[<10>] ====== Толкование на Ис. 51:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь** Для посрамления людей развращенных, Он прибавляет такие слова: **«Послушайте Меня, знающие правду»**. А прочие говорят: //«не бойтесь укоров»//, как и Сам Христос говорит: //«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь»// [[new:mf:05:11|(Мф.5:11, 12)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Cт. 7-8 **Послушайте Мене, ведящии суд, людие Мои, имже закон Мой в сердцы вашем, не бойтеся укорения человеча и похулению их не покаряйтеся. Якоже бо риза снедена будет временем, и яко сукно изъястся мольми, правда же Моя во веки будет и спасение Мое в роды родов** Тайноводствовав тех, которые были из язычников, и предложив им более простое учение, соответственное их смыслу (ибо молоко приличнее тем, которые по силе разумения находятся еще в младенческом возрасте), опять говорит к возмужавшим и обладающим более мужественною душою и зрелым умом. А каковы они были, об этом ясно говорит,– (называя их) ведящими суд, то есть, как бы некоторыми опытными меновщиками, оценивающими каждое деяние и точно различающими, доброе дело принимающими, а от всякого дурного поступка воздерживающимися. Это суть те, которые имеют закон Божий в уме и сердце своем и позаботились принять его как бы некоего мудрого воспитателя и руководителя. Так Давид воспевает и о всяком праведном и мудром говорит, что "//закон Бога его в сердцы его, и не запнутся стопы его//" [[old:ps:036:31|(Пс. 36:31)]]. Поистине, спасительным для нас оказывается делом-как бы откладывать для хранения в наш ум и сердце божественный закон; ибо как сосуд, сделанный из меди или другого какого подобного же вещества и содержащий в себе огонь, пребывает горячим; так и душа человека, имеющая в уме божественный закон, всегда горит духом. А один из святых учеников говорит: "//за умножение беззакония, изсякнет любы многих//" [[new:mf:24:12|(Мф. 24:12)]]. Итак послушайте, говорит, **ведящии суд** и **закон Мой** носящие в сердце: **не бойтеся укорения человеча, и похулению их не покаряйтеся**; ибо "//вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут//" [[new:2tim:03:12|(2 Тим. 3:12)]] и, терпя за благочестие, будут подвергаться насмешкам со стороны тех, которые не знают его. Но это надобно считать за ничто, лучше же думать о том, что и сам Спаситель всех и Господь претерпел крест, презревши позор. Посему и говорит: "//несть ученик над//" господина "//своего//": "//аще Мене изгнаша, и вас изженут://" "//аще господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его//" [[new:mf:10:24|(Мф. 10:24]], [[new:mf:10:25|25]]; [[new:in:15:20|Ин. 15:20)]]; и к этому еще прибавляет: "//блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех: тако бо изгнаша пророки, иже беша прежде вас//" [[new:mf:05:11|(Мф. 5:11]], [[new:mf:05:12|12)]].- Итак, среди сих бедствий вам надобно иметь непоколебимый дух, насмешкам гонителей не придавать никакого значения и презирать всякое поругание, напротив гонение за благочестие в поругание за Христа считать делом, достойным всякой похвалы; ибо какое оскорбление может нанести дерзость и обидное слово, вырвавшееся из неразумной души, тому, кто прославился терпением? А что слава претерпевших некогда воссияет, хулители же и поносители их обратятся в ничто, в этом Он удостоверил, говоря: **якоже бо риза снедена будет временем, и яко сукно изъястся мольми**; а одежда и шерсть весьма скоро могут подвергаться обветшанию и тлению. Но **правда Моя**, то есть, оправдание чрез Меня и имеющее быть дарованным спасение будет продолжительным и нескончаемым и прострется на многие роды, то есть, будет существовать непрестанно. Итак претерпевши немного за благочестие, мы обретем весьма богатую награду. И премудрый Павел засвидетельствует об этом, говоря: "//еже бо ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам, не смотряющим нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна//" [[new:2kor:04:17|(2 Кор. 4:17]], [[new:2kor:04:18|18)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 7-8 **Послушайте Меня, знающие правду, народ **(вульгата прибавляет Мой)**: закон Мой в сердце их. Не