[<10>] ====== Толкование на Ис. 55:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 6-7 **Взыщите Господа, и внегда обрести вам Того, призовити: егда же приближится к вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконен советы своя, и да обратится ко Господу, и помилован будет, яко попремногу оставит грехи вашя** **«Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко»**. Не призывайте Его как бы мимоходом, но всем умом и всем сердцем взыщите Господа. Разве мы не знаем Его? Конечно, говорит, вы знаете. Но когда вы покажете правильный порядок и душевную простоту, тогда вы будете познавать Его более и более. **«Когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои»**. Когда Он дарует блага, тогда, по крайней мере, отступите от беззаконий; но для многих – о, ужас – дары Божии служат причиною зол. **«И беззаконник – помыслы свои»**, – не только дела, но также и помышления, которые служат корнями и источниками дел. Вы, говорит, очистите не только тело, но и душу, которая есть царица и госпожа. Когда госпожа, находящаяся в вас, здрава, тогда и помышления, зависимые от нее, пользуются даром благочестия, по написанному: //«каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем»// [[old:prsir:10:02|(Сир.10:2)]]. Это можно сказать не только о городах, но даже о помышлениях наших. **«И да обратится к Господу, и Он помилует его»**. Обращение может совершиться не прежде, чем обращающийся отступит от беззаконий, и помилование – не прежде, чем он изгладит порочные мысли. **«И да обратится к Господу, и Он помилует его»**, когда, обратившись и живя по Его воле, вы будете очищены? //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 6-7 **Взыщите Господа, и внегда обрести вам Того, призовити: егда же приближится к вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконен советы своя, и да обратится ко Господу, и помилован будет, яко попремногу оставит грехи вашя** Господь наш Иисус Христос, пролагая ясный путь к вере в Него, сказал однажды иудеям: //не ропщите между собою. никто же может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его// [[new:in:06:48|(Ин. 6:48-]][[new:in:06:44|44)]]. И личность самого Отца представляется говорящею Сыну так: //седи одесную Мене, Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих// [[old:ps:109:01|(Пс. 109:1)]], ибо заблудшихся, служивших стихиям мира и безвыходно запутавшихся в сетях греха, которые были некоторое время врагами, Отец подчинил Сыну. Да не подумает кто, что это обстоятельство усвояется Ему (Сыну), как не имеющему силы: Он все может, и сам есть всесильная и могущественнейшая десница Родителя. Но так как Отец промыслительно, и по необходимости, призвал Его принять человеческое естество, то по этой причине и говорится, что Он всех подчиняет Сыну, как собственной (Его) силе и премудрости, ибо чрез Него укрепляет ослабевшее и умудряет неразумное. И да не помыслит кто, имеющий ум, что Сын не мог покорить Себе что-либо; напротив: он будет уверен, что Бог и Отец, как я сейчас сказал, все производит чрез Него. Итак, к чему-же стремится пророческое слово?-Вводит Лице Отца, возглашающего и говорящего толпам язычников: **взыщите** Бога, который, как только что сказано, дан языкам свидетельством, начальником их и повелителем. В одно и тоже время и называет Его Богом, и повелевает искать (Его). Искание (разумеется) не пространственное, ибо Божество бестелесно и мыслится не в пространстве, но наполняет все и присуще всему из существующего; напротив, оно (искание) состоит в стремлении души, жаждущей общения с Ним при помощи подвигов благочестия и истинного Богопознания. Подобное искание свойственно тем, которые еще отстоят далеко от Него, потому что их отделяет (от Бога) грех и действует в них неведение, по устранении которых они будут близки к Богу. Так в одном месте пишет всемудрый Павел к (обратившимся) из язычников, говоря: //ныне же вы, бывшие иногда далече, близь бысте// [[new:ef:02:13|(Еф. 2:13)]]. Таким образом должны вы искать Бога всяческих, и внегда обрести вам(того), призовите, говорит. Призовите может означать не что иное, как только следующее: прославляйте (Его) как Бога, ищите у него силы и расположения, потребного к обращению нашему, старайтесь получить от Него избавление и силу избежать уз греха и руки тирана, т. е. сатаны; ибо написано: //хваля призову Господа, и от враг моих спасуся// [[old:ps:017:04|(Пс.17:4)]]. А при обретении (Бога) и приближении (к Нему) **да оставит нечестивый** путь свой, и муж беззаконен совет свой, и да обратится к Господу, **и помилован будет**: удостоившиеся призвания и