[<10>] ====== Толкование на Ис. 56:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **введу я в гору святую Мою и возвеселю я в дому молитвы Моея: всесожжения их и жертвы их будут приятны на требнице Моем: дом бо Мой дом молитвы наречется всем языком** См. Толкование на [[old:is:56:06#svt_ioann_zlatoust|Ис. 56:6]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **введу я в гору святую Мою и возвеселю я в дому молитвы Моея: всесожжения их и жертвы их будут приятны на требнице Моем: дом бо Мой дом молитвы наречется всем языком** См. Толкование на [[old:is:56:06#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 56:6]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов** Господь сказал устами Пророка: **Дом Мой дом молитвы наречется**. Какие утешительные мысли о храме дает нам сие изречение Господне! Храм есть дом молитвы. Молитва живет в нем. В иных местах она странствует, иные посещает, иные с трудом ищут ее, от иных и призванную удаляют житейская молва и суета; здесь, в храме, она живет, здесь всякий может обрести ее, и если та молитва вожделенна, которая доходит до Бога, то молитва в храме преимущественно вожделенна, потому что здесь преимущественно приближается она к Богу, поелику дом молитвы есть вместе и дом Божий. Если помыслим, что Бог живет в вышних, превыше небес, то придем в недоумение, возможен ли для Него дом на сей униженной пред небом земле. Если помыслим о величии Творца мира и о Его вездесущии, то найдем непонятным, как мог бы для Него быть возможен где-либо какой-либо дом. Но нет места сомнениям, когда Господь Сам глаголет: **дом Мой**. **//Беседа на обновление храма на месте погребения усопших. 1857 г.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 7-9 **Приведу их на гору святую Мою и обрадую их в доме молитвы Моей; всесожжения их и жертвы их будут угодны Мне на жертвеннике Моем; ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов, говорит Господь Бог, собирающий разсеянных Израиля: еще соберу к нему собранных у него. Все звери полевые, приходите есть, все звери лесные** Относительно разности жертв и всесожжений мы очень подробно научаемся в книге Левит. Всесожжения,—что те, которые целыми сожигаются на жертвеннике. Очистительные и благодарственные жертвы (victimae et hostiae) — те, из которых часть приносится на жертвеннике, часть передается священнослужителям. Следовательно, не следует думать, будто от иноплеменников и евнухов требуются жертвы по обряду иудейскому. Но мы должны знать то, что всесожжения приносятся теми евнухами, которые всецело посвящают себя Богу, а жертвы—теми иноплеменниками, которые [лишь] некоторое время упражняются в молитве, о которых Бог говорит: //жертва хвалы прославит// [или// прославила//]// Мя// [[old:ps:049:23|(Пс. 49:23)]], и в другом месте: //пожри Богови жертву хвалы// [[old:ps:049:14|(Пс. 49:14)]]. Об этих жертвах и всесожжениях Господь говорит чрез Осию: //милости хочу, а не жертвы, уведения Божия, нежели всесожжения// [[old:os:06:06|(Ос. 6:6)]], которые приносятся на жертвеннике Господнем. Об этом [жертвеннике] свидетельствует Иоанн в Откровении, что он видел его на небе и что под ним были души мучеников [[new:otkr:06:start|(Откр. 6)]]. С него один из серафимов взял клещами уголь и поднес к устам Исаии для очищения их [[old:is:06:06|(Ис. 6:6)]]. Это тот жертвенник и та скиния, к образу которой относится все устроенное [по свидетельству] книги Исход [[old:ish:38:start|(Исх. 38)]], при посредстве чего приносились духовные жертвы Богу. Также выше о телесных жертвах и всесожжениях тот же [или чрез того же, т. е. пророка] Бог свидетельствует: //что Ми множество жертв ваших! глаголет Господь. Исполнен есмь всесожжении овних и тука агнцов, и крове юнцов и козлов не хощу// [[old:is:01:11|(Ис. 1:11)]]. **Ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов**,—не для одного народа иудейского и не на одном месте Иерусалима и города, но во всей вселенной, и не волов, и козлов и овнов, но молитвы. Этим свидетельством пользовался Господь, когда говорил против тех, кои под именем Духа Святого продавали в храме дары из голубей и сидели на седалищах развращения и имели столы меновщиков [[new:mf:21:start|(Мф. 21]]; [[new:in:02:start|Ин. 2)]], все делая ради постыдной прибыли, не зная написанного: //туне приясте, туне дадите// [[new:mf:21:08|(Мф. 10:8)]]. Исполнение же этого обещал Господь, собирающий рассеянных Израиля, к которым и апостол Петр пишет послание. О них евангелист говорит: //сего же от себе нерече, но архиерей сый лету тому прорече, яко хотяте Иисус умрети за люди, и не токмо за люди, но да и чада Божия расточеная соберет во едино// [[new:in:11:51|(Ин. 11:51-52)]], и чтобы исполнилось написанное: //сонм людей обыдет тя: о том на высоту обратися// [[old:ps:007:08|(Пс. 7:8)]]. По собрании же остатков Израиля апостолами и по возвращении в одно стадо тех, которые прежде были рассеяны, призываются все звери, чтобы приходили и пожирали Израиля, то есть тех, которые не восхотели уверовать, о которых апостол [говорит]: «ибо постигнет их конец» [[new:fil:03:start|(Фил. 3)]], и Господь в Евангелии: //егда же узрите обстоим Иерусалим; тогда разумейте, яко приближися запустение ему// [[new:lk:21:20|(Лк. 21:20)]]. Или же то следует сказать, что они преданы на пожрание тем зверям, которых отвращает от себя пророк, говоря: //не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе// [[old:ps:073:19|(Пс. 73:19)]]. В переносном смысле [это говорится] о тех зверях, которые пожрали некий удел Господень, и выше мы читали (9) о Сирии с востока и греках с запада, которые пожирают Израиля полным ртом. И у Иеремии: //овча зоблуждающее Исраиль, львов изнуриша e: первее ядe его царь Ассур, сей же последний и кости оглода ему Навуходоносор, царь Вавилонский// [[old:ier:30:17|(Иер. 30:17)]]. Можно и то сказать, что вместе с народом Израильским призываются к вере язычники, бывшие прежде хищными, чтобы, оставив леса, которые погубили весьма многих из войска Авессаломова, прийти в церковь, и есть небесный хлеб и насыщаться плотию Агнца. См. также Толкование на [[old:is:56:06#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 56:6]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов** См. Толкование на [[old:is:56:06#lopuxin_ap|Ис. 56:6]] [<10>]