[<10>] ====== Толкование на Ис. 56:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть** Преданные чревоугодию, бессильные, ябедники, они показывали свое ничтожество и небрежность там, где следовало показывать доброту и мужество, свою строптивость и бесстыдство там, где нужно было показывать кротость и мир. Смотри, они изобиловали добродетелью, но обращали ее в неправду; они не занимались ею даже и в благоприятное время. Я утверждаю, что кротость хороша, но в свое время. Хороша и свобода, но когда она нелицеприятна. Та и другая по своей природе не есть ни благо, ни зло. //"Есть"//, – говорится, –// стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать»// [[old:prsir:04:25|(Сир.4:25)]]; //«Бывает обличение, но не вовремя, и бывает, что иной молчит, – и он благоразумен»// [[old:prsir:19:28|(Сир.19:28)]]; //«Многоречивый опротивеет»// [[old:prsir:20:08|(Сир.20:8).]] Видишь ли, что все бывает целесообразно или нецелесообразно по способу действия. Если бы это было таково по природе, то тогда нужно было бы обвинять и природу. Но они (иудеи) были таковыми не по природе, а по небрежности. Так как они вели себя не хорошо сами, то поэтому и молчали; им, конечно, и нужно было молчать. **«Бессмысленные»**. Видишь ли, какое безумие порождается злом и великим заблуждением, – большее, нежели безумие глупцов, которые рождаются одаренными малым разумом. Я говорю это о тех безумцах, которые более чем рождающиеся таковыми, презренны, жалки, несчастны и более достойны слез. Тех освобождает от обвинений их несовершенная природа, а эти, сами себя сделавшие безумными и глупыми, куда убегут, чтобы избегнуть обвинения? **«Все смотрят на свою дорогу»**, т.е. за своими удобствами, за своими страстями. Откуда происходят страсти? Они происходят не от природы, но от желания. //«Желание праведных есть одно добро»// [[old:pr:11:23|(Притч.11:23)]], и: //«Желание исполнившееся – приятно для души»// [[old:pr:13:20|(Притч.13:20)]]. Итак, ясно, что желание зла происходит не от природы, но от развращенной воли. Например: одно желание у людей здоровых и другое у людей слабых. Корни последнего исходят из болезни, а корни первого из здоровья. Точно также и здесь. Посмотрим, чего желает праведник: //«Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому»// [[old:ps:041:02|(Пс.41:2–3)]]; потом: //«Сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего»// [[old:ps:072:26|(Пс.72:26)]]; потом: //«Желает и скончавается душа моя во дворы Господни»// [[old:ps:083:03|(Пс.83:3)]]. Посмотрим, чего желает злой: //«он желает весь день похоти злыя»// [[old:pr:21:26|(Притч.21:26)]]; в них всегда пребывает душа и ум его. О праведном же говорится: //«многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали»// [[new:mf:13:17|(Мф.13:17)]]. Что желание добра сообразно с природой, а желание зла несообразно с природой, ясно из слов Павла: //«Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас»// [[new:fil:01:23|(Флп.1:23–24)]]. Он считал легкими временные бедствия. Если бы он был против них вследствие их природы, то он не должен был бы называть их легкими. Не делай какого-либо возражения относительно больных; я возьму пример от тебя самого. Я не говорю о Павле, но о вас, которые желаете зверских нравов. Что значит пользоваться добрым здоровьем? Заключается ли оно в (самой) природе, или же есть нечто вне природы? Некоторые думают, что оно заключается в (самой) природе. Будем ли мы презирать природу? Никак. Но постыдные совокупления с мальчиками, пренебрегающие законами природы, считаешь ли ты естественными или нет? Ясно, что они противоестественны, самое бесплодие есть уже знак неправильности совокупления. Потому все законодатели и прочие определяли за это смертную казнь. Итак, теперь, когда многим это кажется естественным, то есть ли это поистине сообразно с природой, или противно природе? **"Все**, – сказал пророк, –** смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть»**. Велико несчастье, когда больные следуют своему желанию и не повинуются предписаниям врача. Смотри же на предрассудок: богатый ходит за своим богатством, расточительный проводит время только в прелюбодеянии. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть** См. Толкование на [[old:is:56:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 56:8]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть** См. Толкование на [[old:is:56:10#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 56:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть** См. Толкование на [[old:is:56:10#lopuxin_ap|Ис. 56:10]] [<10>]