[<10>] ====== Толкование на Ис. 51:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф - имя Его** И теперь желаешь ли ты узнать, кто это такой? Обрати внимание: **«Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф – имя Его»**. Итак, Он есть господствующий над всем этим. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 15-16 **Яко аз Бог твой, возмущаяй море и творяй шум волнам его: Господь Саваоф имя Мне. Положу словеса Моя во уста твоя и под сению руки Моея покрыю тя, еюже поставих небо и основах землю: и речет Сиону: людие Мои есте вы** Обвинивши Израильтян за то, что они боялись людей, то есть получивших начальство над синагогою, и за то, что из страха к ним они неразумно зашли в болота непослушания и совершенно пренебрегли любовью к Нему,-в сих словах показывает, что Он облегчил искушения и преследования, которые могли бы приключиться с решившимися жить благочестиво, а жестокость притеснителей соделает безуспешною и бессильною, изменяя печаль в радость и превращая огорчения в удовольствие. Для примера же берет это видимое пространное море. Аз есмь, говорит, возмущаяй море и творяй шум волнам его, Господь Саваоф имя мне. Посему как иногда вздымается волна и гонимая силою ветров яростно ударяется о берег, и за тем опять скоро наступает спокойствие и тишина, по воле Бога; так точно и страшные, и нестерпимые, и до крайности доходящие бедствия одним мановением своим, говорит, превращаю как бы в ясную погоду; ибо утишив всякое смятение, тех, которые решились подвизаться в благочестии, привожу в величайшую радость. И это, думаю, прикровенно воспето лирою Псалмопевца: "//и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его//" [[old:ps:106:29|(Пс. 106:29)]]. А чтобы они без всякого сомнения усвоили надежду на то, что обещанное непременно придет в исполнение и обетование ожидаемой от Него помощи никогда не может оказаться ложным, Он необходимо говорит, что Господь Саваоф имя мне: так как если Он есть Господь сил; то как Он может оказаться бессильным для спасения кого-либо, или какое дело может быть тяжелым, трудным и неудобоисполнимым для всемогущей десницы Его? Присовокупляет же и нечто другое, довлеющее для удостоверения в помощи и вместе открывающее, что престал гнев на них и прекратились вредные последствия отвержения, и наконец находятся в попечении у Него, удостаиваются милосердия и любви, которая подобает познавшим явление Его. **Положу**, говорит, **словеса Моя в уста твоя**. Об этом же самом негде сказал божественный Давид, воспевающий: "//грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими?//" [[old:ps:049:16|(Пс. 49:16)]]. Ибо "//не красна похвала во устех грешника//" [[old:prsir:15:09|(Сир. 15:9)]], как написано. Посему мысль о Боге отгоняет все нечистое и преступное и постоянно напоминает о Его словах, как сказано: "//от избытка бо сердца уста глаголют//" [[new:mf:12:34|(Мф. 12:34)]]. Не для всех ли очевидно, что имеющие злое сердце не могут произносить добрых слов? а святым весьма прилично и в уме иметь закон Божий и выражать его и языком и словами. Посему Бог всяческих обещает как бы уже праведным и освященным в вере и получившим славу благородства-вложить слова Свои в уста их, дабы они, постоянно памятуя о божественном законе, узнавали благополезную для них стезю ко спасению. Так о всяком праведнике написано: "//закон Бога его в сердцы его, и не запнутся стопы его//" [[old:ps:036:31|(Пс. 36:31)]], и опять: "//в сердцы моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе//" [[old:ps:118:011|(Пс. 118:11)]]. Ибо закон Божий содействует нашему утверждению в добре и приобретению ума благорасположенного ко всякому прекрасному занятию, – не позволяет нам впадать в худое и сильно отвлекает нас от склонности поступать несправедливо. Но поелику, как я уже сказал, он обращает речь свою как бы к присным; то обещает и нечто иное: покрыю тя, говорит, под сению руки моея. А это- достойное приобретения и превосходное благо, достаточное для спасения тех, которые уже удостоились получить его; ибо под рукою Бога и Отца мы разумеем не иного кого, как рожденного от него Сына, Господа нашего Иисуса Христа; а тем, которые подчинились Ему, не может повредить ничто из того, что обыкновенно наносит вред. Но они будут сильны и весьма мужественны, преодолеют всякое смятение и искушение, окажутся не победимы для сатаны, выше всякой плотской нечистоты и страстей как духовных, так и телесных. А что всемогущая десница Отца соделает их такими, – показывает, присовокупляя: еюже поставих небо и основах землю: ибо если словом Господним небеса утвердишася, как написано, и утверждена земля, чтоб она была неподвижною; то ужели она недостаточно могущественна для спасения тех, которые считают весьма важным быть под защитой Его? Тогда-то, говорит, Сион речет: Бог мой еси ты. Здесь, по моему мнению, ты должен усматривать ясно и очевидно введенное исповедание веры во Христа. Правда, вследствие величайшего нечестия своего они некогда говорили, что не знают Христа, который творил многообразные чудеса и неизреченным и удивительным блеском знамений стяжал славу; [на самом же деле они не познали Его, но бесчестили Его: ибо они вследствие величайшего неразумия или безумия и богоненавистного расположения души дерзали говорить: "//мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: Сего же не вемы, откуду есть//" [[new:in:09:29|(Ин. 9:29)]]]; но, говорит, некогда отвергавшие Его и впадшие в такое нечестие,– произнося устами своими слова мои и находясь под покровом моей десницы, познают Искупителя, исповедуют Его, говоря к Нему: Бог мой еси ты. Итак Спасительное дело есть вера и путь, ведущий в нескончаемую жизнь, и сила исповедания Христова. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф - имя Его** Бедствующие от волнения морского! Знайте, к Кому надобно обращаться в вашем несчастии. Если море ревет и пенится, знайте, что Бог возмутил и взволновал его; прибегните под сень руки Его, которой Он поставил небо и основал землю. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф - имя Его** См. Толкование на [[old:is:51:09#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 51:9]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф - имя Его. И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: "ты Мой народ** Торжественное повторное обещание заступления и помощи от Бога Его верному Сиону. //Я - Господь Бог твой... Господь Саваоф - имя Его...// Вот, основание и вам надеяться на Меня и Мне - помочь вам: ибо Я - всесильный и Всемогущий Бог ваш, а вы - Мой избранный народ (ср. [[old:is:54:04|Ис. 54:5]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]