[<10>] ====== Толкование на Ис. 53:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его** **«Он был презрен и умален пред людьми»**. Видишь ли, какому бесчестию Он подвергся? **«Презрен и умален пред людьми»**: не только вследствие воплощения, но также и потому, что Он потерпел смерть, бесчестие и проклятие. Он был объявлен виновным в нарушении закона, был осужден, как злодей, потому **«был презрен и умален пред людьми»**. И Он был умаленным не только по причине способа осуждения, но также и по причине обычных наказаний. **«И мы отвращали от Него лице свое**, – говорит, –** и не вменися»** (этого слова в русском переводе нет). Другие говорят: //«Он был обезображен, мы не вменили Его»//, т.е.: Он был презрен, ненавидим, презираем и ни во что вменяем всеми. Говоря: //«изъязвлен»//, пророк говорит о Его бесчестии. Однако, Он Сам думал, что бесчестие не есть бесчестие, и презрение не есть презрение. Или, как говорят другие переводчики: //«по причине бесчестия мы не вменили Его»//. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его** См. Толкование на [[old:is:53:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 53:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его** См. Толкование на [[old:is:53:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 53:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его** //Он был презрен и умален пред людьми...// Содержание третьего стиха еще больше усиливает мысль второго: там говорилось, что Мессия не имеет никаких особенных достоинств и ничем не выдается из среды обыкновенных смертных. Здесь мы добавляем, что если Он чем и выдается, то только в отрицательную, а не в положительную сторону: Он хуже и презреннее всех других; как же Ему, после этого, претендовать на роль Мессии? О презрении, которым большинство иудеев и язычников встретит Мессию, пророк Исаия уже говорил и раньше (см.[[old:is:49:07|Ис. 49:7]]). И действительно, Своим рождением в вертепе, Своим происхождением из Назарета, Своим постоянным дружеским обращением с мытарями и грешниками; Мессия во время Своей земной жизни постоянно давал поводы слепым вождям народа иудейского отзываться о Нем с презрением и враждою [[new:mf:15:02|(Мф. 15:2]], [[new:mf:15:12|12]]; [[new:lk:19:07|Лк. 19:7)]]. //И умален пред людьми...// или как в славян.// паче всех сынов человеческих.// Под "сынами человеческими", основываясь на библейском употребление [[old:is:02:09|(Ис. 2:9]]; [[old:is:11:16|11:16)]], многие склонны разуметь здесь "знатных представителей" народа иудейского, в особенности, его законников и фарисеев, этих наиболее ожесточенных врагов Господа. Симмах переводит это словом ἑλάχιστος - "наименьший из людей", а Иероним - novissimus - "младший из всех". И эти два последних перевода, по-видимому, наиболее удачно передают мысль текста, задача которого указать на крайне невысокое, приниженное общественное положение Мессии, Который, происходя из низшего класса и обращаясь больше с простым народом, встречал постоянно оскорбительно-холодное и надменно-презрительное отношение к себе со стороны знатных, богатых и влиятельных официальных вождей народа. //Муж скорбей...// С еврейского - isch maciboth - означает: "муж или человек трудов, печалей, скорбей" [[old:ish:03:07|(Исх. 3:7)]]. Дополнительным синонимом этого определения служит следующее за ним и изведавший болезни. Это - или общее определение человеческой природы, естественный удел которой скорби и болезни, или даже более частное указание на греховное человеческое естество, так как изнурительный труд, различные болезни и печали вошли в природу человека, в качестве ближайших следствий грехопадения [[old:gen:03:16|(Быт. 3:16-19)]]. Последнего толкования придерживается и блаженный Иероним, который говорит, что данный текст "указывает на истинное человеческое тело и на истинную человеческую душу Того, Кто, зная носить немощи, преодолел Божеством все оныя" (блаженный Иероним). Здесь, таким образом, прикровенно обозначена вся глубина тайны воплощения: Бог, явившись во плоти, воспринял на Себя падшее естество наше, чтобы Своей искупительной смертью его очистить, вознести и прославить, как это прекрасно пояснил и Апостол Павел, сказавши: //"ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха"// [[new:evr:04:15|(Евр. 4:15)]]. //И мы отвращали от Нет лицо Свое...// Акилла и блаженный Иероним передают это несколько иначе //и как бы сокровенным было лицо Его,// соответственно с чем последний и толкует это место в том смысле, что Господь намеренно скрывал, или не обнаруживал, не проявлял Своего Божественного Всемогущества, чтобы в смирении понести добровольно воспринятое Им бремя человеческого греха. Следствием этого, разумеется, было то, что и люди, "отвращались" от Него, т. е. не признавали Его за Мессию и даже издевались над Ним, когда Он выдавал Себя за действительного Мессию. Многие из толковников прообраз этой черты усматривают еще в истории многострадального Иова: //"...знающие меня чуждаются меня. Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня"// [[old:iov:19:13|(Иов. 19:13-14)]]; или: //"Он поставил меня притчей для народа и посмешищем для него"// [[old:is:17:06|(Ис. 17:6)]]. Страждущий Мессия представляется удаленным от людского общества, наравне с людьми прокаженными. Это - уже крайняя степень возможного общественного унижения человека, когда община выделяет его из себя, как недостойного члена. //**Толковая Библия.**// [<10>]