[<10>] ====== Толкование на Ис. 57:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных** Здесь Он опять напоминает им некоторые противные явления от мест, где совершались откровения, и старается привести их к вере, говоря: **«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище»**. Этими словами пророк показывает силу и вечность. Хотя эти слова нам кажутся великими, однако пророк говорит с нами по человеческому образу, потому что Бог не содержится в каком-либо определенном месте. Но так как он выше сказал о лесах, то здесь говорит: **«Я живу на высоте небес".** А так как они думали, что Бог пребывает только в храме, то пророк говорит: **«и во святилище»**. Видишь ли, каким образом Он предсказал будущее? **«И также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных»**. Если это может происходить, то ясно, что может произойти и нечто иное, более легкое: если Бог может изменять душевные нравы, то тем более – остальное. **«Оживлять сердца сокрушенных»** сердцем: Бог скоро оживотворяет тех, у кого отнята надежда на жизнь. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 15-16 **Сия глаголет Господь Вышний, Иже живет во высоких во век, Святый во святых имя Ему, Вышний, во святых почиваяй, и малодушным даяй долготерпение и даяй живот сокрушеным сердцем: не во век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от Мене изыдет, и всякое дыхание Аз сотворих** Когда Господь всяческих делает великое и божественное обетование, блаженные пророки проникаются великим удивлением к Его славе и как бы скача от душевного удовольствия, начинают славословить Его. Мы увидим, что и теперь пророк испытывает нечто подобное; ибо не просто сказал: **сия глаголет Господь**, но нашел необходимым присовокупить: **вышний**, то есть, сущий прежде всего и по самой природе Своей высший всего, призванного к бытию. Говоря же: **иже живет в высоких**, опять намекает на то, что божественная и высочайшая Природа обладает недосягаемыми преимуществами и обитает на неизреченных высотах. А выражение: живет в вышних во век означает то, что Она сама в Себе не изменяема и не может сделаться лучшею, чем Она есть, напротив Ей постоянно и неизменно присуще то, что в Ней есть. **Святым** же **во святых почивающим** и живущим называет Его, указывая на то, что Он отвращается от потомков Израиля, как оскверненных многими грехами и что Он по любви к добру пребывает с очищенными чрез веру и освященными в Духе. **Дает** же и **малодушным долготерпение**; малодушными называет тех, которые обыкновенно очень скоро ослабевают в стремлении к предназначенной им цели. **Дает им долготерпение**, то есть, постоянство и стойкость, как бы восклицая и говоря: //мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа// [[old:ps:030:25|(Пс. 30:25)]]. Дает и жизнь **сокрушенным сердцем**, то есть, //нищим духом//. Все таковые находятся в повиновении Богу и имеют покорный ум. Это те, которые призваны были чрез веру к познанию Христа, а нищими духом называются те, которые идут стезею, противоположною стезе Израильтян; ибо одни были горды, непослушны и упорны; а другие-добры и мужественны, и убеждены, что законам Божиим надобно повиноваться, и подклоняют духовную выю под иго Христово. Таковы дела сущих во Христе. Что же говорит Вышний тем, которые вследствие непослушания впали в преступления нечестия против Него? **Ни в век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы**. Он не отнимает надежды спасения у Израильтян: ибо останок их был спасен и очень большая часть их народа будет призвана в последние времена, когда Бог прекратит Свой гнев на них и остановит наказание, чтоб оно не совсем обрушилось на них; ибо будучи благ, Он исполнил неложное Свое обетование, данное их отцам. Но, как милосердый Бог, Он указывает и другую причину: **дух бо**, говорит, **от Мене изыдет**. А каким образом изыдет, изъяснил говоря: **всякое дыхание Аз сотворих**, потому что Он есть Отец духов. Но подразумевается, что Он не родил их из собственного своего естества, как Своего собственного Сына, и не говорим, что Он извел их из собственного существа Своего, подобно как Духа Святого или что они имели исхождение от Него; напротив православно любомудрствуя утверждаем, что они Богом сотворены; ибо Он **сотворил всякое дыхание**. Но вообще где говорится о творении, там всегда бывает исшествие, или исход, но понимаемые не в существенном смысле, но в переносном. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо так говорит Вышний и Превознесенный, вечно Живущий и Святый — имя Его: на высоте и в святом живущий, и с сокрушенным и смиренным духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушенных** Сначала была пророческая речь против народа иудейского, учителей которого назвал охранителями слепыми, и псами немыми, и пастырями не знающими смысла, и сыновьями беззаконными, и семенем прелюбодеев и блудницы; после сего переходит к Иерусалиму, который укоряет за любодеяние его, за то, что расширял ложе для любовников своих и принимал их рукою открытою, и украшал себя всеми идолами и далеко посылал послов, чтобы наслаждаться иноземными любовниками. Окончив это обличение, переходит к тем, которые надеются на Господа и которым обещал землю и гору для обладания и для возвращения которых повелел приготовить путь, — без сомнения, апостолам, по проповеди которых уверовали [многие] из того и другого народа. Поэтому начинает с восхваления Бога и в следующей затем речи свидетельствует о том, что Он обещал относительно возвращения Своего народа. Ибо это говорит Господь **Вышний и Превознесенный**, живущий на высоте и Святый в святых, не по причине места, но вследствие заслуги тех, в которых живет, один из которых говорит в псалме: //вознесу тя, Господи, яко подъял мя еси// [[old:ps:029:01|(Пс. 29:1)]], и еще: //вознесися, Господи, судяй земли// [[old:ps:093:02|(Пс. 93:2)]], — не в том смысле, что Бог возносится словами людей, а сообразно с тем, что в другом месте говорится: //Господь был мне во спасение// [[old:ps:117:21|(Пс. 117:21)]], делается высоким чрез смиренных Тот, который гордым противится, смиренным же дает благодать [[new:iak:04:06|(Иак. 4:6)]], чтобы вознести их и жить в вышних. //Яко высок Господь и смиренныя призирает// [[old:ps:137:06|(Пс. 137:6)]]. И в Евангелии ангелы восклицают: //слава в вышних Богу и на земли мир// [[new:lk:02:14|(Лк. 2:14)]]. И еще в Псалмах: //хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних// [[old:ps:148:01|(Пс. 148:1)]]. И не только Вышний живет в вышних, но и Святый в святых, который говорит в другом месте: //будете святи, яко свят есмь Аз// [[old:lev:11:44|(Лев. 11:44)]]. И как в развращенную душу не входит премудрость и не обитает в теле, порабощенном греху [[old:prs:01:start|(Прем. 1)]]; так Святый живет в святых, и где бывает нечистота, там не может обитать чистота, как говорит святый к Господу: //Ты же во святем живеши, хвало Исраилева// [[old:ps:021:04|(Пс. 21:4)]]. Посему и мы осмеливаемся говорить в молитве: //Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое// [[new:mf:06:09|(Мф. 6:9)]]. И во втором псалме читаем: //Живый на небесех посмеется им и Господь поругается им// [[old:ps:002:04|(Пс. 2:4)]]. Ибо Христос обитает не в земных, а в пренебесных, которые возвещают славу Господню, о коих говорится: //услышит его с небесе святаго Своего// [[old:ps:019:07|(Пс. 19:7)]], и еще: //небо небесе Господеви// [[old:ps:113:24|(Пс. 113:24)]]. С этою мыслию согласны и подобные слова Моисея, раба Божия: //се Господа Бога твоего небо, и небо небесе// [[old:vtor:10:14|(Втор. 10:14)]], что, конечно, мы должны понимать не по обычаю иудеев, будто бы ограничивается одним местом и живет только на небе Бог, который все наполняет и которым все содержится, но справедливо под вышними и небесами должны понимать святых и силы. Ибо Он есть Тот, который живет на небе, о коем в Евангелии написано: //никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси// [[new:in:03:13|(Ин. 3:13)]]. Он покоится в святых и обитает в смиренных и в сокрушенных духом, о которых говорится: //жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит// [[old:ps:050:19|(Пс. 50:19)]]. Он дает терпение малодушным, чтобы, быв приведены в стеснительное положение, переносили скорбь в надежде на будущее. Он же дает жизнь, в особенности тем, которые умерли для греха. О Нем говорится: //у Тебе источник живота// [[old:ps:035:10|(Пс. 35:10)]]. Он же говорит в Евангелии: //Аз есмь путь, истина и живот// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных** В [[old:is:57:15|15 ст.]] обращает на себя внимание целый ряд эпитетов, прилагаемых к Всевышнему и носящих черты высокого религиозно-нравственного монотеизма: //Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святый - имя Его.// Как бы по контрасту с этой своей абсолютной святостью и надмирной превознесенностью, Господь особенно любит смиренных и сокрушенных сердцем грешников, о чем, вообще, неоднократно говорит Библия, как Ветхого, так и Нового Завета [[old:ps:033:19|(Пс. 33:19]]; [[old:is:66:02|Ис. 66:2]];[[new:mf:11:29| Мф. 11:29-30]]; [[new:lk:04:18|Лк. 4:18]]; [[new:iak:04:16|Иак. 4:16)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]