[<10>] ====== Толкование на Ис. 55:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Жаждущии, идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите (и пийте) без cребра и цены вино и тук** Пророк показывает будущее изобилие. Говорится: **"купите"**. Каким же образом купить, – на деньги? Но вы получите даром и свободно, подобно тем, которые покупают за свои деньги. И как вода, которая покупается за малую плату, так будут для вас все блага. Везде земля произведет вам свой тук. Какая важность говорит об остальных благах, когда без денег покупается и мясо и вино. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Жаждущии, идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите (и пийте) без cребра и цены вино и тук** Богоглаголивый Давид, просвещаемый от Светоподателя Духа, слагая песни Богу, говорил о Спасителе всех нас-Христе: //яко умножил еси милость Твою, Боже: сынове же человечестии в крове крилу твоею надеятися имут. Упиются от тука дому твоего, и потоком сладости твоея напоиши я, яко у тебе источник живота// [[old:ps:035:08|(Пс. 35:8-]][[old:ps:035:10|10)]], и снова в другом месте: //речная устремления веселят град Божий// [[old:ps:045:05|(Пс. 45:5)]]. Также и Сам Сын, источник всякого блага, животворящая струя, проистекающая из существа Отца, говорит устами пророка: //се аз уклоняю на ня, аки реку мира, и аки поток наводняемый, славу языков// [[old:is:66:12|(Ис.66:12)]]. И пророк Захария сказал: //источник от дому Господня изыдет, и напоит водотеч сития// [[old:iol:03:18|(Иоил. 3:18)]]. Мы найдем, что в очень многих местах боговдохновенного Писания источником и рекою именуется Слово Божие. Посему и Само Оно, беседуя с иудеями, возглашало о Себе, говоря: //аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет: веруяй в мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы// [[new:in:07:37|(Ин. 7:37-]][[new:in:07:38|38)]]; и опять, обращаясь с речью к жене Самарянке, говорит так: //всяк пияй от воды сея вжаждется паки: а иже пиет от воды, юже аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный// [[new:in:04:13|(Ин. 4:13-]][[new:in:04:14|14)]]. Итак, //аще кто жаждет//, говорит, //да приидет// ко Христу и да //пиет//, приемля обильно от Святого Духа утешение, благодать и самое совершенное наставление в тайнах. Приимет же, не покупая на деньги, но, напротив, наслаждаясь несравненною щедростью призывающего. Приходящие, говорит, или шествующие и как бы переступающие из одного места в другое, т. е. от древней прелести к познанию истины, **купите и пийте без сребра и цены**. Каким образом покупают и получают даром и без сребра? Даром получаем мы от Христа воздаяние веры, не отдавая ничего из временного и гиблющего: ибо, говорит, //рех Господеви моему: Господь мой еси ты: яко благих моих не требуеши// [[old:ps:015:02|(Пс. 15:2)]]; но вместе даров и уплаты мы приносим Христу исповедание веры в Него. Итак, **без сребра и цены**-питие, преизобильное раздаяние Его благодатных даров. Что же мы оплачиваем? Какое питье покупаем? – **Вино**, говорит, и вместе с тем пищу-**тук** и пшеницу. И бесспорно, щедрое подаяние благодатных даров Христом веселит душу и служит для нее вином духовным. Равным образом и тук, т. е. пища, укрепляет ее и наделяет полною силой. Не без основания также можно полагать, что содержание предлежащих стихов прикровенно указывает на таинство Христово. Действительно, пиющие воду живую, т. е. обогащаемые благодатью Духа чрез получение Его, и купившие это чрез веру, будут причастниками вина и тука, т. е. Святого тела и крови Христовой. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко** **Жаждущии идите на воду**, говорит Пророк [[old:is:55:01|(Ис. 55:1)]]; жаждущие Бога, ходите в чистоте ума и сердца. Впрочем высоко чрез неё парящему должно обращать взор и на землю своего нищенства. Никого нет выше смиренного. Как там, где нет света, всё темно и мрачно: так и, когда нет смиренномудрия, все наши тщаливые по Богу труды — суетны и бесплодны. **//Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-2 **Все жаждущие идите к водам и не имеющие денег **(вульг. серебра)** спешите, покупайте и ешьте: идите, покупайте без серебра и без всякой платы вино и молоко. Для чего вы отвешиваете серебро не за хлебы и труд