[<10>] ====== Толкование на Ис. 51:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил** Так как пророк выше сказал: кем ты был и почему убоялся гнева //«ярости притеснителя»//? – то для того, чтобы Иерусалим не думал, что он подвергся наказаниям от людей, он прибавляет: **«из руки Господа выпил чашу ярости Его»**. Писания всегда называют наказания чашею; пророк прибавляет: **"до дна"**, чтобы показать угрожающее наказание Божие. А так как таковое наказание сходит глубоко, в самое сердце, то пророк говорит: **"выпил"** и **"осушил"**. Он приводит справедливую причину, и так как гнев следовало умилостивить, то говорит: ты исполнил меру наказаний, испил, опустошил чашу, так что от наказаний не осталось ничего. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 17-18 **Востани, востани, воскресни, Иерусалиме, испивый чашу ярости от руки Господни: чашу бо падения, фиал ярости испил и истощил еси, и не бысть утешаяй тебе от всех чад твоих, яже родил еси, и не бысть подъемлющаго руки твоея, ниже от всех сынов твоих, ихже вознеся еси** Обращает свою речь к синагоге Иудейской, как к падшей и еще лежащей, и как бы простирая к ней руку помощи и как Бог оказывая к ней сострадание, повелевает ей встать. Мы говорим, что здесь разумеется не телесное восстание, потому что не такое следует разуметь и падение, напротив духовное, состоящее в неверии. Посему и благо восстания, упоминаемого здесь, заключается в вере. В погибель впали они, без сомнения, от того, что не приняли евангельской спасительной проповеди, напротив привязаны были к учениям и заповедям человеческим, хотя Бог ясно говорил устами Исаии: "//людие мои, блажащии вас льстят вы, и стези ног ваших возмущают//" [[old:is:03:12|(Ис. 3:12)]]: ибо начальники их, постоянно говоря им о данном чрез Моисея законе и часто произнося следующие слова: "//блажени есми Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть//" [[old:var:04:04|(Вар. 4:4)]], отвлекали ум подвластных им от любви ко Христу и, убеждая пренебрежительно относиться к благодати Его, ввели их в заблуждение и затрудняли путь ног их, не позволяя им поступать правильно или идти прямым путем к оправданию в вере, хотя закон сам по себе не приносит никакой пользы. Итак восстани, говорит. Очевидно, это тоже, что сказано устами Павла: "//востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос//" [[new:ef:05:14|(Еф. 5:14)]]. И к этому присовокупляет следующее: "//темже ослабленныя руки и ослабленная колена исправите и стези правы сотворите ногами вашими//" [[new:evr:12:12|(Евр. 12:12]][[new:evr:12:13|-13)]]. А что те, которые неистовствовали против Христа и, насколько от них зависело, дерзнули предать смерти Начальника жизни, навлекли на себя достойное и вполне соответственное их нечестию наказание, это показывает, говоря: испивый чашу ярости от руки Господни: чашу бо падения, фиал ярости испил и истощил еси. Фиалом же называет осуждение. Выражение же: истощил еси означает не вылил, но испил все до дна, то есть, ты подвергся полной ярости Божией и перенес гнев, равносильный преступлениям; ибо злые зле погибли, отчасти уже тогда, когда была опустошена вся страна их и вместе с Иерусалимом сожжен был и их знаменитый храм и сверх того лишились надежды на Бога и исключены из сонма святых. И в то время, как все это, говорит, случилось с тобою и когда он (Иерусалим) был как бы пьян от полнейшей ярости (Божией), не было никого из твоих чад, не было поддерживающего тебя за руку, не было утешающего. Правда, очень много было у них левитов и жрецов, книжников и фарисеев, наслаждавшихся это всех почестями, поставленных высоко над прочими преимуществом и превосходством. Но никто из всех их не избавил Иудеи от бедствия, постигшего ее вследствие божественного гнева: не было ни одного такого, который бы мог подать хотя малое утешение подвергшейся невыносимым страданиям. Итак те, которые отвлекали их от любви к Богу и убеждали не иметь веры в Него, причинили им вред и, впадши в бездну погибели, не оказали никакой помощи. