[<10>] ====== Толкование на Ис. 55:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вскую цените сребро не в хлебы, и труд ваш не в сытость? Послушайте Мене, и снесте благая, и насладится вo благих душа ваша** **«И трудовое свое за то, что не насыщает?»**. Пророк говорит о первых трудах, которыми вы занимались, когда вы подвергались большим скорбям, собирая сокровища, и однако ваша бедность увеличивалась все более и более. Так как сокровища, собранные несправедливо, хотя бы были весьма многочисленны, тем не менее становятся малыми, то и вы, трудившиеся прежде, не сделали ничего полезного. Теперь же вы будете богатыми и будете более радоваться. **«Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком»**. Видишь ли, какою ценою Бог покупает послушание? //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Вскую цените сребро не в хлебы, и труд ваш не в сытость? Послушайте Мене, и снесте благая, и насладится вo благих душа ваша** Затем присовокупляет: **Вскую цените сребро и труд ваш не в сытость**? Лучшие из эллинов,-впрочем, (лучшие) по их собственному убеждению, - //прияв дух мира// [[new:1kor:02:12|(1 Кор. 2:12)]] и проповедуя силою Вельзевула, прельстили поднебесную, составив изложения мнений не истинных, но несостоятельных и лживых и говоря от собственного сердца, //а не от уст Господних// [[old:ier:23:16|(Иер. 23:16)]], как написано. Тем не менее прельщаемые, не имея ни познания истины, ни божественного и небесного света, стремились к изучению пагубных догматов, предлая весьма большие деньги тем, которые обещают научить им. Но зачем, говорит, вы их оплачиваете серебром? Что пользы в желании знать ложь, подслащенную как медом чьим-либо краснобайством,-тлетворное учение, прикрытое блеском слов,-ложь в виде грязи, наложенной в золотой сосуд? Ибо мы //в скуделных сосудах// соблюдаем //сокровище// [[new:2kor:04:07|(2 Кор. 4:7)]]-Христа (или сокровище Христово). Итак, зачем же вы, говорит, оплачиваете это серебром? И труд ваш, каков бы он ни был при усердных занятиях изучением, не будет в сытость, т. е. не пригоден к тому, чтобы напитать и оживотворить душу, ибо собрание гибельных учений приносит ей не пользу, а вред. Поэтому, справедливо говорит всемудрый Павел: //где премудр? где книжник? где совопросник века сего? не обуи ли Бог премудрость мира сего? Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих// [[new:1kor:01:20|(1 Кор. 1:20-]][[new:1kor:01:21|21)]]. Буйством проповеди называет простоту речи, свойственной боговдохновенному писанию. Итак, перестаньте трудиться по пустому, собирать при отсутствии плодов, тратить усилия на бесполезные дела: послушайте мене и снесте благая, конечно, благодаря евангельской проповеди, которой, говорит, с избытком насладится душа ваша; там истинное познание Бога по естеству, научение всякой добродетели и святолепному благочинию и разум,-все это с дивною правильностью определяет, что нужно делать в каждом случае, и делает ум искусным в совершении доброго, так что он привыкает стремится ко всему разумному и удаляться от того, что предосудительно и служит причиною порочности для тех, кто неумеренно к сему привязан. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 2-3 **Для чего вы отвешиваете серебро не за хлебы и труд ваш за ненасыщение? Послушайте, слушающие Меня, и вкушайте благо и будет наслаждаться тучностию душа ваша. Приклоните ухо ваше и прийдите ко Мне; послушайте и будет жить душа ваша. И Я дам вам совет вечный, верныя милости Давида** Чтобы кто либо не подумал, что слушание, к которому призывает слово Божие, есть плотское, а не духовное, обещаются им блага не плотские, а духовные. Ибо //аще послушаете Мене, благая земли снесте// [[old:is:01:19|(Ис. 1:19)]] или благо, сказал тот, который говорит: //Аз есмь пастырь добрый// [[new:in:10:11|(Ин. 10:11)]]. **И будет наслаждаться благами и тучностию душа ваша** Следовательно за блага, обещанные душе, нужно признать не богатство, не плотское здоровье и не мирские отличия, которые и философы называют безразличными, то есть ни благом, ни злом и изменяющимися, смотря но свойству пользующихся ими, но те, к которым призывает нас Бог: //уклонися от зла и сотвори благо// [[old:ps:036:27|(Пс. 36:27)]]. Если же благами души называются честность и добродетели, то следовательно и под злом нужно понимать не бедность, не немощь телесную и не незнатность, а все пороки, которые поистине служат злом. Вследствие этого и Авраам не потому имел блага, что был богат, а потому, что во благо употреблял богатства [[old:gen:13:start|(Быт. 13)]]. Также Лазарь, который впоследствии покоился на лоне его, претерпевал злое не потому, что вместе с нищетою испытывал мучения болезней, но чрез то, что считалось в мире злым, он достиг истинных благ. Поэтому и оный богач, одевавшийся в порфиру, получил благое свое в жизни своей, которое было благим для того, кто считал это за благое, но о Лазаре, напротив того, не говорится: «получил злое //свое// в жизни своей», а: «получил злое в жизни своей», которое казалось злым не тому, кто это терпел, а другим [[new:lk:16:start|(Лк. 16)]]. Пример того и другого дал нам блаженный Иов, который не был побежден ни благами, ни злом мира, но все перенес с одинаковою твердостию [[old:iov:02:start|(Иов. 2)]]. Поэтому Соломон молит Бога: //богатства и тщеты не даждь ми. Устрой же ми потребная и самодовольная, да не насыщся ложь буду, и реку: кто мя видит? или обнищав украду, и клянуся именем Божиим// [[old:pr:30:08|(Притч. 