обращения и ожидающие приобщения благодатных даров Его, без всякого сомнения, должны удаляться прежних деяний, пути к пороку, влечения ко греху и плотского любострастия. Таким образом **помилован** будет обратившийся от чистого сердца **яко по премногу оставит грехи вашя**. **По премногу** – говорит вместо: //совершенно, совсем, идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать// [[new:rim:05:20|(Рим.5:20)]] по написанному, потому что ни одна наша вина не остается не омытою, если Бог желает ее смыть. Так, о Спасителе всех нас Иисусе Христе написано: //се, той входит яко огнь горнила и яко мыло перущих. И сядет разваряя и очищая яко сребро и яко злато// [[old:mal:03:02|(Мал. 3:2-]][[old:mal:03:03|3)]], ибо Он крестит нас //Духом Святым и огнем// [[new:mf:03:11|(Мф. 3:11)]]. Под огнем разумеем чистительную силу Святого Духа, на подобие огня истребляющего скверну прегрешений наших. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6-7 **Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и муж беззаконный — помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он много прощает** Итак, поелику, как мы уже прежде сказали, вы не захотели принять вечного завета и верных милостей Давидовых, которые, когда вы не хотели принять, приняла масса язычников, то я, пророк, напоминаю вам, своим соотечественникам, и подтверждаю свидетельствами: принесите покаяние, пока есть время. Обратитесь к Тому, который теперь говорит чрез пророков, который впоследствии будет говорить лично. Ищите Его, пока можно найти Его, пока вы пребываете в теле, пока есть место для покаяния, и ищите не посредством места, а посредством веры. А как ищут Бога, об этом подробнее говорится в другом месте: //мудрствуйте о Господе в благостыню, и в простоте сердца взыщите Его, яко обретается не искушающим Его, является же не невервующим Ему// [[old:prs:01:01|(Прем. 1:1-2)]]. Посему и мы, зная то, что сказано о грешниках: «далеко отступающие от Тебя погибнут», должны говорить к Господу: //камо пойду от духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси// [[old:ps:138:07|(Пс. 138:7-8)]], и призывать Его, когда Он близок, чтобы не отступил далеко вследствие грехов и пороков наших. Ибо Он приближается к приближающимся к Нему и с радостию встречает сына, возвращающегося к Нему после долгого времени. Поэтому святой в псалме поет: //мне же прилепляются Богови благо есть// [[old:ps:072:28|(Пс. 72:28)]]. И Моисей только один приближался к Господу [[old:ish:22:start|(Исх. 22)]]. И чрез Иеремию Бог говорит: //Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча// [[old:ier:23:23|(Иер. 23:23)]], — приближающийся к тем, которые приближаются ко Мне чрез веру, и удаляющийся от тех, которые удаляются от Меня чрез неверие. Поэтому говорится верующим: «//приближитеся Богу, и приближится вам//» [[new:iak:04:08|(Иак. 4:8)]]. А чтобы мы не думали, что это может быть достаточным, тотчас присовокупляет: //противитеся диаволу, и бежит от вас// [[new:iak:04:07|(Иак. 4:7)]], о котором выше [Петр] сказал: //супостат ваш диавол яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити. Ему же противитеся тверди верою// [[new:1pet:05:08|(1 Пет. 5:8-9)]]. И не достаточно искать Господа и, пока есть время для покаяния, находить и призывать Его, пока Он близко, если нечестивый не оставит прежних путей своих и прежних помыслов, чрез которые он уклонился от Бога. Ибо тогда мы обратимся к Господу, который помилует нас, и в преблагому Отцу, который многомилостив и легко прощает, когда мы оставим прежние помыслы и пути, чтобы впоследствии удостоиться услышать: //блажены, их же оставишася беззакония и их же прикрышася грехи// [[old:ps:031:01|(Пс. 31:1)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив** Содержат в себе указание тех условий, которым должны удовлетворять все, призываемые в новозаветную церковь. Они должны "искать Бога" и "призывать Его", тем более, что Он от каждого из нас, деятельно ищущего Его, бывает всегда близко (ср. [[new:act:17:27|Деян. 17:27]]). Затем - и это самое важное - ищущие входа в Мессианское царство должны радикально переменить не только характер своей жизни и деятельности (//да оставит нечестивый путь свой..//.), но и самый образ своих мыслей (//и беззаконник - помыслы свои..//.) Нетрудно видеть, как близко все это напоминает основной мотив первой новозаветной проповеди - Предтечи Господня Иоанна Крестителя: //"покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите же достойный плод покаяния!"// [[new:mf:03:02|(Мф. 3:2]], [[new:mf:03:08|8)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]