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Востани, востани, воскресени, Иерусалиме, испивый чашу ярости от руки Господни: чашу бо падения, фиал ярости испил и истощил еси** **Чашею падения, фиалом ярости** угрожает Бог наказать падающих для их исправления, когда отдает их в руки то Вавилонянам, то Ассирианам. Но чаши сии, испитые Евреями, хотя упоили их, однако же не сподобили лучшей жизни. Христос же, на Древе единую испив чашу, и горечь уврачевал, и даровал веселье //**Письма. Книга I.**// ---- Чашею падения и фиалом ярости наказания Бог угрожает согрешившим для их исправления, вручая и чашу, и фиал, иногда Вавилонянам, а иногда Ассирианам. И испиваемые Евреями, они хотя и напоевали их, но не соделывали достойными лучшей жизни. Христос же, испив чашу на Древе, и горечь ее усладил, и придал ей веселие. **//Письма.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 17-19 **Воспряни воспряни возстань, Иерусалим, выпивший из руки Господа чашу гнева Его: выпивший до дна чаши опьянения и осушивший до подонков. Некому поддержать его из всех сыновей, которых он родил, и некому взять его за руку из всех сыновей, которых он воспитал. Два встретили тебя: кто будет скорбеть о тебе? Опустошение и истребление, и голод и меч: кто утешит тебя** Я часто учил, что Иерусалим и Сион есть город, имеющий два названия (δυώνομον), из которых //Сионом//, означающим //возвышенное место//, называется крепость, потому что находится на горе: остальная же часть города именуется //Иерусалимом//, называвшимся прежде //Иевусом// и// Салимом//, который Пророк теперь увещавает, чтобы он, падший прежде чрез отречение, говоря при страдании Господа: //возми, возми, распни Его: не имамы царя, токмо Кесаря// [[new:in:19:15|(Ин. 19:15)]], восстал, и принес покаяние, и чрез бедствия плена почувствовал, чем он оскорбил своего Творца. Врачи чувствующему тошноту в желудке обыкновенно дают горчайшее противоядие, от вкуса получившее название, для того, чтобы он изблевал вредные мокроты и мог принимать в желудок печеные и вареные яства, которым множество мокрот препятствовало перевариваться. Посему и Иерусалим, пивший из чаши ярости Господа и из фиала (χονδο) Его, из чаши, которую Симмах перевел //сосудом для растворения// вина (craterem), и которую, по книге Бытия, Иосиф приказал скрыть в мешке брата Вениамина [[old:gen:44:start|(Быт. 44)]], получает повеление восстать от опьянения, потому что он выпил, и опорожнил, и осушил оную до подонков, что три переводчика показали одним словом: εξεστράγγισας (выцедил все до капли). Это есть та чаша, о которой в Псалмах читаем: //чаша в руце Господни вина нерастворена исполнь растворения, и уклоны от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешныи земли// [[old:ps:074:09|(Пс. 74:9)]]. О ней и у Иеремии Бог говорит: //возми чашу вина нераствореннаго от руки Моея, да напоиши вся языки, к нимже Аз послю тя. И испиют, и изблюют, и обуяют от лица меча, егоже Аз послю среде их// [[old:ier:25:15|(Иер. 25:15-16)]]. И сказав о поднесении оной другим народам и Иерусалиму, и городам иудейским, [пророк] присовокупляет: //тако рече Господь сил, Бог Израилев: пийте и упейтеся, и изблюйте, и падите, и не востаните от лица меча, егоже Аз послю среди вас// [[old:ier:25:27|(Иер. 25:27)]]. И