[<10>] ====== Толкование на Ис. 57:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 17-18 **За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца. Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его** Видишь ли, Он утешает печального и пораженного скорбью. За какие же грехи Он мстил? Почему ты говоришь: **«мало что опечалих его»** (в русском переводе этих слов нет), когда они подверглись наказаниям в течение семидесяти лет? Не считай семьдесят лет, а думай о том, что было тяжким только начало плена, а после того они пользовались таким удобством, что, когда им объявлено было о возвращении, то не хотели возвратиться домой, – до того они пользовались благами и всеми удобствами. Сам Иезекииль учит нас, какую легкую жизнь они проводили в плену (вавилонском). Итак, не думай, что все время плена было временем наказания. Бог незаметно утешает и среди притеснения. **«И исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его»**, т.е. даст утешение, радость и похвалу. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 17-21 **За грех мало что опечалих его и поразих его и отвратих лице Мое от него: и опечалися и пойде дряхл во путех своих. Пути его видех и исцелих его, и утеших его и дах ему утешение истинно, мир на мир далече и близ сущым: и рече Господь: изцелю я. Неправеднии же возволнуются и почити не возмогут. Несть радоватися нечестивым, рече Господь Бог** Иудеи подверглись праведным наказаниям за неистовство против Христа, невыносимым для всякого человека, но умеренным по сравнению с их грехами. Ибо они были нечестивы выше всякой меры: они убили праведных и сделались виновными в пролитии крови святых пророков. Наконец подняли руки и на Самого Христа, Сына Божия. Которого Отец послал после слуг. Они же нагло поступили с Ним, хотя и говорили между собою: //сей есть наследник// [[new:mf:21:38|(Мф.21:38)]]. Посему, говорит, **за грех** сей **опечалих его и поразих его и отвратих лице Мое от него**. Ибо сказал: //егда прострете, руки ваша ко мне, отвращу очи мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас: руки бо ваши исполнены крове// [[old:is:01:15|(Ис. 1:15)]]. Но когда в последние времена покается Израиль, **дряхл пойдет** и перестанет творить дела отвратительные, но будет принят чрез веру и по милосердию Божию освободится от прежних грехов своих и получит истинное утешение. О каком утешении мы говорим? Очевидно, о благодати Христовой, оправдывающей по вере, освобождающей от грехов, подающей освящение чрез Духа, славу усыновления и надежду на награды, уготованные святым. Итак истинное утешение есть то, которое удостоенным его приносит сверх других всех благ и **мир на мир**, то есть, постоянное и нескончаемое благоденствие мира, которое Спаситель даровал и дальним и ближним, то есть, уверовавшим и из язычников и из Израильтян. Ибо блаженный Павел провозгласил язычникам, что //ныне вы бывшии иногда далече близ бысте кровию Христовою// [[new:ef:02:13|(Еф. 2:13)]]. Ибо Израильтяне, на сколько они подчинялись игу закона и служили Богу живому и истинному, согласно с священною проповедью (ибо им сказано: //Господь Бог твой Господь един есть//), на столько они казались близкими, а язычники далекими вследствие того, что совсем чужды были святых наставлений и не знали Творца всяческих и Господа. Но мир дан как тем, так и другим от Бога и Отца, очевидно, чрез Христа, //сотворившаго обоя едино и оба народа// создавшего собою во единаго нового человека и средостение ограды разорившего и закон заповедей ученми упразднившаго [[new:ef:02:14|(Еф. 2:14,]][[new:ef:02:15|15)]]. Итак чрез Него мы получили примирение и ненарушимый мир и с Богом и друг с другом. Ибо негде Христос, обращаясь к небесному Отцу и Богу, оказал: хочу, чтобы как Я и Ты-//едино, да и тии в Нас едино будут// [[new:in:17:21|(Ин. 17:21,]] ср. [[new:in:17:11|Ин. 17:11)]]. К сему пророк присовокупляет: **и рече Господь**: исцелю я, делая чрез это как бы заключение всего слова и ясно указывая на неложность обетования владычествующего над всем Бога. Ибо Он дал обетование, говоря, что исцелит их; неправеднии же возволнуются и почити не возмогут. Но после того, как он указал на награды имеющим быть призванными; Он весьма справедливо и благовременно предвозвещает и о наказаниях непокорным и о волнении их и нескончаемых бедствиях; ибо несть, говорит, радоватися им, рече Господь Бог. А когда Господь и Бог