[<10>] ====== Толкование на Ис. 57:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал** См. Толкование на [[old:is:57:04#svt_ioann_zlatoust|Ис. 57:4]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 5-7 **Молящиися кумиром под древием частым, закалающе чада своя в дебрех посреде камения. То твоя часть, сей твой жребий, и тем пролиял еси возлияния, и тем принесл еси жертвы: от сих убо не разгневаюся ли?На горе высоце и превознесенне, тамо твое ложе, и тамо вознесл еси требы твоя** Назвав их Господоубийцами, он показывает, что они страдают иною болезнью-ненавистью к Богу и готовностью на убийство - и она появилась у них не вновь, но существует в них издавна. Ибо вы, говорит, от древних времен **молящиися кумиром под древием частым**. Хотя закон Моисеев возвещал им полезное и ясно говорил: //Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши//, но, не смотря на это, они дошли до такого безумия или, лучше, до необузданного и превосходящего всякую меру нечестия, что сделались строителями идолов и священнодействовали им и призывали их и других учили поклоняться им под тенистыми деревьями, и воздавать им божеские почести. На это ясно указывает Бог всяческих устами пророка Иеремии говоря: //видел ли еси, яже сотвори ми дом Исраилев? Поидоша на всяку гору высоку, и под всяко древо листвено, и соблудиша тамо// [[old:ier:03:06|(Иер. 3:6)]]. Ибо они занимали вершины гор и самые лучшие места в рощах, устрояли там жертвенники и капища и приносили жертвы и возлияния нечистым демонам и даже не оказывали пощады собственным своим детям. Так, Иехония заколол своего сына для мнимых богов. И об этом Сам Бог негде сказал чрез одного из святых пророков, показывая жестокость тех, которые привыкли совершать это: //пожрите человеков, оскудеша бо телцы// [[old:os:13:02|(Ос. 13:2)]]. Итак вы, говорит, **молящиися кумиром под древием частым, закалающе чада своя в дебрех посреде камения**. Что же после сего будет? **То твоя часть, сей твой жребий**. Поелику, говорит, ты кланялся суетным, то ты и участь будешь иметь такую же и жребий твой будет суетен. Или может быть этим хочет указать на следующее. Вы закалали детей своих в дебрях, говорит; за это и твоя участь будет такова же и жребий твой будет таков же, то есть, ты подвергнешься таким же бедствиям и закланию будет твоею участью и жребием. По какой причине? Во-первых, потому, что ты сделался детоубийцею, во-вторых, потому, что ты делал возлияния нечистым демонам и бездушным идолам и сим приносил жертвы. Итак, говорит, **о сих неразгневаюся-ли**? Не вполне ли основательна ярость Моя на вас и не существует ли вполне достаточной причины для наказания вас? **На горе высоце и превознесенне, тамо твое ложе, и тамо вознесл еси требы твоя:** //и за подвоями дверий твоих положил еси память твою//. [[old:is:57:08|(Ис. 57:8)]] А что они на горах спали ради сновидений, – об этом очень часто вспоминает нам пророческое слово. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал** См. Толкование на [[old:is:57:04#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 57:4]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-11 **разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? В гладких камнях ручьев доля твоя; они, они жребий твой; им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы: могу ли Я быть доволен этим? На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: "надежда потеряна!"; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления. Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не от того ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня** С 5-11 идет сплошной обвинительный акт, предъявляемый иудеям со стороны пророка, за различные виды их религиозно-нравственных блужений. Данный отдел имеет и высокий, чисто исторический интерес, так как он заключает в себе перечень наиболее типичных видов языческих верований и культов, проникших к Израилю от соседних, хананейских народов и господствовавших у него в эпоху, так называемого "религиозного синкретизма". [Религиозный синкретизм - соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. //Прим. ред.//] Здесь мы находим указание и на оргиастические культы (5 ст.), и на религиозное почитание "бетилей", или //особых//, священных камней (6 ст.), и на практику языческих жертв "на высотах" (7 ст.), и на культ домашних божеств, своего рода, пар или пенатов (8 ст.), и даже на кровавые жертвоприношения детей (5 ст.). Полная историческая достоверность такой удручающей картины религиозно-нравственного состояния предпленных иудеев удостоверяется длинным рядом соответствующих параллелей из других исторических и пророческих книг ([[old:1ts:19:13|1 Цар. 19:13]]; [[old:4ts:17:10|4 Цар. 17:10]], [[old:4ts:17:31|31]]; [[old:4ts:21:06|21:6]]; [[old:2par:23:17|2 Пар. 23:17]]; [[old:2par:28:03|28:3]]; [[old:ier:02:20|Иер .2:20]]; [[old:ier:03:06|3:6]]; [[old:ier:19:02|19:2-6]]; [[old:iez:16:20|Иез. 16:20]]; [[old:iez:20:26|20:26]]; [[old:iez:23:37|23:37]] и пр.). //**Толковая Библия.**// [<10>]