должно заметить, что эта чаша ярости Господа есть меч Его, посылаемый среди грешников. При этом рождается вопрос: каким образом после питья, опьянения, и блевания, и падения, у Иеремии говорится, что Иерусалим не может восстать, а теперь чрез Исаию говорит ему: **воспряни, воспряни, возстань, Иерусалим**. Это разрешается так: доколе кто либо пьет чашу, и опьяневает, и обуевает, и блюет, и падает, он не может восстать, ибо еще не выпил чаши Господней, и не дошел до подонков, чтобы осушить оную до дна. Теперь же говорит Иерусалиму о прошедшем времени: **выпивший** из руки Господа чашу ярости Его, а не пьющий. И вместе с этим должно обратить внимание на то, что в Иудее с того времени не было ни пророка, ни апостола, который утешил бы его, и взял бы его за руку и поднял бы его лежащего. Из сего видно, что это говорится после последнего плена: в противном случае он, как повествует история, в Вавилоне и после Вавилона имел Иезекииля и других пророков. Что же касается того, что он говорит: **два встретили тебя**, или **два эти противны тебе:кто будет скорбеть о тебе**, и вместо двух приводит четыре: **опустошение и истребление, голод и меч**, то подобное этому поется в Псалтири: //единою глагола Бог, двоя сия слышал: зане держава Божья, и Твоя, Господи, милость: яко Ты воздать комуждо по делом его// [[old:ps:061:12|(Пс. 61:12-13)]]. Ибо и там однажды говорит Бог, что Он всемогущ, а два слышит Пророк,— что всемогущество Его превозмогает в той и другой части, так что Он и кающимся оказывает милосердие, и пребывающих во грех подвергает заслуженным наказаниям. Сообразно этому и в другом месте Иерусалим встретили двое, из коих каждое имеет пару. Ибо за падением или опустошением следует истребление: за голодом и мечем— погибель. Можем это сообразно таинственному смыслу разуметь и о душе-грешнице, которая, не желая пить чашу ярости Господней, говорит в псалме: //Господи, да не яростью Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене// [[old:ps:006:02|(Пс. 6:2)]]. Но если бы она выпила оную, то хорошо для нее почувствовать свои наказания и услышать Господа, говорящего: //когда гнев ярости Моей пройдет, опять исцелю// [[old:is:07:04|(Ис. 7:4)]]. И в другом месте: //сия глаголет Господь: еда падаяй не востает// [[old:ier:08:04|(Иер. 8:4)]]? //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил** С 17-23 ст. идет начало уже новой пророческой речи, продолжением и окончанием которой служит вся дальнейшая глава. Основанием поместить начало новой речи в конце данной главы послужило, очевидно, их близкое родство по содержанию и характеру. Круг пророчественных утешений постепенно как бы смыкается и становится все уже и теснее: сначала пророк обращался ко всему Израилю (48 гл.), затем - к избранным представителям его (51), а теперь - он взывает к одному Иерусалиму - духовно-политическому средоточию и центру верного Сиона. //Воспряни, воспряни, восстань Иерусалим..//. Повторение известных слов, помимо общего его смысла - подчеркнуть важность произносимого и обратить на него усиленное внимание - имеет у пророка Исаии еще и особое назначение - служит гранью новых отделов его речей (ср. [[old:is:05:25|Ис. 5:25]]; [[old:is:09:12|9:12]], [[old:is:09:17|17]],[[old:is:09:21| 21]]; [[old:is:10:04|10:4]]; [[old:is:48:22|48:22]]; [[old:is:57:21|57:21]]; а также: [[old:is:05:08|5:8]], [[old:is:05:11|11]], [[old:is:05:20|20]]; [[old:is:22:01|22:1]]; [[old:is:23:01|23:1]]; [[old:is:28:01|28:1]]; [[old:is:30:01|30:1]]; [[old:is:38:01|38:1]], [[old:is:38:12|12]]; [[old:is:51:01|51:1]], [[old:is:51:04|4]], [[old:is:51:07|7]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]