всяческих лишает радости, какое веселие возможно для них? А что во время призвания Израильтян некоторые, предавшись сыну беззакония, пребудут непокорными, изъяснит премудрый Павел, говоря: //зане// познания //истины не прияша, сего ради послет им Бог действо лети// [[new:2sol:02:10|(2 Сол. 2:10,]][[new:2sol:02:11|11)]]. И сам Спаситель сказал: //аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое//, то есть сын беззакония, //того приемлете// [[new:in:05:43|(Ин. 5:43)]]. Итак некогда Израиль будет призван к познанию Христа и чрез веру в него в изобилии получит благодать, а некоторые пребудут нечестивыми и неправедными, и тогда как бы находясь в постоянном волнении и совсем лишившись радости, они не возмогут успокоиться, но будут сокрушены, подвергнутся вечному и нескончаемому наказанию. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 17-21 **За беззаконие алчности его Я гневался, и поражал его, сокрыл и негодовал: **[а]** он пошел с печалию по пути сердца своего. Я видел пути его и исцелил его, и возвратил его и дал утешения ему и оплакивающим его. Я совершил плод уст, мир, мир дальнему и ближнему, сказал Господь, и Я исцелил его. А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться, и волны его переполняются для попрания грязи. Нет мира, сказал Бог, нечестивым** После отвержения народа иудейского и тех, которые не захотели уверовать в Спасителя, Он обещал надеющимся на Него землю кротких и гору святых и заповедал апостолам: пролагайте путь народу возвращающемуся и устраняйте все соблазны. А чтобы [это] не казалось невероятным, Он изображает Свое могущество, что вышний и великий легко может даровать прощение кающимся и что справедливо, чтобы Творец миловал свое творение. Поэтому присоединяет, что он прогневался и опечалил Свой народ, что Он сделал [это] потому, что тот грешил и имел алчность к беззаконию и не довольствовался одним беззаконием, но всегда присоединил грехи ко грехам. **И поражал**, говорит, **его** на короткое время, чтобы исцелить, **и сокрыл**, подразумевается лице Мое, чтобы он более возжелал Меня и сказал: „покажи лицо Твое и спасемся“ [[old:ps:079:start|(Пс. 79)]], и негодовал: чувствуя это, он ходил печальным, говоря: //весь день сетуя хождах// [[old:ps:037:07|(Пс. 37:7)]]. //И ходил печальный// или обратившись на путь сердца своего, чтобы не для лица людей, а в сердце приносить покаяние. Поэтому, видя пути обращения его, Я исцелил раны, которыми прежде поразил его, и возвратил его ко Мне, коего прежде отверг, и дал ему истинное утешение. Ибо много есть ложных утешений, которыми прельщается род человеческий. Или же утешил оплакивающих его, говоря в Евангелии: //блажени плачущии, яко тии утешатся// [[new:mf:05:04|(Мф. 5:4)]]. Следующее же затем: **Я совершил плод уст** имеет следующий смысл: Я исполнил то, что обещал, говоря: //живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися// [[old:iez:33:11|(Иез. 33:11)]], или: Я// все даровал, что прежде обещал. А какое обетование Господне? Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам// [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]]. Это и есть то, что теперь Он говорит: //мир на мир// [или //мир дальним и мир ближним//], не одному только народу, но всему миру, и именно бывшим дальними и ближними, то есть сперва язычникам, и затем восхотевшим уверовать из Израиля. О них говорит и апостол: //вам бе лепо первее глаголати слово Божие, а понеже недостойны творите сами себе спасению, се обращаемся во языки// [[new:act:13:46|(Деян. 13:46)]]. Пиша к Ефесянам и весьма подробно рассуждая о народе обрезания и язычниках, он присовокупил: //ныне же о Христе Иисусе, вы бывшие иногда далече, близ бысте кровию Христовою. Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино и средостение ограды разоривый: вражду плотию Своею//, [[new:ef:02:13|(Еф. 2:13-14)]] и прочее. И опять: //и пришед благовести мир вам дальним и ближним// [[new:ef:02:17|(Еф. 2:17)]]. Ибо чрез Него мы, те и другие имеем доступ во едином духе к Отцу: Он дает мир бывшим дальними и ближними, и не имевшим закона и пророков: и кои прежде приняли, тех Он принял и исцелил. Нечестивые же или беззаконные волновались, как взволнованное море, и никогда не будут в состоянии успокоиться. Хотя это можно понимать по отношению ко всякому нечестивому, однако собственно это относится к народу иудейскому, который общим голосом вопил и