[<10>] ====== Толкование на Ис. 55:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 10-11 **Якоже бо аще снидет дождь или снег с небесе, и не возвратится, дондеже напоит землю, и родит, и прозябнет, и даст семя сеющему и хлеб в снедь: тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тощь, дондеже совершит (вся), елика восхотех, и поспешу пути твоя и заповеди Моя** Пророк показывает, что повеления Его неизменны. Как дождь или снег не возвращаются на небо, но совершают дело, ради которого они посланы, так и Мои повеления совершать то, что Я желаю. Но чтобы они не подверглись небрежности, пророк в виду того, что раньше сказал, что Он не тотчас совершит, говорит: **«не возвращается»**. А чтобы мы не считали Его угроз и обещаний ложными, и таким образом не вредили себе самим, пророк прибавляет: //«пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших»//. **«И благопоспешу путие Мои и повеления Мои»** (в русском переводе этих слов нет). Другие же говорят: //«вы будете сохранять повеления Мои»//. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 10-11 **Якоже бо аще снидет дождь или снег с небесе, и не возвратится, дондеже напоит землю, и родит, и прозябнет, и даст семя сеющему и хлеб в снедь: тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тощь, дондеже совершит (вся), елика восхотех, и поспешу пути твоя и заповеди Моя** Ясным и знакомым всем примером желает показать, какова сила Его повелений. Падает с неба **дождь или снег**: ниспосылаемый Богом никто остановить не может; намерение Того, Кто ниспосылает его, достигает цели: он всю землю делает плодородною, так что земледельцы в великом изобилии получают и семена, и пищу, ибо в то время, когда выходит из земли тучный колос, земледельцы собирают не только то, что может быть достаточным для пропитания, но и то, что в свое время снова потребуется им при обработке (земли). Так, говорит, пуст никто не удерживает Мое слово: оно не возвратится, т. е. но успокоится, пока не придет в исполнение Мое решение. И справедливо слово, ибо, как говорит Исаия, //яже бо Бог святый совеща, кто разорит? и руку его высокую кто отвратит// [[old:is:14:27|(Ис. 14:27)]]? Кто настолько будет силен, чтобы противостать Божественным определениям и воспротивится желаниям владыки?-Конечно, никто. Следовательно, чтобы ни исходило из уст по истине сущего Бога, это всегда и во всех отношениях достигает цели, ибо Ему присуща сила – все исполнять и кроме того (свойственно) быть неложным. С другой стороны, нам, земнородным, Бог и Отец ниспослал как бы некий божественный и мысленный дождь-утешение чрез Христа и пособие проповеди евангельской, благодаря чему вся земля стала благоплодною и плодороднейшею. Посему поет Богоглаголивый Давид и говорит: //посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю; бразды ея упой, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится возсияющи//, [[old:ps:064:10|(Пс. 64:10-]][[old:ps:064:11|11)]]. Говорит также и устами Моисея: //да чается яко дождь вещание Мое, и да снидут яко роса глаголи Мои// [[old:vtor:32:02|(Втор. 32:2)]]. И всемудрый Павел пишет некоторым: //Бог мира да умножит семя ваше, и да возрастит жита правды вашея// [[new:2kor:09:10|(2 Кор. 9:10)]]. Итак, мы имеем благоплодие духовное, получив в ум даяние Христово, так что не только собираем священную пищу и имеем хлеб животворный, но и семя сеющему, ибо предстоятели мирян, сведущие в священных догматах, способные руководить другими, изъясняя подчиненным мирянам тайноводственное слово, сеют в сердца их семя, которое хранили для них, собрав его наперед в собственной душе: //мы//, как говорит всемудрый Павел, //Божие тяжаниe// [[new:1kor:03:09|(1Кор.3:9)]], Богу бо есмы споспешницы (там же), Который сеет в нас и точное познание здравого вероучения, и опытность в благочестивой жизни, и стремление ко всякому доброму делу. Это-есть Христос, Который говорит о Себе: //изыде сеяй сеяти семене своего// [[new:lk:08:05|(Лк. 8:5)]]. Обещав, что наверное и во всяком случае помилованы будут омывшиеся от скверны греха, и что затем, став чистыми, они соединятся с Ним духовно, из далеких будут близкими и насытятся Его щедротами,-мимоходом упомянув между прочим и о том, что могло их удостоверить (именно, что Он неложен, как Бог по естеству и Господь сил), снова возвращается к прежней последовательности (речи), или к перечислению духовных даров, которые будут им преподаны: **и поспешу пути твоя, и заповеди Моя**. Это великое и ценное благо и дар неба. Но, спросим, каким образом дело, в начале недоступное, становится не недостижимым для желающих перейти от мирского любострастия к благочинной жизни?