ваш за ненасыщение** Еврейское слово оi, о котором я сказал выше [[old:is:55:start|(гл. 29)]] в пророчестве против Ариила, что оно двусмысленно и означает или междометие призывания или //горе,// — поставленное здесь в начале главы, читается с значением не печали, а призыва. Итак, сказав, что всякое орудие, сделанное против Церкви, будет сокрушено и всякий голос и язык, вооружившийся против познания Божия, будет побежден, призывает верующих к реке Божией, которая наполнена водами и поток которой веселит град Божий, чтобы пили воды из источников Спасителя, который говорит к Самарянине: //аще бы ведала еси дар Божий и кто есть глаголяй ти: даждь Ми пити, ты бы просила у него и дал бы ти воду. Вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущия в живот вечный// [[new:in:04:10|(Ин. 4:10-14)]]. Относительно этих вод Он взывал в храме: //аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Иже пиет от воды, юже Аз дам ему, реки от чрева его истекут воды живы// [[new:in:07:37|(Ин. 7:37-38)]], давая разуметь Духа Святoго, которoго имели принять верующие и о котором пророк возглашал таинственною речью: //возжада душа Моя к Богу живому// [[old:ps:041:03|(Пс. 41:3)]], и опять: //у Тебе источник живота// [[old:ps:035:10|(Пс. 35:10)]]. Он Сам о Себе говорил: //Мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержата// [[old:ier:02:13|(Иер. 2:13)]]. Эти воды льются из облаков, до которых достигла истина Божия, как написано: //и облацы да кропят правду// [[old:is:45:08|(Ис. 45:8)]]. И заповедуется жаждущим, чтобы не пили мутных вод Сиорских и воздымающихся пучин ассирийских, но чтобы приходили к водам силоамским, текущим тихо, и не страшились скудости слова, если не имеют серебра, но внимали апостолу, говорящему: //благодатию есте спасени// [[new:ef:02:08|(Ефес. 2:8)]], и Господу [сказавшему] к ученикам: //туне приясте, туне дадите// [[new:mf:10:08|(Мф. 10:8)]]. И удивительным образом покупают воды без денег, и не пьют их, а едят. Ибо Сам Он есть и вода и хлеб, сшедший с неба [[new:in:06:start|(Ин. 6)]]. Следовательно то, что читается в некоторых списках: //покупайте и пейте//, изменено неопытными переписчиками, которые думали, что будет последовательнее, если воду скорее будут пить, чем есть. Деньги же или серебро бывают и весьма худые, которые отвергает Писание, говоря: //сребро, даемо с лестию, яко скудель вменяемо// [[old:pr:26:23|(Притч. 26:23)]], и в другом месте: //сребро ваше отриновено// [[old:ier:06:30|(Иер. 6:30)]]. И есть серебро, которое сравнивается с словами Божиими: //словеса Господня словеса чиста, сребро разжено, искушено земли, очищено седмирицею// [[old:ps:011:07|(Пс. 11:7)]]. Итак, презрев то серебро и деньги, за которые мы не можем купить вод Господних, пойдем к тому, кто, держа чашу таинства, говорил ученикам: //приимите и пийте, сия есть кровь Моя, яже за многия изливаема во оставление грехов// [[new:mf:26:28|(Мф. 26:28)]]. Это вино Он растворил и мудростию в чаше своей, призывая всех скудоумных мира и не обладающих мирскою мудростию, чтобы пили, и чтобы мы покупали не одно только вино, но и молоко, которое означает невинность младенцев, каковой обычай и образ доселе сохраняется в церкви западной, чтобы давать возрожденным во Христе вино и молоко. Об этом молоке говорил и Павел: //млеком вы напоих, а не брашном// //new:1kor:03:02|(1 Кор. 3:2)//, и Петр: //яко новорождени младенцы словесное млеко возлюбисте// [[new:1pet:02:02|(1 Пет. 2:2)]]. Посему и Моисей, относя вино и молоко к страданию Христа, свидетельствует таинственною речью: „//полны приятности глаза его от вина и белы зубы его от молока//" [[old:gen:49:12|(Быт. 49:12)]]. Вместо //молока// LXX в настоящем месте перевели// тук//, о котором святый Давид говорит в псалме: //яко от тука и масти да исполнится душа моя// [[old:ps:062:06|(Пс. 62:6)]], и в другом месте: //напита их от тука пшенична и от камени меда насыти их// [[old:ps:080:17|(Пс. 80:17)]]. Эти туки означают не иное что либо, как таинственную плоть, к которой Господь призывал учеников, говоря: //аще не снесте плоти Моей, ни пиете крове Моей, живота не имате в себе// [[new:in:06:53|(Ин. 6:53)]]. Поэтому и предан Он был в //Гефсимании//, что означает //долину тучную //или// утучненную//. И вместе с тем он