[<10>] ====== Толкование на Ис. 55:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Се, свидетельство во языцех дах Его, князя и повелителя языком** Свидетельство иудеев во языцех, по написанному: //«когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон»// [[new:rim:02:14|(Рим.2:14)]]. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Се, свидетельство во языцех дах Его, князя и повелителя языком** См. Толкование на [[old:is:55:03#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 55:3]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 4-5 **Вот Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. Вот ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые не знали тебя, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и святаго Израилева, ибо Он [**или** который] прославил тебя** Он прежде призывал в вере народ иудейский, чтобы он приклонил ухо свое и принял завет вечный, который Господь обещал Давиду, и Аврааму и семени его, говоря: //благословятся о семени твоем языцы// [[old:gen:22:18|(Быт. 22:18)]]. Изъясняя это, апостол Павел говорит: //не глаголет семенем, но семени, иже есть Христос// [[new:gal:03:16|(Гал. 3:16)]]. А так как Он знал, что, вследствие неверия их, уверуют народы языческие, то переходит к язычникам и говорит, что Он послал Сына Своего **свидетелем **или** //свидетельством// для всех народов**, чтобы Он возвещал заповеди Его и повеления народам, говорящий о Себе самом: //проповестся сие евангелие во всей вселенней во свидетельство всем языком// [[new:mf:24:14|(Мф. 24:14)]]. Поэтому Он укрощает кичащагося Пилата такими словами: //Аз на сие родихся, да свидетельствую истину// [[new:in:18:37|(Ин. 18:37)]]. О Нем апостол Павел пишет Тимофею: //един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех, свидетельство времени своими, в неже поставлен бых аз проповедник и апостол// [[new:1tim:02:05|(1 Тим. 2:5—7)]]. Итак все, что [здесь] говорится, должно относить к тому, кто как овца был веден на заклание и как агнец пред стригущим не отверзал уст своих, о коем выше говорится: //видехом Его, и не имяше вида ни доброты// [[old:is:53:02|(Ис. 53:2)]] и: //Сей грехи наша носит и о нас болезнует// [[old:is:53:04|(Ис. 53:4)]]. К Нему прибегли или поспешили те, кои прежде не знали Его, говоря: //Бог нам прибежище и сила// [[old:ps:045:01|(Пс. 45:1)]], и еще: //Господи, прибежище был еси нам в род и род// [[old:ps:089:01|(Пс. 89:1)]]. О вере их и выше мы читали: //имже не возвестися о Нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют// [[old:is:52:15|(Ис. 52:15)]]. Он есть свидетель всего того, что Отец обетовал и явил миру, которoго таинство Павел, излагая в краткой речи к Ефесянам, говорит: "Бог Господа Иисуса Христа Отец славы" [[new:ef:01:start|(Еф. 1)]]. О Нем и теперь написано: ради Господа Бога твоего и святаго Израилева, который прославил тебя, и тою славою, которую Он имел — прежде бытия мира. О ней и пророк свидетельствует: «явится слава Бога» [[old:is:40:start|(Ис. 40)]], который есть сияние славы и образ ипостаси Его [[new:evr:01:start|(Евр. 1)]], когда всякий язык будет исповедать, что Господь Иисус во славе Отца [[new:fil:02:start|(Флп. 2)]], который ответил Сыну,просящему славу, которую Он прежде имел: //и прославих, и прославлю// [[new:in:12:28|(Ин. 12:28)]]. О Нем и апостол Иоанн говорит: //видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполни благодати и истины// [[new:in:01:14|(Ин. 1:14)]]. Итак, когда говорит о Том, который в начале был у Бога, как Бог Слово, то называется Отец славы, а когда о Том, который говорит в Евангелии: //почему ищете Мене убити, человека, иже истину вам глаголах// [[new:in:08:40|(Ин. 8:40)]], то призывается Бог Господа нашего Иисуса Христа, — не в том смысле, что один отличен от другoго, а в том, что один и тот же Сын Божий говорит соответственно то Своей Божественной славе, то нашей природе, которую Он благоволил принять. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам** //Вот, я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником...// Основываясь на ближайшей грамматической связи, многие из рационалистически настроенных экзегетов, под словом "его" разумеют не Мессию, а Давида, о котором только что говорилось (Гезениус, Эвальд, Кнобель, Чейн и др.). Но, по мнению очень многих других толкователей, здесь вовсе нет надобности рабски следовать грамматике, в явный ущерб здравому смыслу, так как более, чем рискованно личность исторического Давида признать свидетелем для современников пророка Исаии их наставником и вождем; и не только для современников, но и для их отдаленнейших потомков, так как речь пророка имеет в виду, главным образом последних (Витринг, Розенмюллер, Умбрейт, Орелли, The Pulp. Com. и др.). Мессия здесь назван "свидетелей", совершенно согласно со словами Самого Христа, Который говорил: //"Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине//"[[new:in:18:37| (Ин. 18:37)]]. Неоднократно также Мессия - этот возлюбленный Отрок Господень, выставляется вселенским учителем, вождем и повелителем народов, как у Самого пророка Исаии, так и у других пророков ([[old:is:42:06|Ис. 42:6]]; [[old:is:43:09|43:9]], [[old:is:43:12|12;]] [[old:is:44:08|44:8]]; [[old:is:49:01|49:1-2]]; [[old:is:51:04|51:4]]; [[old:ier:30:09|Иер. 30:9]]; [[old:iez:34:23|Иез. 34:23-24]] и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]