[<10>] ====== Толкование на Ис. 54:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко Господь творяй тя, Господь Саваоф имя Ему: и избавивый тя, Святый Бог Израилев, всей земли прозовется** Велико обещание и дивен вестник. Не удивляйся этому, потому что тот, кто совершает все это, есть Господь, Которому все легко, и тот, кто будет сохранять тебя, **«Богом всей земли назовется Он»**; прозовется, т.е. когда это исполнится. Итак, пророк говорит о Церкви, потому что все это исполнилось в Церкви. Когда Бог языков прозвался Богом всей земли, если не во время Своего пришествия? Имя идолослужения совершенно изглажено и все призваны во имя Христово. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Яко Господь творяй тя, Господь Саваоф имя Ему: и избавивый тя, Святый Бог Израилев, всей земли прозовется** См. Толкование на [[old:is:54:04#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 54:4]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он** См. Толкование на [[old:is:54:04#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 54:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он** //Ибо твой Творец есть супруг твой...// Лучше бы, по-русски, переставить эти определения: "твой супруг - есть творец". Верный остаток Израиля, смущаясь своей малочисленностью, мог, в припадке малодушия, считать себя покинутым людьми и оставленным Богом. Пророк и утешает его, говоря, что для верного Израиля время бесславного вдовства уже прошло, и что у него снова есть супруг, который есть Творец и не только Творец, но и Искупитель. //Богом всей земли назовется Он...// Это - одно из знаменательных ветхозаветных мест, где особенно ясно выражена идея универсальности Бога: Он - не Бог только Израиля и Иудеи, но Бог всей земли, Творец вселенной и Искупитель всего человечества. До такой высоты религиозное сознание ветхозаветного человечества могло подниматься лишь в редких исключительных случаях ([[old:ps:023:01|Пс. 23:1]]; [[old:ps:046:02|46:2,]] [[old:ps:046:07|7;]] и др.); более же широкое распространение и глубокое понимание всего этого постепенно сложилось лишь в новозаветные времена. //**Толковая Библия.**// [<10>]