[<10>] ====== Толкование на Ис. 51:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тебя постигли два бедствия, кто пожалеет о тебе? - опустошение и истребление, голод и меч: кем я утешу тебя** Ужели сыны твои, которые и сами нуждаются в утешении? Кроме того, кто в состоянии переносить голод? Итак, чтобы научить тебя, что война происходит также с неба, Он послал также голод. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 19-20 **Два сия противна тебе, кто сожалеет тебе? падение и сокрушение, глад и мечь, кто утешит тя? Сынове твои обнищавшии, седяще на краи всякаго исхода, яко свекла недовареная, исполнени ярости Господни, разслаблени Господем Богом** Кто может исчислить весьма многие страдания, случившиеся с Иудеями во время пленения, говорю, при Веспасиане и Тите, когда вся страна Иудейская была опустошена, не осталось ни одного вида бедствий, которого они не испытали бы, но дошли до крайнего предела всяких зол, как о сем предвозвестил им Спаситель всех Христос! Ибо когда Он веден был воинами Пилата на место распятия, а женщины с плачем следовали за Ним; то Он, обратившись к ним, сказал: "//дщери Иерусалимски, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших//" [[new:lk:23:28|(Лк. 23:28)]]; и опять: "//егда узрите обстоим Иерусалим вои, тогда//" скажете горам: "//падите на ны: и холмом: покрыйте ны//" [[new:lk:21:20|(Лк. 21:20]];[[new:lk:23:30| 23:30)]]. Тяжесть ужасного бедствия была предвозвещена и очень многими святыми пророками. Та же самая мысль содержится и в изъясняемых нами стихах. О нечастный, говорит, Иерусалим! Два сия противна тебеговорит вместо: воюют и поражают тебя. Что же это? Падение и сокрушение глад и меч. В сих словах как бы сокращенно и сжато указывает на бедствия войны. Но на это надобно обратить тщательное внимание, ибо перечислив четыре, называет их двумя: падение, сказал, и сокрушение, глад и меч. Что же сказать об этом? И как поименованные предметы могут быть двумя? Хотя бы их и казалось больше, но пророческое слово здесь к первым предметам присоединяет их следствия. Говорю о том, что за падением непременно следует сокрушение, в за голодом меч, то есть, смерть. Итак два-это первые, то есть, падение и голод, следствия же их-сокрушение и меч. Итак говорит, когда случилось это, – кто был в состоянии помочь и отвратить наступление бедствия? На что и указывает здесь слово утешение. Сыны твои, говорит, способны ли будут к этому? Но их-то и придется увидеть обнищавшими, то есть, не имеющими ничего, что они могли бы посоветовать или сделать для своего утешения, на пользу своих душ. Спят они на краю всякого выхода; потому что когда обрушилась на них война, сильные между ними убежали из страны Иудейской и заняли границы страны, чтобы быть готовыми к бегству: одни из них поспешили уйти к пограничным Египтянам, другие-в соседнюю страну Моанитян, или же в иные страны близких народов. Были же они на краю всякого выхода, то есть, как я сказал, на границах страны, не в состоянии бодрствования, то есть не в таком, чтобы они могли сделать что-либо не маловажное на пользу пострадавшим, но как бы опьяненные, с отягченною головою, лежащие и ослабевшие в мыслях и потерявшие ум, яко свекла недовареная.Какая же причина сего? Исполнени ярости Господни: вот что было причиною их ослабления. И это потому, что когда мы подвергаемся неутешным страданиям, то обыкновенно как бы теряем свой ум и не находим никакого пути, ведущего нас ко спасению, в особенности, если несчастие посылается на нас Богом. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тебя постигли два бедствия, кто пожалеет о тебе? - опустошение и истребление, голод и меч: кем я утешу тебя** См. Толкование на [[old:is:51:17#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 51:17]] ===== Лопухин А.П. ===== **Тебя постигли два бедствия, кто пожалеет о тебе? - опустошение и истребление, голод и меч: кем я утешу тебя** //Тебя постигли два бедствия... опустошение и истребление, голод и меч...// Судя по тем сильным краскам, которыми здесь изображается плачевная судьба Иерусалима, пророчество не столько имеет в виду ближайшее пленение его Навуходоносором, сколько более отдаленное и более грозное разрушение его Титом. //**Толковая Библия.**// [<10>]