[<10>] ====== Толкование на Ис. 51:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Якоже бо риза снедена будет временем, и яко сукно изъястся мольми, правда же Моя во веки будет и спасение Мое в роды родов** Акила говорит: //«как ризы, которые поедает ржавчина»//. Симмах говорит: //«червь»//; Феодотион: //«моль»//. **«Как одежду, съест их моль»**. Итак, ужели никого не уязвляют бесчестие и клеветы? Потому Езекия говорил: //«да услышит Господь Бог твой словеса Рапсакова, укоряти Бога живого"// (ср. [[old:is:37:04|Ис.37:4]]). И сам Давид говорил: //«избавь меня от клеветы человеческой»// [[old:ps:118:134|(Пс.118:134)]]). За порицание Бога в скором времени сошел гнев. Пророк же (здесь) говорит о клеветническом порицании людей. Давид, действительно, отомстил своему врагу Семею, но он не сам убил его, а повелел убить своему сыну, хотя Семей никогда не сделал вреда последнему, – для того, чтобы и других подобных ему удержать. Потому пророк выше говорит праведникам: //«Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой!»//; и потом: **«и как одежду, съест их моль»**. Эти слова он говорит или о порицаниях, или о порицателях, – почему и прибавляет: **«Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет»**, – что и Сам Христос сказал: //«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»// [[new:mf:05:12|(Мф.5:12)]]. Если прейдет небо, т.е. форма небес, которая теперь необходима, а также и человеческая природа изменит свою форму, тогда что останется твердого и устойчивого? **«Мое спасение пребудет вечным»**. Что ты говоришь? Ужели спасение будет и тогда, когда ты подвергнешь наказаниям и поразишь? Конечно: хотя для погибших это не спасение, а правда, но для искупленных – спасение. Веки вечные не могут воспрепятствовать спасению и правде. Подобно тому, как невозможно не быть Богу, а напротив необходимо Ему быть всегда и жить во век, так же необходимо, чтобы всегда и постоянно царствовали правда и спасение. Если же кто скажет: почему люди не разумеют этого? – то я отвечу словами Священного Писания: //«Помилуй меня, Боже, – говорит, – по великой милости Твоей»// [[old:ps:050:03|(Пс.50:3)]]. Псалмопевец назвал милость только великой, но какова она, он сам не знает. //«И по множеству щедрот Твоих»// (там же). Здесь он утверждает, что щедроты многочисленны; но как велики щедроты Его, он совершенно не знает. И сам Павел говорит: //«как безмерно величие могущества Его»// [[new:ef:01:19|(Ефес.1:19)]]; но каково оно, он не может знать, и потому он называет его //"величием"// и даже //"безмерным величием»//, чтобы ты не осмелился его никогда исследовать. Чем более ты будешь исследовать, тем более оно будет превосходить твои размышления. Если бы ты мог когда-либо обнять его умом, то тогда было ли бы величество преспеющим? Потом в ином месте он же говорит: //«Благодарение Богу за неизреченный дар Его!»// [[new:2kor:09:15|(2Кор.9:15)]]. Никто не может исповедать Его. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Якоже бо риза снедена будет временем, и яко сукно изъястся мольми, правда же Моя во веки будет и спасение Мое в роды родов** См. Толкование на [[old:is:51:07#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 51:7]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов** См. Толкование на [[old:is:51:07#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 51:7]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов** //Ибо, как одежду, съест их моль... а правда Моя пребудет во век...// Сильный образ полного ничтожества людских ухищрений пред величием Божественного всемогущества [[old:is:34:04|(Ис. 34:4)]]. См. также Толкование на [[old:is:51:07#lopuxin_ap|Ис. 51:7]] //**Толковая Библия.**// [<10>]