной проповеди, говоря: "//Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси//" [[old:ps:098:04|(Пс. 98:4)]]. Если же говорит, что сотворил божественную и спасительную проповедь среди Иакова; то не тем ли более сотворит и среди других народов? Но необходимо помнить о том, что Бог говорит: "//несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева//" [[new:mf:15:24|(Мф. 15:24)]], а также устами самого божественного Давида: "//аз же поставлен есмь Царь от Него//", очевидно от Бога Отца, "//над Сионом горою святою Его//", возвещать повеление Господне [[old:ps:002:06|(Пс. 2:6)]]; ибо от Израиля были "//отцы//", "//и обетование//", "//и законоположение//" "//и завет//" [[new:rim:09:04|(Рим. 9:4]][[new:rim:09:05|-5)]]. Поелику же они сделались отступниками, непокорными и Господоубийцами,-то вследствие сего благодать отступила от них и сделалась светом всех народов. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4-5 **Внемлите Мне, народ Мой, и колено **(tribus)** Мое, послушайте Меня: ибо от Меня произойдет закон и суд Мой будет покоиться во свете народов. Близок праведный Мой: вышел Спаситель Мой, и мышцы Мои будут судить народы. На Меня острова будут уповать и на мышце Моей утверждаться** В еврейском говорится один раз: **внемлете**, по Семидесяти двукратно: //послушайте Меня, послушайте Меня//, чтобы научить нас, что мы должны слушать и телесными ушами, и духовным чувством. И призывается множество племен, то есть народ Божий, внимательно слушать то, что говорится, о чем Захария говорит: //прибегнут языцы мнози ко Господу и будут Ему в люди// [[old:zah:02:11|(Зах. 2:11)]]. Или, как некоторые полагают, народом называются остатки из верующих в Израиле, а коленом (tribus) или племенами (gentes)— уверовавшие из массы язычников (nationum), как Моисей говорит язычникам в песни Второзакония: //возвеселитеся языцы с людми Его// [[old:vtor:32:43|(Втор. 32:43)]]. Вместо //колена (tribus)//, как мы перевели, Феодотион перевел //род (genus)//, Симмах //племя (gens)//, Семьдесят цари. Ибо мы и колено, и племя и род Господень царский и священнический, каким был и Авраам, названный царем, а прочие святые, о которых написано: //не прикасайтеся, помазанным Моим// [[old:ps:104:15|(Пс. 104:15)]]. Что же повелевается слушать? **Ибо от Меня произойдет закон и суд Мой** во свет народов или племен. Здесь указывается на духовный закон Евангелия, который произойдет из Сиона, а не тот, который некогда был дан Моисею на Синае; и суд Мой произойдет во свет племен, чрез что Он решил и определил спасти все племена. А чтобы мы не думали, что после долгого времени произойдет обещанное Им; Он присоединяет: **близок праведный Мой** или [близка] //правда//. Ибо Христа Отец соделал для нас премудростию и искуплением [[new:1kor:01:start|(1 Кор. 1)]], святостию и правдою и всем тем, что носит наименование добродетели. И прекрасно говорится, что произойдет правда, чтобы не одно племя, но весь мир спасся. А что Спасителем или спасением, называющимся по еврейски //Иисус//, именуется Сын Божий, посланный от Отца, это сказал Симеон, держа Отрока на руках своих: //ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, яко видесте очи мой спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком// [[new:lk:02:29|(Лк. 2:29-32)]]. Следующее же далее: **и мышцы Мои будут судить народы** или по Семидесяти: //и на мышцу Мою будут надеяться племена// означает или то, что все будут судимы Его силою, или же то, что все народы уверуют во Христа, который есть мышца и сила Божия. И в другом месте говорится: //Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя и вознесется десница Твоя// [[old:ps:088:14|(Пс. 88:14)]], и еще: //воспойте Господеви песнь нову: спасет Его десница Его и мышца святая Его// [[old:ps:097:01|(Пс. 97:1)]]. Ибо десница и мышца Господня есть тот, кто спас для Себя прежде погибших, чтобы никто не погиб из тех, коих дал Ему Отец [[new:in:17:start|(Ин. 17)]]. А что островами называются или души святых, утверждавшиеся при преследованиях со стороны мира сего на крепкой вере в Бога, или многочисленные церкви из язычников, это мы часто излагали. И как под мышцею Господнею [мы разумеем] Спасителя, так под мышцами Его, которые будут судить народы, мы можем понимать всех святых, чрез которых Бог будет судить мир. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов** Второе обращение, специально к избранному народу Божию, или, точнее говоря, к лучшим представителям его; аргументом для обращения их служат здесь чудесные проявления Правды Божией, которая вскоре явится источником спасения и света для всех, верующих в нее, и которая будет иметь вечное, не перестающее значение. //Послушайте... приклоните ухо ко Мне!// Такая настойчивость обращения указывает на особую важность произносимого. //Ибо от Меня произойдет закон и суд Мой поставлю в свет для народов.// Понятия "суд" и "закон"" на языке Священного Писания, имеют свой технический смысл и являются почти синонимами: "суд" - это откровение, обнаружение судящей и оправдывающей Божественной воли, т. е. тот же самый Божественный закон, но в более общей форме - как писаный, так и неписаный. О суде и законе здесь говорится в будущем времени, которое, основываясь на контексте речи, мы должны принимать буквально. Следовательно, здесь дано пророчество о каком-то особом и чрезвычайном будущем откровении Божественной воли, имеющем всеобщее, мировое и вечное значение (6 ст.). "Здесь указывается на духовный закон Евангелия, который произойдет от Сиона, а не тот, который был некогда дан Моисею на Синае" (Блаженный Иероним). Раньше пророк эту миссию "утвердить суд" над островами и "зажечь свет" в откровение языков возлагал на Сына Своего, Мессию (говоря //Вот, Отрок Мой;// [[old:is:42:01|Ис. 42:1]], [[old:is:42:04|4]], [[old:is:42:06|6]]), следовательно, и здесь субъектом речи является то же Лицо! По-видимому, не иное что, как эти же места, имел в виду и Симеон Богоприимец в своей известной молитве [[new:lk:02:31|(Лк. 2:31)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]