[<10>] ====== Толкование на Ис. 51:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господем бо возвратятся и приидут в Сион с радостию и со веселием вечным: на главе бо их веселие и хвала, и радость приимет я: отбеже болезнь и печаль и воздыхание** На главе их будет радость, как бы некоторый венец или трофей. **«Печаль и вздохи удалятся»**: хотя это было тогда сказано относительно их образно, но впоследствии это должно было совершиться в действительности. **«Печаль и вздохи удалятся»**. Так как множеством грехов мы навлекли скорби, печали и воздыхания, то поэтому пророк говорит: если ты исторгнешь корень, то тогда иссохнет и то, что произошло от того корня. Так как ты избрал себе тяжелую жизнь, то, когда начнешь говорить: почему Бог дал нам тяжелую жизнь, тогда вспомни о начале ее, вспомни, что мы сами были причиною наших притеснений. Бог не желал, чтобы в нашу природу вторгались печали, так как, сотворив ее, Он даровал ей величайшие блага. Если ты не веришь этому, то выслушай Священное Писание, которое говорит: //«нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы»// [[old:ekl:07:29|(Еккл.7:29)]]. Выслушай же, каким Адам был сначала: не было ни печали, ни заботы, которые присоединились потом, как наказания; ему следовало воздерживаться от зол, о которых он и не помышлял прежде. Подобным же образом, когда говорится: //«скорбью будешь питаться»// [[old:gen:03:17|(Быт.3:17)]], то ясно, что человек прежде был подвержен радости; а также, когда говорится: //«в поте лица твоего»// [[old:gen:03:19|(Быт.3:19)]], то ясно, что прежде он проводил жизнь без пота и труда; когда говорится: //«в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»// [[old:gen:02:17|(Быт.2:17)]], то отсюда следует, что прежде Адам был бессмертным. Потому Христос, желая показать нам, что Он восстановил нас в прежнее состояние, увидевши после Своего воскресения жен, которые были матерями печали, прежде всего произнес им слово, которое совершенно было противоположно печали, говоря: //«радуйтесь!»// [[new:mf:28:09|(Мф.28:9)]]; если по вашей вине пришла печаль сначала, то теперь ради Меня приходит наконец радость. Точно также и Павел часто говорил: //«Радуйтесь всегда в Господе»// [[new:fil:04:04|(Флп.4:4)]]. //«Древнее прошло»// [[new:2kor:05:17|(2Кор.5:17)]]. Если смерть не есть более смерть, то и печаль не есть более печаль. Итак, если сокрушено жало смерти, то разрушены также и действия грехов, потому что печаль входит в душу вместе с грехами. Тогда, говорит, отбежат скорби и печали и воздыхания; отбежать же означает не что иное, как удалиться. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Господем бо возвратятся и приидут в Сион с радостию и со веселием вечным: на главе бо их веселие и хвала, и радость приимет я: отбеже болезнь и печаль и воздыхание** Опять ведет речь сообразно тому, что уже случилось с ними. Многообразно оскорбляя Бога и как бы в некоторые ямы впадая в служение идолам, они безмерно осквернялись и, отвергши заповедь премудрого Моисея, обратились к учению и заповедям человеческим. Вследствие всего этого они некогда преданы были Вавилонянам и пленниками обитали в стране Персов и Мидян. Но опять были помилованы. Когда, по изволению Божию, Кир освободил их и позволил им возвратиться, они отправлялись в Иудею радуясь и торжествуя и славословия Богу имея как венец какой на главе своей, Итак, как бы исходя из того, что совершилось исторически, он прекрасно изображает душевную радость в последних воззваниях. Возвратятся бо, говорит, Господем и приидут в Сион, очевидно, духовный, то есть, церковь, веселясь, и радуясь; ибо будет на главе их хвала и веселие, и радость приимет я. Прославляемый ими Спаситель всех и ставший для них струною и лирою как бы увенчивает души верующих и наполняет их всякою радостью, ликованием и веселием. Где звание, призывающее к покаянию и обращению и к очищению греха чрез веру, очевидно, во Христа, где дарование Духа Святого, и благодать и честь сыноположения и наслаждение безконечными благами, и царства небесного надежда: там всегда конечно пребывает радость, отбеже болезнь, печаль и воздыхание. В самом деле, какое место будет для скорби и по каким причинам могло бы быть воздыхание там, где совсем не будет никакого повода к воздыханию и скорби, где напротив, господствует надежда на ликование, веселие, нескончаемое удовольствие и радость? **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся** См. Толкование на [[old:is:51:09#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 51:9]] ===== Лопухин А.П. ===== **И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся** //И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их...// Молитву предшествующего стиха пророк видит уже исполненной: верующий Сион избавлен будет Богом от всех его страданий и вкусит вечной радости. Нельзя не заметить, что изображение этой радости повторяет и усиливает мысль 3-го стиха той же главы. Хотя и вообще надо сказать, что пророчество об избавлении и спасении от Бога, как источника вечной радости и величия - одно из наиболее характерных для кн. пророка Исаии, во всем ее составе ([[old:is:05:25|Ис. 5:25]]; [[old:is:09:12|9:12]], [[old:is:09:17|17]], [[old:is:09:21|21]]; [[old:is:10:04|10:4]]; [[old:is:11:01|11:1]]; [[old:is:35:10|35:10]]; [[old:is:43:01|43:1]]; [[old:is:44:22|44:22]]; [[old:is:49:07|49:7]], [[old:is:49:26|26]] и др.). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[old:is:51:09|Ис. 51:9]] [<10>]