укоряет тех, которые следуют мирской мудрости, и превратным и лицемерным учениям еретиков, и преданиям фарисеев, и всякому лжеименному знанию, восстающему против Бога, и большою платою и постоянным трудом отвешивают серебро за то учение, в котором нет хлебов, и утомляются из-за пищи, от которой нет никакого насыщения. Этим дается понять, что должно следовать той мудрости, которая состоит не из листьев и цвета слов, а из сердцевины и плодов мыслей, которая не пролетает мимо уха, но возвышает дух. Чтобы научиться ей, для этого мы не отправляемся за моря и не нуждаемся в больших расходах, но вблизи находится слово—в устах наших и в сердце нашем. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко** Заключительные стихи предшествующей 54 главы представляли, как мы видели, речь Самого Господа. Настоящая глава у нас с самого начала открывается словами Господа, так что, с этой стороны, она служит естественным продолжением предыдущего повествования. Что же касается внутренней связи двух этих глав, то она становится более естественной и понятной при перестановке их: в 55 главе указывается причина (призвание в новозаветную церковь всех желающих и нравственно-возрожденных), а в 54 следствие ее (необыкновенное внешнее распространение и внутреннее утверждение и процветание Христовой церкви). **Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко** С 1-3 ст. идет обычное у пророка Исаии в торжественных случаях поэтически-образное, и потому довольно многословное, вступление в речь или, точнее, обращение к адресатам речи, с общим указанием и самого предмета ее. //Жаждущие! идите все к водам...// В сухом и жарком климате Палестины (где жил и действовал пророк Исаия), обычно страдающей от сильных засух и недостатка влаги, образ чистого, холодного ключа и его освежающих вод был особенно ясен и убедителен для всех. Но что это именно был только образ, дававший представление о другой воде, - о "воде спасения" - это видно из раннейших слов самого пророка Исаии: - //"и в радости будете почерпать воду из источников спасения"// [[old:is:12:03|(Ис. 12:3)]], или: //"ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое..."// ([[old:is:44:03|Ис. 44:3]] ср.[[old:is:41:17| 41:17]] и др.); и в особенности ясно из слов Господа Иисуса Христа, который Свою известную проповедь о спасении, сказанную в праздник Преполовения, начал с раскрытия того же самого образа: //"кто жаждет, иди ко Мне и пей"// [[new:in:07:37|(Ин. 7:37)]]. А в другом месте, в беседе с женой самарянкой Он поясняет, что эта "вода" - //"которую Я дам, делается источником воды, текущей в жизнь вечную"// [[new:in:04:14|(Ин. 4:14)]]. Примечание. В этот день, церковь наша с воспоминанием об освящении от ангела воды в купели Силоамской соединяет воспоминание учения Иисуса Христа о воде живой, т. е. о Святом Духе[[new:in:07:38| (Ин. 7:38)]], и при этом молится Господу о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия. На этом основании в нашем отечестве и приурочен ко дню Преполовения благочестивый церковно-народный обычай освящать воду на реках, в колодцах, - и эта вода, подобно воде Богоявленской, считается весьма важным освятительным средством в домашнем употреблении. В связи с этим обычаем, без сомнения, находится и другой, по которому наши поселяне в сопровождении священников совершают особые крестные ходы на поля, причем обыкновенно над нивами, засеянными хлебом, читаются установленные молитвы и священник окропляет нивы святою водою. //Прим. ред.// //Идите все к водам, даже и вы, у которых нет серебра..//. Прекрасное и сильное выражение мысли о всеобщем признании в новозаветную церковь, не обусловливаемом ни богатством, ни властью, ни происхождением, словом, никакими внешними преимуществами. "Дары Святого Духа даются верующим туне [[new:mf:10:08|(Мф. 10:8)]], так как Господу не нужны блага человека [[old:ps:015:02|(Пс. 15:2)]]. Или как в др. месте, уже Новозаветное Писание прекрасно говорит, что Бог// "алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем//" [[new:lk:01:53|(Лк. 1:53)]]. Приемлемые человеком, они имеют для него такое же значение, какое вино и молоко - для истощенного человеческого организма, т. е. укрепляющее и питающее" (Комм. СПб. проф. - 845 с.). //**Толковая Библия.**// [<10>]