[<10>] ====== Толкование на Ис. 58:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Возопий крепостию и не пощади: яко трубу возвыси глас твой и возвести людем Моим грехи их и дому Иаковлю беззакония их** **«Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе»**, так как то, что он намерен был говорить, было трудно. **«И укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву – на грехи его»**, – ради чего Он и придал ему храбрости, чтобы тот не боялся. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Возопий крепостию и не пощади: яко трубу возвыси глас твой и возвести людем Моим грехи их и дому Иаковлю беззакония их** Окончивши речь о призвании Израильтян, Он приступает к иному некоему способу вразумления, прекрасному и полезному, исполненному всякого изящества и достойному славных венцев. Но, думаю, что предварительно надобно разоблачить для читателей цель пророчества, чтоб они видели, куда наконец направляется смысл сих слов. Итак, в предшествующих речах, которые Бог произнес об Израильтянах, заключались ясные предсказания о войне и пока еще не наступившем, но неизбежном бедствии. Ибо сказал: //и не помянул еси Мене, ниже приял Мя еси во ум, ниже в сердце твое? и Аз тя видя, презираю, и не убоялся еси Мене. И аз возвещу правду твою и злобы твоя, яже не успеют тебе: егда возопиеши, да избавят тя во печалех твоих// [[old:is:57:11|(Ис. 57:11-]][[old:is:57:13|13)]]. А мы говорили, что злобами в сих словах Он называет изобретательность Израильтян в измышлении идолов. Посему и сказал: //егда возопиеши, да избавят тя во печалех твоих//. Итак, для некоторых это было предвозвещением войны, и среди народа иудейского было предметом многих толков. Но среди него были некоторые, которые имели славу благочестия, но безрассудно делали то, о чем и говорить не прилично, украшали себя внешними украшениями и похищали себе, как я сказал, славу честных людей. Так, они притворялись, что они совершают посты, и творят частые молитвы, и думали, что этим они предотвращают гнев божественный. Итак, дошедши до забвения своих собственных грехов, они воображали, что для тех, которые даже приобрели привычку к постыднейшим делам, для оправдания и освящения достаточно одного воздержания от пищи и молитвы. Бог дает повеление пророку, говоря: **возопий крепостью, и не пощади, яко трубу возвыси глас твой, и возвести людем Моим грехи их**, - говори об этом не тайно и не в скрытном месте и не некоторым, но возвести об этом самым громким и возвышенным голосом и со всею смелостью обличи согрешающих, и пусть узнают они о своих грехах и о том, от чего надобно воздерживаться, если они хотят быть в чести у Бога и достойными Его милосердия. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его, и дому Иаковлеву – на грехи его** Иное дело – осуждение, а иное – обличение. Если мы говорим о недостатках ближнего со злобой, как бы мстя своему брату, выставляя на посмеяние его немощи, то это – осуждение, а обличение есть указание нашему брату его грехов со скорбью и состраданием, с любовью, искренним желанием его исправить. Так как мы все грешны, то обличение другого да не идет с уст наших... Но пастыри Церкви должны делать это – обличать беззакония людей. На это они поставлены от Бога, Владыки и Судии всех. Это подвиг трудный, так как люди не любят правды, притом пастырю нужно иметь полноту любви и сострадания к грешному для успеха его дела... ибо иначе выйдет у него грубое осуждение. Пасомые очень чутки. Они искренне, со слезами каются в своих преступлениях, когда сердцем чувствуют доброго пастыря, жалеющего и любящего их. И отвернутся от того священника, который станет обличать их из чувства вражды или мести. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Взывай, не переставай; подобно трубе, возвысь голос твой, и объяви народу Моему преступления их и дому Иакова грехи их** По окончании предшествующего отдела, в котором возвещается мир праведным и никакого покоя нечестивым, Бог заповедует пророку Исаии, чтобы он взывал с силою и **подобно трубе** возвысил голос свой и не страшился говорить о грехах и преступлениях народа Израильского, не боясь ни смерти, ни устрашений и ругательств, но более внимал повелевающему Богу. А так как они имеют глухие уши и едва могут слышать, то, по Симмаху и Акиле, пусть он обратит гортань свою в трубу, которая по-еврейски называется //sopliar// и которую они перевели κερατίων, то есть //роговую//. Выше же, где говорилось апостолам: //на гору высокую взыди, благовествуя Сиону, возвысь крепостию глас твой, благовествуя Иерусалиму; возвысь, не бойся// [[old:is:40:09|(Ис. 40:9)]], не берется ни рог, ни труба, но повелевается взойти на гору. А так как здесь должно возвещать грешникам, жившим внизу, то пророку не повелевается взойти на гору, а только возвысить голос свой, как трубу, и возвестить им о грядущих войнах. Также о дне суда, когда вместе с воскресением мертвых говорится и о последней трубе, написано: //вострубит бо, и мертвии востанут нетленни// [[new:1kor:15:52|(1 Кор. 15:52)]], так что как они будут судимы по звуку трубы, так Израиль, умерший чрез грех, будет слышать о своих преступлениях, и вместе с тем он называется народом Божиим, чтобы познал, какого Отца он потерял, который даже грешников называет Своим народом. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу** Основной темой главы является суд Божий над Израилем, или раскрытие его глубокой виновности, несмотря на всю внешнюю видимую праведность. Еврейский народ, в особенности, послепленной эпохи (которую, главным образом Исаия здесь пророчественно и созерцает) отличался большой привязанностью к Моисееву культу и букве закона. Потому он, быть может, совершенно искренно недоумевал, за что же еще его можно обвинять? Несомненно, этот именно смысл имеет характеристика иудеев во втором стихе, где они изображаются, //"как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога Своего",// а равно и предыдущие слова текста. //Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои...// Но они ищут Бога не там и не так, где и как бы это следовало, что особенно ясно раскрыл Господь Иисус Христос сказавши: //"приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня"//; ([[new:mf:15:08|Мф. 15:8;]] Сравни это с почти тождеств. словами пророка Исаии, из другой главы [[old:is:29:13|Ис. 29:13]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]