[<10>] ====== Толкование на Ис. 52:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая, яко слышано сотворю спасение твое, глаголя: Сионе, воцарится Бог твой** Акила говорит: //«как прекрасны на горах ноги благовествующего мир, благовествующего благое»//; Симмах: //«как приятны»//, а Феодотион: //«как прекрасны»//. По справедливости здесь усматриваются ноги, попирающие змей и скорпионов. Прекрасны эти ноги: они превосходят по красоте лучи солнечные, они приносят нам весьма многие блага. Что может сравниться с миром? Что может быть приятнее примирения с Богом, с самим собою и с своим ближним? Смотри, как велась троякая и различная борьба: мы боролись с Богом, с самими собою, а также с другими. Бог же прекращает эту борьбу, нисходя свыше и говоря: //"мир вам!"// [[new:in:20:19|(Ин. 20:19)]]. Не мы ли сами просили обетования мира? Он Сам пришел, чтобы мы примирились с Ним, убеждал нас и дал такие блага, каких никто не мог знать или измыслить. **«Проповедующего спасение»**: Я, говорит, покажу всем. **«Говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!""**. А другие говорят: //«воцарился»//. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Коль красны на горах ноги благовествующих мир, благовествующих благая, яко слышано сотворю спасение твое, глаголя: Сионе, воцарится Бог твой** См. Толкование на [[old:is:52:06#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 52:6]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 7-8 **Как прекрасны на горах ноги возвещающаго и проповедующаго мир, и возвещающаго благое: проповедующаго спасение, и говорящаго Сиону: воцарится Бог твой. Голос охранителей твоих: они подняли голос: совокупно восхвалять, ибо оком к оку увидят, когда Господь обратит Сион** Последовательно о том, что выше сказал: //Я — Тот, который говорил: вот Я//, пророк теперь свидетельствует, что Он будет проповедовать Евангелие на горах, то есть на апостолах, о которых написано: //приближитеся горам вечным// ([[old:mih:02:09|Мих. 2:9]] по LXX), и которых учение есть просвещение Божие. Поэтому к Нему в Псалмах говорится: //просвещаешь Ты дивно от гор вечных// [[old:ps:075:05|(Пс. 75:5)]]. Он возвещал и проповедовал мир дальним, то есть язычникам, и близким, то есть иудеям, примиряя мир с Богом [[new:ef:02:16|(Еф. 2:16-17)]]. О Нем, под именем Соломона, в псалме поется: //возсияет во днех Его правда и множество мира, дондеже отъимется луна// [[old:ps:071:07|(Пс. 71:7)]]. И у этого самого Пророка о Младенце, родившемся нам, и о Сыне, данном нам, которого начальство на раме Его, и который наречется великого совета Ангелом, между прочим говорится: //и мира Его несть предела// [[old:is:09:07|(Ис. 9:7)]]. Ибо Он, умиротворивший кровию креста Своего все на небе и на земле, есть мир наш [[new:ef:02:14|(Еф. 2:14)]]. Он сказал апостолам: //мир оставляю вам, мир Мой даю вам// [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]]. И возвестил Он нам блага, не те, которые философами называются безразличными, но те, которые поистине суть блага, даруемые Отцем просящим у Него [[new:mf:07:11|(Мф. 7:11)]], то есть все дары Духа Святого. Наконец другой Евангелист в том же месте пишет: //кольми паче Отец, иже с небесе, даст Духа Святаго просящым у Него// [[new:lk:11:13|(Лк. 11:13]])? Он возвестил всем те блага, которые Господь обещает верующим: //послушайте Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша// [[old:is:55:02|(Ис. 55:2)]], и не только блага, но и спасение, которое дал Он, говорящий Сиону, то есть Церкви: **воцарится Бог твой**. Поэтому и апостол говорит святым: //да не царствует грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его// (Рим. 6:12), а о грешниках пиша, говорит: царствова смерть от Адама даже до Моисея [[new:rim:06:12|(Рим. 5:14)]]. Следующее же затем: **голос охранителей твоих**, или //стражей твоих//, означает апостолов, о которых и в другом месте Бог говорит Церкви: //на стенах твоих приставих стражи, иже до конца не премолкнут, поминающе Господа// [[old:is:62:06|(Ис. 62:6)]], — стражей, которые возвысят голос, проповедуя о высоком. Поэтому говорится им: //на гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму// [[old:is:40:09|(Ис. 40:9)]]. Они одинаковым голосом восхвалят и очами к очам увидят Бога, что [очами к очам] другими словами апостол называет: //лицем к лицу// [[new:1kor:13:12|(1 Кор. 13:12)]]; как и Святый поет: //очи мой выну ко Господу// [[old:ps:024:15|(Пс. 24:15)]], и: //к Тебе возведох очи мои, живущему на небеси// [[old:ps:122:01|(Пс. 122:1)]], и Господь соответственно воздаст ему: //ибо очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их// [[old:ps:033:16|(Пс. 33:16)]]. То, что Семьдесят перевели:// как ώρα на горах: так ноги благовествующаго слышание мира// и проч., Павел, следуя смыслу еврейского подлинника, приводит в послании к Римлянам: //коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая// [[new:rim:10:15|(Рим. 10:15)]], давая разуметь апостолов, которым Господь умыл ноги [[new:in:13:start|(Ин. 13)]], чтобы они были чисты и прекрасны для проповедования, и разошлись по всей вселенной, и кратким учением о Христе наполнили мир. ώρα же, то есть //час//, согласно с Семьюдесятью и двусмысленностию греческой речи, означает или //время//, или// красоту//. Если время, то оному будет соответствовать: //во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти// [[old:is:49:08|(Ис. 49:8)]]. Поэтому апостол присовокупляет: //се ныне время благоприятно: се ныне день спасения// [[new:2kor:06:02|(2 Кор. 6:2)]]. Ибо в благоприятное время, когда все уклонились, сделались равно непотребными, когда не было делавшего добро, не было даже ни одного [[old:ps:013:03|(Пс. 13:3)]], Он за всех пролил кровь, чтобы за всех вкусить смерть, потому что все согрешили, и лишены были славы Божией [[new:rim:03:23|(Рим. 3:23)]]. Если же мы будем разуметь под оным (ωρα) красоту, то [этому будет соответствовать то], что в псалме читается: //красен добротою паче сынов человеческих// [[old:ps:044:03|(Пс. 44:3)]]. Ибо что прекраснее того, чтобы доброта раба сделалась добротою Бога, и сидела и царствовала с Христом на небесах? Словом ώρα, вследствие полноты греческого языка, может называться //попечение// и// забота//, сообразно тому, что Святый говорит: //умножиши мя в души моей силою Твоею// [[old:ps:137:03|(Пс. 137:3)]]. Вместо //умножиши мя// в греческом тексте говорится: πολυωρηοεις με, что значит: //почтешь мя достойным многаго попечения и заботливости//. И в другом месте: //По высоте Твоей// έπολίκόρησας// сыны человеческия// (Пс. 11:9), что другими словами по гречески говорится: πολλής ώρας, τουτ έστί, φροντίδας ηξίωσας [Ты удостоил многаго попечения, το есть заботливости]. Но это лишнее; и лучше должно разуметь прекрасные ноги Христа и апостолов, что, кроме Семидесяти, все подобным образом перевели, так как Павел одобряет их перевод. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!" Голос сторожей твоих - они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион** Рисуют радостную картину будущего восстановления Иерусалима. Во главе целого сонма глашатаев спасения и мирного процветания Иерусалима идет великий Благовестник, авторитетно провозглашающий Сиону откровение его нового царства. Ему сопутствует множество других проповедников, которые разносят эту благую весть по всем концам земли и которые являются вместе с тем и лучшими свидетелями - очевидцами того, что они проповедуют. //Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение...// Слова эти, буквально повторенные еще раз у одного из послепленных пророков [[old:naum:01:15|(Наум. 1:15)]], несомненно, должно относить к Мессии, как это видно из раннейших мест того же пророка Исаии ([[old:is:41:27|Ис. 41:27]]; [[old:is:40:09|40:9]] и др.), а также из его известного мессианского текста: //"Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим..."// [[old:is:61:01|(Ис. 61:1)]]. //Воцарился Бог Твой!// Пока Израиль был в плену, а Иерусалим лежал в развалинах, Господь - всегдашний покровитель и защитник еврейского народа, на это время как бы отступил от него. Но вот Он снова является к Своему народу и берет на Себя обязанности царя над ними. //**Толковая Библия.**// [<10>]