[<10>] ====== Толкование на Ис. 54:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Рече бо Господь: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужя твоя и колие твое укрепи** См. Толкование на [[old:is:54:01#svt_ioann_zlatoust|Ис. 54:1]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Рече бо Господь: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужя твоя и колие твое укрепи** См. Толкование на [[old:is:54:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 54:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 2-3 **Расширь место палатки твоей, и кожи шатров твоих растяни; не щади: длинными сделай верви твои, и колья твои укрепи. Ибо направо и налево проникнешь, и семя твое наследует народы, и населит города опустевшие** Коей сказал: //восхвали, неплодная, не раждающая, расторгни узы//, которыми прежде была связана, и //возгласи// во исповедание Господа, не имевшая детей, той же теперь повелевается, на подобие скинии Моисея, которую некогда он имел в пустыне [[old:ish:36:start|(Исх. 36)]], расширить палатку свою, и растянуть кожи, и сделать более длинными верви, и вбить глубоко и укрепить колья, из которых образуется всякий шатер, чтобы она не разрушилась от веяния ветров. Она должна проникнуть направо и налево, и не походить по тесноте на иудейскую скинию, занимавшую в окружности сто локтей длины и пятьдесят локтей ширины [[old:ish:27:start|(Исх. 27)]], и не ограничиваться малым пространством храма, имевшего шестьдесят локтей в длину и двадцать в ширину [[old:3ts:06:02|(3 Цар. 6:2)]], но не переставать захватывать место направо и налево. А чтобы мы не думали, что это, сообразно суетному домогательству евреев, говорится о Сионе, который должен быть восстановлен Господом в древнее состояние, приводит яснее то, что скрывалось: **и семя твое наследует народы**. О нем и в Евангелии мы читаем: //изыде сеяй, да сеет// [[new:mf:13:03|(Мф. 13:3)]]; и опять: //не доброе ли семя сеял еси на селе твоем// [[new:mf:13:27|(Мф. 13:27)]]? Это семя сделает то, что и опустевшие города населяться, так что появятся во всей вселенной церкви из язычников. Или, по крайней мере, семенем должны называться семя апостолов и остаток народа иудейского. О нем у этого же самого пророка говорится: //аще не бы Господ Саваоф оставил нам семене, яко Содома, убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом// [[old:is:01:09|(Ис. 1:9)]]. И апостол говорит: //останок бысть// [[new:rim:11:05|(Рим. 11:5)]]. Это [сказано] о величине церквей, которые вместо одного места — Иудеи, и притом очень тесного, распространят свои пределы но всему земному шару. Перейдем к духовному разумению. Кто находится в шатре, тот ее имеет твёрдого и постоянного местопребывания, но всегда меняет места, и спешит к дальнейшему, говоря в псалме: //пройду в место селения дивна// [[old:ps:041:05|(Пс. 41:5)]], забывая прошедшее и простираясь к будущему, пока не достигнет почести вышнего звания [[new:fil:03:13|(Флп. 3:13-14)]]. Об этом селении и в другом месте читаем: //коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил: желает и скончавается душа моя во дворы Господни// [[old:ps:083:02|(Пс. 83:2-3)]]. И затем присовокупляет: //блажени живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя// [[old:ps:083:05|(Пс. 83:5)]]. Ибо конец селений есть обладание вечным домом, который не меняет оснований, и не переносится с одного места на другое. Ибо те, которые насаждены в доме Господнем, прежде процвели во дворах Его [[old:ps:091:14|(Пс. 91:14)]], чтобы от цветов перешли к плоду, и могли сказать: //аз же яко маслина плодовита в дому Божии// [[old:ps:051:10|(Пс. 51:10)]]. Вследствие этого, святой муж, спеша пройти селения, и желая увидеть дом Божий, говорит, что он имеет одно желание, чтобы никогда не выходить из дома Божия: //едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего// [[old:ps:026:04|(Пс. 26:4)]]. Итак шатер должен быть распространен, и покрывала и кожи должны быть растянуты, и верви многочисленных и разнообразных проповедей должны длиннее быть протянуты, и колья должны разумом быть укреплены на правой и левой стороне, чтобы семя слова, то есть учения Божия, могло овладеть народами, и сделать