– Им противостоит сладость установившейся привычки и отуманивает скорбями присущий им ум, ибо не легко покинуть плотские страсти и не гладок для желающих путь к добродетели. Когда споспешествует Бог и делает непроходимое и недоступное легким и доступным, тогда всякому весьма легко избежать прилогов страстей и даже с полною бодростью достигнуть вершин добродетелей, ибо написано: //горы высокия еленем// [[old:ps:103:18|(Пс. 103:18)]]. Итак, что же Бог обещает уверовавшим в Него? **Поспешу пути твоя, и заповеди Моя**; //со веселием бо изыдете, и с радостию научитеся// [[old:is:55:12|(Ис. 55:12)]]. Думаю, это означает то же, что в другом месте сказано в писании пророческом: //путь благочестивых прав бысть, и приуготован путь благочестивых путь бо Господень суд// [[old:is:26:07|(Ис.26:7-]][[old:is:26:08|8)]]. А другой святой пророк говорит: //правы путие Господни, и проведнии пойдут в них, а нечестивии изнемогут в них// [[old:os:14:10|(Ос. 14:10)]], потому что, если Бог не облегчает для них путей, сами не смогут двинуться по ним. Как я сказал, составляет дар небес -возможность шествовать по путям Божественным и исполнять заповеди, благодаря чему можно приблизиться к Богу, как Он научил, сказав применительно к синагоге иудейской: //сего ради//, говорит, //се аз загражду пути ее тернием, и взыщет путей своих, и не обрящет// [[old:os:02:06|(Ос. 2:6-]][[old:os:02:07|7)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 10-11 **И как дождь и снег нисходит с неба и более туда не возвратится **(вульг. не возвращается)**, но напояет землю и орошает ее и делает ее способною рождать и дает семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое изойдет из уст Моих: оно не возвратится ко Мне тщетным, но совершит то, что Мне было угодно, и будет иметь успех в том, для чего Я послал его** То, что [здесь] говорится, находится в зависимости от предшествующего; смысл же здесь вообще следующий: не будет неверующим народ языческий, потому что после стольких преступлений нечестивый внезапно спасется. Ибо мысли Мои не таковы, как мысли людей, и насколько отстоит небо от земли, настолько Мои мысли отстоят от мыслей людей. Ибо Я преблаг и много прощаю. Хотите вы иметь еще другое подобие? Как дождь и снег нисходит с неба, и более не возвратится туда, но напояет землю и орошает ее и произращает различные семена, чтобы с обильных полей родился хлеб на пользу людей: так слово Моего обетования, которое Я раз обещал и которое изошло из уст Моих, не останется без исполнения, но все исполнится на деле. В иносказательном смысле это можно понимать двояко, ибо слово Господне или есть тот, о котором написано: //В начале бе Слово, и Слово бе к Богу и Бог бе Слово// [[new:in:01:01|(Ин. 1:1)]]. Он не возвратится к Нему тщетным, не совершив воли Отца и не исполнив всего того, ради чего Он воплотился, и не примирив мир с Богом. Он называется исходящим из уст, и из чрева и утробы не потому, чтобы Бог имел эти члены, а потому, чтобы чрез свойственные нам слова мы могли познавать природу Господа. Или же то следует сказать, что дождем называется слово евангельского учения и те дожди, которые проливаются на землю благую, духовные облака, до которых достигла истина Божия. Этот ливень и эти дожди Моисей обещает в песне Второзакония: д//а слышит земля глаголы уст Моих; да чается яко дождь тщание Мое, и да снидут яко роса глаголы Мои// [[old:vtor:32:01|(Втор. 32:1-2)]], чтобы сеявшие со слезами пожинали с радостию [[old:ps:123:start|(Пс. 123)]], и сеявшие правдою и духом пожинали плод вечной жизни и получали хлеб евангельского учения, о котором в Притчах и в Екллезиасте написано: //отверзи очи твои и насыщайся хлеба// [[old:pr:20:13|(Притч. 20:13)]], и опять: //посли хлеб твой на лице воды, яко во множестве дней обрящеши его// [[old:ekl:11:01|(Еккл. 11:1)]]. Ибо не следует думать, что заповедуется идущим, что они должны открывать глаза для снедения того хлеба, которым питаются тела, и таким образом насыщаться хлебами, которые, по Аввакуму, ест бедный тайно [[old:avm:03:start|(Авв. 3)]]. Но Бог призывает к хлебу учения, который мы не можем есть, если не откроем очей сердца нашего. О нем часто пишет и Павел тем, кои питаются словами веры и истины (2 Кор.). И заповедуется учителю, чтобы он отпускал хлеб учения своего по всякой воде и всем изливал духовный дар и чтобы знал, что если он исполнит заповеданное, то получит награду в последнее время. И будет казаться довольно несправедливым, что подающий милостыню приобретает себе друзей неправедным богатством, чтобы они приняли его в вечные обители [[new:lk:16:start|(Лк. 16)]], и что раздающий духовные брашна и дающий сослужителям пищу во время свое ее находит их после многих веков, которые Екклезиаст называет множеством дней [[old:ekl:11:01|(Еккл. 11:1)]]. **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-13 **Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое** Заключительные стихи главы говорят о плодах искупления, рисуя их широкими штрихами, в яркой картине. Плоды эти непосредственно отразятся на людях, которые с весельем сердца выйдут из своего духовного плена - рабства греха и дьявола [[new:in:08:31|(Ин. 8:31-32)]]; но они же коснутся и всей остальной природы, поскольку она разделяет вместе с человеком, как печальную, так и радостную его участь [[old:gen:03:18|(Быт. 3:18]]; [[new:rim:08:19|Рим. 8:19-22)]]. Любовь пророка Исаии говорить подобными образами и сравнениями доказывается и многими другими местами его книги ([[old:is:05:25|Ис. 5:25]]; [[old:is:13:02|13:2]]; [[old:is:14:25|14:25]]; [[old:is:30:17|30:17]]; [[old:is:35:02|35:2]]; [[old:is:44:09|44:2]]; [[old:is:49:13|49:13]] и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]