упорствовал в своем нечестии, говоря: //распни, распни Его. Не имамы царя, токмо кесаря// [[new:in:19:15|(Ин. 19:15)]]. Итак, как взволнованное море не может успокоиться, но разливаются волны его и возвращаются к берегам и снова поглощаются, и разбившись о себя производят грязь, которая попирается ногами: так нечестивые подвергнутся вечному попранию, у которых нет никакой радости и которые не успокаиваются ни от какого мира в том, в чем нечестивые упорствуют. Некоторые разумеют это место в частности о Спасителе, потому что Он на малое время был опечален по причине грехов мира, как Он говорит: //прискорбна есть душа Моя до смерти// [[new:mf:26:38|(Мф. 26:38)]]. И поразил Его Отец, говорящий чрез Захарию: //поражу пастыря, и разыдутся овцы// [[old:zah:13:07|(Зах. 13:7]]; [[new:mf:26:31|Мф. 26:31)]], который и Сам о Себе сказал в шестьдесят восьмом псалме: //зане Егоже Ты поразил еси, тии погнаша// [[old:ps:068:27|(Пс. 68:27)]]. И отвратил Бог лицо Свое от Него, чтобы Он принял образ раба, ходил печальным и оплакивал грехи народа, плача и стеная об Иерусалиме. И так как Отец видел пути Его, то исцелил того, который был свободным между умершими, и плоть Его не видела тления, так что, пораженный на кресте, был исцелен в воскресении. И Я утешил, говорит, Его, дав Ему вместо одного народа иудейского весь мир. //И оплакивающих Его//, — подразумевается: утешил. Без сомнения, указывает на апостолов. И исполнил плод уст Своих Тот, кто сказал Ему: //проси от Мене, и дам ти языки достояние твое и одержание твое концы земли// [[old:ps:002:08|(Пс. 2:8)]]: //мир на мир//, примиряя мир с Богом, чтобы оба народа призвать к Себе и чтобы они были исцелены Отцом. Нечестивых же, о которых выше мы сказали, сравнивает с морем, которое никогда не может успокоиться, но даже при самой высшей тишине с разбитыми волнами движется к берегам и концом которого служит грязь и попрание. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца** //За грех корыстолюбия Я гневался и поражал его...// Наш славянский переводы имеют другое, довольно чтение: //"за грех мало что опечалих его"//. [Здесь пропущено продолжение славянского текста 17 стиха - ... //и опечалихся, и пойде дряхл в путех своих.// Совершенно очевиден смысл - не только опечалил нечестивого, но сделал его дряхлым (больным, слабым). //Прим. ред.//] По-видимому, не совсем понятно, почему из целого ряда грехов, которыми страдал Израиль и которыми он постоянно прогневлял Господа, здесь названо одно только корыстолюбие? Ответом на это служит, прежде всего, крайне суровый взгляд Священного Писания на корыстолюбие и любостяжание. Так, напр., Апостол Павел приравнивает "любостяжание" к "идолослужению" [[new:kol:03:05|(Кол. 3:5)]] и даже называет "сребролюбие", "корнем всех зол" [[new:1tim:06:10|(1 Тим. 6:10)]]. [В Славянском переводе - //лихоимание, еже есть идолослужение// - имеет другой смысл. **Лихоимство** - то есть воровство; в русском же переводе - **любостяжание** - накопительство. //Прим. ред. ]// Такая точка зрения на корыстолюбие объясняется, вероятно, тем, что "деньги" у нас служат синонимом чувственных благ и удовольствий, легким и верным средством к получению их. Усиленное же накопление денег, или страсть корыстолюбия, превращает их из средства в самоцель; овладевая душой человека, эта страсть губит его лучшие свойства и превращает в хищного зверя, не останавливающегося не пред каким злодеянием для удовлетворения пожирающего его пламени корыстолюбия и лихоимства. Во-вторых, особенная страсть к деньгам и наживе, не брезгующей никакими, не исключая и темных средств, была, очевидно, всегда типичной чертой еврейского народа, проходящей через всю его историю. "Корыстолюбие было причастно еще праотцу иудеев - Иуде, сыну Иакова [[old:gen:37:26|(Быт. 37:26-27)]]; своей ужасной и самой крайней степени обнаружения эта страсть достигла в лице Иуды предателя, продавшего своего Учителя за 30 серебренников" (Ком. СПб. Академии 867 с.). На корыстолюбие, взяточничество, лихоимство и притеснение бедных богатыми, как на социально-экономический недуг еврейской общественной жизни сетуют многие пророки ([[old:is:01:15|Ис. 1:15-23]]; [[old:is:03:05|3:5]], [[old:is:03:14|14-15]]; [[old:is:05:08|5:8]], [[old:is:05:23|23]]; [[old:ier:06:13|Иер. 6:13]]; [[old:iez:07:23|Иез. 7:23]]; [[old:os:04:02|Ос. 4:2]]; [[old:mih:03:10|Мих. 3:10]] и др.). //**Толковая Библия.**// [<10>]