30:8-9)]]. Если же умоляет о том, чтобы не иметь ни богатства, ни бедности, а только потребное для пропитания, о котором и апостол говорит: //имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем// [[new:1tim:06:08|(1 Тим. 6:8)]], то очевидно, что богатство и бедность, здоровье и немощь, наслаждение и мучение не составляют ни благ, ни зол, но смотря по различию испытывающих это бывают и благом и злом. Следовательно Господь не обещает душе, согласно с хилиастами (χιλιαστάς), богатoго состояния, и привлекательных кушаний, и телесной тучности, и фазанов, и фаршированных горлиц, сладких напитков, цельного вина, красивых жен, массы детей, а те наслаждения, к которым Он таинственно призывает нас говоря: //насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего// [[old:ps:036:04|(Пс. 36:4)]], и в другом месте: в//ерую видети благая Господня на земли живых// [[old:ps:026:13|(Пс. 26:13)]], и в ином псалме: //благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его, исполняющаго во благих желание твое// [[old:ps:102:01|(Пс. 102:1-5)]]. Наконец Он прибавляет: **послушайте, и будет жить душа ваша**. Обетованием всех благ служит жизнь вечная. Если же вы захотите послушать и **будет жить душа ваша** вечно, то Я дам вам завет вечный, верные милости Давида. О них тот же псалмопевец пел: //милости //Господни// во век воспою, в род и род возвещу истину Твою// [[old:ps:088:01|(Пс. 88:1)]]. А чтобы мы знали, какие эти милости, он показывает [это] в следующих затем словах: //единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу: семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною и яко луна совершена в век и свидетель на небеса верен// [[old:ps:088:36|(Пс. 88:36-38)]]. Он потому называется верным, что исполнил обещанное. Вместо этого LXX перевели: //святое верное Давида//, что можно понимать в смысле твердого и крепкого, подобно оному: //верны вся заповеди Его, утверждены в век века// [[old:ps:110:08|(Пс. 110:8)]], и в другом месте: //Бог верен, и нест неправды в Нем// [[old:vtor:32:04|(Втор. 32:4)]]. И апостол Павел говорит: //аще не веруем, Он верен пребывает, отрещися бо Себе не может// [[new:2tim:02:13|(2 Тим. 2:13)]], и в другом месте, пиша Тимофею: //верно слово и всякаго приятия достойно// [[new:1tim:01:15|(1 Тим. 1:15)]]. Завет же этот, обещаемый Господом, не будет коротким и единовременным, подобно бывшему с народом иудейским, но будет пребывать во веки, чтобы пришел истинный Давид и чтобы в Евангелии исполнилось обещанное от лица Бога: //обретох Давида, раба Моего, милостию святою помазах его// [[old:ps:088:21|(Пс. 88:21)]], которого руку положил на море и на реках десницу его. Его, по Иезекиилю, уже чрез много столетий после смерти Давида, называет рабом Своим и пастырем, говоря: //возставлю вам пастыря единаго, раба Моего Давида// [[old:iez:34:23|(Иез. 34:23)]]. См. также Толкование на [[old:is:55:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 55:1]] **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком** //Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб... что не насыщает?...// Сопоставляя данный здесь пророческий образе известной речью Спасителя о "хлебе жизни" [[new:in:06:start|(Ин. 6 гл.),]] мы получаем право сказать, что пророк противополагает чувственные и обманчивые земные удовольствия высшим духовным благам, в центре которых стоит забота о вечном, небесном спасении. Дополнительным комментарием к этому месту может служить также сравнительное рассуждение Апостола Павла о ветхозаветной и новозаветной праведности: //"ибо когда вы были рабами греха... какой плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная"// [[new:rim:06:20|(Рим. 6:20-22)]]. //Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо...// Точнее, мысль пророка должна быть передана в условной форме: "если послушаете Меня, то вкусите благо". Самое приглашение "послушать" речи о спасении и истинном благе очень близко напоминает подобные же воззвания Божественной Премудрости к ее чадам [[old:pr:08:01|(Притч. 8:1,]] [[old:pr:08:06|6)]]. О "вкушении же блага", как уделе праведного, пророк говорил не раз и раньше, даже еще в первой половине своей книги ([[old:is:01:19|Ис. 1:19]]; [[old:is:03:10|3:10.]] См. также и вперед [[old:is:58:14|58:14]]). А что это "благо" имеет не материальный, а духовный характер, это следует уже из одного того, что с ним пророк все время связывает "жизнь души" [[old:is:55:02|(2-3 ст.)]]. Ст. 2-3 **Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, - и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду** стихи выражают одну и туже мысль - о превосходстве вечных, небесных благ пред суетными и призрачными земными, - которая, сначала выражается в вопросительно-отрицательной [[old:is:55:02|(2 ст.)]], а затем, в категорически-положительной форме [[old:is:55:03|(3 ст.)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]