[<10>] ====== Толкование на Ис. 54:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 16-17 **Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, - и Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, - ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь** Он вновь утверждает их веру: как кузнец исправляет поврежденный сосуд, раздувая угли, так, говорит, вновь будет отстроен ваш город. Как новый сосуд, произведенный с помощью поддувала, бывает блестящим, так будет блестеть по возвращении и город. **«И Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно»**. Другие же говорят: //«вот, Я поставлю вас не на погибель, сокрушу всякий уготованный сосуд»//. Я сотворил тебя не для того, чтобы предать тебя гибели. Откуда это ясно? Если бы Я сотворил тебя для погибели, то Я и не творил бы тебя. Что действительно так, ясно, из следующих слов: //«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно»// [[old:prs:01:13|(Прем. Сол.1:13–14)]]. **«И всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь»**. А прочие переводчики говорят: //«все погибнут»// **«Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь»**, т.е. хотя праведник падет семь раз, однако он восстанет. **«Наследие рабов Господа»**, т.е. вера, надежда и устойчивые блага, которые предстоят им после плена. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, - и Я творю губителя для истребления** Господь ценит дорого создание Свое, дело рук Своих, не так, как кузнец, который делает сосуд и часто разбивает его или расплавляет его на огне. **Аз создах тя, не якоже кузнец раздуваяй углие... Аз создах тя не на пагубу, еже истлити.** **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 16-17 **Вот Я сотворил кузнеца, раздувающего угли в огне и производящего орудие для дела своего, и Я сотворил губителя для истребления. Всякое орудие, сделанное против тебя, будет безуспешно, и всякий язык, который будет противиться тебе на суде, ты осудишь. Это есть наследие рабов Господа, и оправдание их у Меня, говорит Господь** Скажем сперва применительно к еврейскому тексту. Если ты хочешь не бояться и чтобы страх был далек от тебя: то делай то, о чем сказано в предшествующей речи; ибо чрез Меня ты будешь иметь пришельцев. Я создал **кузнеца, раздувающего угли в огне**, то есть диавола, виновника всех зол, не по необходимости природы, но по свободному решению. Он разжигает и приготовляет орудия против тебя, каковыми были Симон и Елима волхвы, противившиеся апостолам Петру и Павлу [[new:act:13:start|(Деян. 13)]]. **Я сотворил губителя** тех, которые будут верующими, — не для того, чтобы быть виновником погибели их, но чтобы был создан противник для борьбы и чтобы была погибель для побежденных и причина наград для победителей. И все, изготовленные кузнецом против тебя, не будут иметь успеха, но подвергнутся и в настоящей жизни и в будущей наказаниям. А что прежде казалось прикровенным, об этом в последующем говорится яснее:** и всякий язык, который будет противиться тебе, ты осудишь**, погубляя мудрость мудрецов и отвергая разум разумных. И всех ересиархов, и учителей иудейских и философов мирских, которых разжигал тот кузнец, **ты осудишь** на своем суде. Подобным образом и царицею савскою были осуждены неверующие, и ниневитянами, — и наоборот, Содом оправдается по сравнению с худшим Иерусалимом [[new:mf:12:start|(Мф. 12)]]. За сим присовокупляется, какие эти награды, чтобы ее считали прение пустым и оканчивающимся настоящею смертию. Это есть наследие рабов Господа, то есть царства небесныя, и жизнь вечная, и воздаяние за труды, //ихже око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его// [[new:mf:12:start|(1 Кор. 2:9)]]. Если же любящим, то следовательно и служащим [Богу], которые не имеют иного Господа, кроме Бога. И в том состоит оправдание тех, которые у Бога, что теперешняя скорбь вознаградится будущею радостию. Затем, по Семидесяти смысл, как мне кажется, такой: Я, Творец твой, не так создал тебя, как диавол, кузнец наихудший, раздувает духом нечистым орудия беззакония и приготовляет их для погубления, который должен знать, что подобного рода орудия не имеют благоуспешного пути, но сокрушаются среди пути. А какие эти орудия, это объясняет в дальнейшей речи: //и всякий голос, который восстанет против тебя на суде, всех их победишь//. Орудия беззакония имеют голос, каковый голос восстает против Церкви, когда еретики полагают на высоту уста свои и язык их достигает земли. Следующее же затем: //и ты обвинишь их// на нем мы спереди отметили обелом, что, по-видимому, прибавлению не столько Семьюдесятью, сколько худыми переписчиками. Когда Церковь победит всякий язык, восстающий против нее, тогда для служащих Господу и повинующихся Ему будет наследие вечным стяжанием. О нем у Иеремии говорится другими словами: //есть мзда делом твоим// [[old:ier:31:16|(Иер. 31:16)]]. И обитатели Церкви будут праведными у Господа. Ибо всякий, делающий правду, рожден от Бога. Таковым говорит Господь: //будете святи, яко Аз свят есмь// [[old:lev:20:26|(Лев. 20:26)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-17 **Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь** Говорится о гибели врагов церкви, которые падут жертвой своей же собственной слепой злобы. Мысль эта неоднократно встречалась у пророка Исаии и раньше ([[old:is:42:25|Ис. 42:25]]; [[old:is:44:25|44:25]]; [[old:is:49:26|49:26]]; [[old:is:52:start|52]] и др.). //Наследие рабов Господа,// т. е. их конечный удел – это оправдание пред Богом и вечное спасение. Т. о. заключение речи, возвращаясь к ее началу, уничтожает всякий повод для того малодушного смущения и страха некоторых ("остатка" Израиля), который и дал пророку повод к произнесению самой этой речи. См. также Толкование на [[old:is:54:15#lopuxin_ap|Ис. 54:15]] //**Толковая Библия.**// [<10>]