бойтесь поношения от людей, и хулений их не страшитесь. Ибо как одежду съест их червь, и как волну съест их моль. А спасение Мое пребудет во век, и правда Моя—в роды родов** Кто выше сказал: //от Меня// произойдет закон и суд Мой во свет народов, тот теперь говорит к тем же, которые знают суд Его и имеют закон Его в сердцах своих, чтобы все делали правосудно и имели закон, который обещает Господь чрез Иеремию, говоря: //завещаю завет нов, не по завету, егоже завещах Отцем их, но завещаю завет, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу Я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди// [[old:ier:31:31|(Иер. 31:31-33)]], чтобы они жили не по букве, а по духу, восстановляя закон естественный в сердцах своих, о котором пишет и апостол: //еда бо языцы, не имуще закона, естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон, иже являют дело законное написано в сердцах своих// [[new:rim:02:14|(Рим. 2:14-15)]]. На этот закон указывается в псалме: //уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце ею и не запнутся стопы его// [[old:ps:036:30|(Пс. 36:30-31)]]. И так как дух пророческий знал, что будет много гонений на верующих, то увещавает их к мужеству или скорее к презрению тех, кои будут их преследовать. Это и Господь говорит в Евангелии: //не убоится от убивающих тело, души же не могущих убити, убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне// [[new:mf:10:28|(Мф. 10:28)]]. И в другом месте: //радуйтеся, егда рекут всяк зол глагол на вы лгуще// (там же, [[new:mf:10:28|5:11]]). Ибо как одежда истребляется червем или временем и как волна съедается молью, так все поношение со стороны гонителей прейдет вместе с гонителями. Поэтому и апостолы радовались, что удостоились претерпеть бесчестие ради Христа [[new:act:05:start|(Деян. 5)]]. Радовались же потому, что спасение и правда Господня, обещавшая им победу и награду, то есть Господь и Спаситель, пребывает во веки, или в обоих родах прежнего и последующего народа, принявших пришествие того, о котором выше говорится: //близок праведный Мой; вышел Спаситель Мой// [[old:is:51:04|(Ис. 51:4)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов** Третье обращение Мессии к Его слушателям, которые на этот раз названы уже овладевшими той правдой, о стремлении которой говорилось раньше (1 с.). Настоящее обращение переходит, собственно говоря, в утешение или ободрение тех, которые смущались следовать за Рабом, из-за ложного стыда общественного мнения, т. е. того большинства Израиля, которое отвергло Мессию. //Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой...// В повторных обращениях пророка к слушателям есть своего рода градация - постепенное восхождение от низшего к высшему: и вот на этот раз он доходит до вершины своей лестницы и говорит к народу, уже знающему "Правду" и носящему закон, написанным на скрижалях его собственного сердца. А этими именами в Священном Писании, обыкновенно, обозначаются уже деятели новозаветного царства - верующие христиане [[old:ier:31:31|(Иер. 31:31-34]]; [[new:evr:08:10|Евр. 8:10-12)]]. //Не бойтесь поношения от людей и злословия не страшитесь...// По всей вероятности, пророк говорит здесь о тех злословиях и насмешках, которым подвергалось уверовавшее во Христа иудейское меньшинство от своих соплеменников, в огромном большинстве не признавших Христа за Мессию и издевавшихся, как над самим Спасителем, так и над Его верными последователями [[new:mf:27:39|(Мф. 27:39-42]]; [[new:1kor:01:23|1 Кор. 1:23)]]. Но, конечно, смысл этого пророчества можно распространять и гораздо шире, относя его ко всем тем, о ком Сам Господь Иисус Христос сказал: //"блаженны изгнанные за правду, блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня"// [[new:mf:05:10|(Мф. 5:10-12)]]. А это, по словам апостола, постигнет общая участь всех христиан, так как //"все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, гонимы будут//"[[new:2tim:03:12| (2 Тим. 3:12)]]. Некоторые склонны видеть историческое оправдание этого пророчества в гонениях, которые претерпевала первенствующая церковь от римского общества и государства (еп. Петр). //**Толковая Библия.**// [<10>]