населенными города, которые получил удвоивший мину [[new:lk:19:start|(Лк. 19)]]. Правая же и левая стороны в святых Писаниях принимаются в хорошую сторону тогда, когда оные и по духу и по букве мы разумеем чрез оружие правды в правой и левой руке [[new:2kor:02:06|(2 Кор. 6:7)]], чтобы и низшее разумение жизни следовало наставлению и примерам старших, и духовное и высокое переносило нас от настоящего к будущему. Это есть то, что и Господь вопрошавшим фарисеям говорил: //воздадите Кесарево Кесареви и Божия Богови// [[new:mf:22:21|(Мф. 22:21)]]: чтобы мы и подчинялись властям сего века, которые не несправедливо держат меч для наказание худо поступивших [[new:rim:13:start|(Рим. 13)]], что разумеется под левою рукою: и воздавали Богу Божие, чтобы не боялись никого другого, кроме имеющего власть и над душою и над телом [[new:mf:10:start|(Мф. 10)]], что разумеется под правою рукою. Наконец о премудрости Божией, с которою ничто драгоценное сравниться не может [[old:pr:08:11|(Притч. 8:11)]], говорится, что в деснице своей она имеет долготу и очень многие годы жизни, а в шуйце богатство и славу [[old:pr:03:16|(Притч. 3:16)]], так что под богатством разумеется то, которое в настоящее время состоит в познании и добрых делах, и под славою — та, которую получает прославляющий Бога своими делами у язычников, а долгота и очень многие годы жизни означают вечную жизнь, которая, пренебрегая настоящим, спешит к будущему. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.//** ===== А.П. Лопухин ===== Ст. 2-3 **Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города** //Распространи место шатра твоего... пусти длинные верви твои и утверди колья твои.// При нашем понимании первого стиха, толкование данного становится очень простым и ясным. Остаток верного Израиля очень мал и потому живет в самом тесном помещении (шатре). Но так как ему вскоре предстоит сильно умножиться и разрастись, благодаря притоку новых чад из среды язычества, то пророк и убеждает его перестроить свое жилище, чтобы сделать его, как можно поместительнее и просторнее. Образы - разоренного шатра, в случае несчастия, и обновленного и расширенного, в случав удачи и счастья - одни из любимых и употребительных у пророков ([[old:is:33:20|Ис. 33:20]]; [[old:ier:10:20|Иер. 10:20]] и др.). В пророчественно-прообразовательном смысле под расширенным и обновленным шатром, раскинувшимся во все страны света ("направо и налево" 3 ст.), можно разуметь новозаветную церковь, как это объясняет блаженный Иероним: "она должна распространиться направо и налево, не должна подражать тесноте иудейской скинии, имевшей сто локтей длины, пятьдесят локтей ширины, ни заключаться в коротком пространстве храма, имевшего шестьдесят локтей длины и двадцать локтей ширины, но, не переставая, должна занимать места направо и налево". Блаженный же Феодорит к этому добавляет: "едва ли ошибется кто, если назовет кольями святых пророков, апостолов и мучеников: ибо они, сокрытые в земле, наподобие кольев, держат скинию церкви, связанную учением, как бы какими веревками". Необходимо напомнить, что как самый образ "спасительного шатра", так и отнесение этого образа к "святому остатку Израиля" не является у пророка Исаии чем-либо совершенно неожиданным и новым, а дает, по-видимому, краткое повторение того, что было предметом специального раскрытия в одной из раннейших глав первой части его книги (см. IV гл. в особенности стихи 2-3 и 6-ой). //И потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города.// Новозаветная христианская церковь трактуется здесь, как естественное продолжение ветхозаветной иудейской церкви. И вот, когда большинство представителей ветхозаветной теократии не признало Христа за Мессию, отвергло Его и тем самым уклонилось от своего истинного призвания и как бы покинуло идеальные места своего обитания (в религиозном смысле), то на их убылые места во множестве явились другие, достойные занять их, - бывшие язычники, которые и сделались истинными потомками не по плоти, но по духу, обновленного Израиля ([[new:rim:09:07|Рим. 9:7-8]]; [[new:gal:04:28|Гал. 4:28]] и др.). См. также Толкование на [[old:is:54:01#lopuxin_ap|Ис. 54:1]] //**Толковая Библия.**// [<10>]