[<10>] ====== Толкование на Ис. 56:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== ** Сия глаголет Господь: сохраните суд и сотворите правду, приближися бо спасение Мое приити и милость Моя открытися** Подобно тому, как, намереваясь освободить их от бедствий, Он убеждает их к сохранению доброй жизни и правильного порядка, чтобы они могли освободиться от наказаний, так и теперь, намереваясь вести их ко благу, Он увещевает их не быть небрежными, не отрекаться от благ и в великом изобилии благ не забывать об этом, по написанному: //«стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел»// [[old:vtor:32:15|(Втор.32:15)]]. Бог, говорит, готов благодетельствовать вам. Итак вы не делайте себя недостойными Его даров. Хотя все происходит от Его милосердия, однако Он не желает, чтобы это милосердие было причиной вашей небрежности. **«И близко спасение Мое»**. Не говорит: совершится, – чтобы показать, что милость Его, которую вы скрываете множеством грехов ваших, как бы всегда наготове. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== ** Сия глаголет Господь: сохраните суд и сотворите правду, приближися бо спасение Мое приити и милость Моя открытися** Не задолго пред сим пространно сказал о призвании язычников чрез веру очевидно во Христа; сделавши же это, опять переходит к вразумлению потомков Израиля: ибо по естеству будучи благим, Он //всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити// [[new:1tim:02:04|(1 Тим. 2:4)]], поелику же они обыкновенно надмевались по причине благородства отцов и высоко думали о себе и воображали, что этого одного для них будет достаточно, хотя бы у них и не оказалось похвалы доброй жизни; то Он старается убедительно доказать, как совершенно бесполезно для них их надмение этим; а еще более внушает, что получат богоподобную славу те, которые постоянно исполняют повеленное законом и любят достигать блеска делами. Посему говорит: **сохраните суд**, то есть, правосудие, или божественные суды, очевидно заповеди. **Сотворите правду**; ибо недостаточно одного хотения быть привязанным к божественным законам, удаляться же от обязанности исполнять их; напротив надлежит не только являться охранителями священных судов, но и отличаться добрыми делами всякого рода. А чтобы кто-нибудь из нас не подумал, что сими словами Израильтяне возбуждаются к хранению закона, состоящего как бы в сенях и образах //яко в законе никто же оправдается от Бога//, как написал некоторым превосходнейший Павел [[new:gal:03:11|(Гал. 3:11)]], -говорит, что спасение и милость Его скоро откроются. Милостью же и спасением называет Христа; ибо чрез Него мы помилованы, получив отпущение и спасение. Говорит, что это похоже на то, что сказано о Нем Богом к блаженному Аввакуму: //еще мало идый приидет, и не умедлит// [[old:avm:02:03|(Авм. 2:3)]]. **Открытися** же говорит вместо сделаться известным; потому что блаженные пророки предвозвестили пришествие Спасителя, и Он явился живущим на земле в то время, в которое угодно было Владыке. И этому научит Божественный Давид, говоря: //сказа Господь спасение свое: пред языки откры правду свою// [[old:ps:097:02|(Пс. 97:2)]], ибо язычникам открыт был Христос, Который есть спасение и правда, потому что, как я сказал недавно, в Нем спас и оправдал нас Бог и Отец. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду, ибо близко спасение Мое, чтобы придти, и правда Моя, чтобы открыться** Семьдесят вместо //правды// перевели //милость//, прочее же — одинаково. Окончив пророчество о язычниках, которые при пришествии Слова Божия обратятся из терновика и крапивы в кипарис и мирт, Исайя говорит слушателям того времени, чтобы исполняли все то, что справедливо, и чтобы приготовлялись к пришествию Спасителя, потому что Он есть правда и милость Божия. Ибо если мысли святых суть суды и если мы должны иметь чувства, навыком приученные к различению добра и зла [[new:evr:05:start|(Евр. 5)]], то почему нам во всякое время не сохранять правду, чтобы мы не смотрели с презрением на лицо бедного на суде, чтобы не страшились силы богатого; но так судили великого, как и малого, зная, что суд, по Моисею, есть дело Господа, который судит судящих [[old:vtor:01:start|(Втор. 1)]], согласно с тем, что и в псалме читается: //Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит// [[old:ps:081:01|(Пс. 81:1)]]. Тому, что теперь говорится: **сохраняйте суд и делайте правду**, подобно оное: //блажени хранящий суд, и творящий правду во всякое время// [[old:ps:105:03|(Пс. 105:3)]], чтобы сообразно с правдою совершалось то, что праведно. Впрочем слово правда, как мне кажется, имеет общее значение, потому что кто совершил одну правду, тот называется исполнившим все, которые взаимно следуют одна за другою и связаны между собою, так что кто имел одну, тот имеет все, и кто не имел одной, тот не имеет всех. Нечто подобное гласит и четырнадцатый псалом: //ходяй непорочен и делаяй правду// [[old:ps:014:02|(Пс. 14:2)]]. И в другом месте написано: //правде научитеся живущий на земли// [[old:is:26:09|(Ис. 26:9)]]. А что Спаситель, который сделался для нас правдою, и святостию и искуплением [[new:1kor:01:start|(1 Кор. 1)]], есть милость Божия, об этом свидетельствуют слова святых: //посла Бог милость Свою и истину Свою// [[old:ps:056:04|(Пс. 56:4)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Содержанием настоящей главы служит дальнейшее развитие и усиление мысли предыдущей об откровении новозаветной церкви и условиях вступления в нее. **Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей** //Сохраняйте суть и делайте правду;// Термины //"суд и правда"// (סקשמ и הרדצ), на языке Библии, имеют техническое значение - выражают собой сущность теократического идеала. Творить "//суд и правду//" - значит в точности исполнять Богодарованный закон, который, как откровение благой и несовершенной воли Божией, есть сама абсолютная "правда". Поэтому и исполнение такого закона, по нелицеприятному "суду" Господа, дает "оправдание" человеку. Отсюда - "суд" Всевышнего и "правда" Всевышнего рассматриваются, как понятия синонимичные. Но так, как вынести на своих плечах все иго закона было непосильной задачей для ветхозаветного человечества[[new:rim:03:19| (Рим. 3:19)]], то и оправдания через этот закон фактически никем не достигалось. Лишь в лице Мессии ветхозаветный закон нашел свое идеальное воплощение [[new:mf:03:15|(Мф. 3:15]] и [[new:mf:05:17|5:17)]]. Вот почему "явление Мессии" обыкновенно называется также и "откровением правды Божией". //**Толковая Библия.**// [<10>]