[<10>] ====== Толкование на Ис. 58:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо** См. Толкование на [[old:is:58:04#svt_ioann_zlatoust|Ис. 58:4]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 6-7 **Не таковаго (бо) поста Аз избрах, глаголет Господь: но разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенныя во свободу и всякое писание неправедное раздери: раздробляй алчущым хлеб твой и нищыя безкровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри** Необходимо было, чтоб незнающим образа истинного поста он указан был Богом: //ибо у Него всякая премудрость и разум// [[old:iov:12:13|(Иов. 12:13)]] и Им указывается путь ко всему прекрасному. Посему и божественный Давид воспевает и говорит: //настави мя Господи на путь Твой, и пойду во истине Твоей// [[old:ps:085:11|(Пс. 85:11)]]. Итак, Он отверг весьма неразумный и во всех отношениях бесполезный пост иудейский и уясняет сущность истинного поста. **Разрешай**, говорит, **всяк соуз неправды**, то есть, оставь всякое желание притеснить кого либо; ибо притеснение, нападение на людей более слабых и как бы опутывание их неизбежными узами обвинений - все это и есть **соуз неправды**. Такими средствами они желают получить что-нибудь от них. **Разрушай обдолжения насильных писаний**. **Насильственными** же **писаниями** или договорами, проистекающими из лукавства и исполненными жестокости, мы называем договоры торговые, и, сверх того, другие сделки относительно так называемых подарков и доходов, доставляющие некоторые выгоды и в привыкших делать их обнаруживающие любителей постыдных прибытков. **Сокрушенныя**, говорит, **отпусти в свободу**, то есть, тех, которые терпят несчастие, или утеснение, или вследствие **союза неправды**, или обременительных договоров. **Отпусти в свободу**, то есть, освободи от претерпеваемого ими стеснительного положения; дозволь наконец страдальцам вздохнуть свободно. **Всякое писание неправедное раздери**; здесь, как я думаю, говорит о записях ростовщиков, составляющихся часто для получения такой суммы денег, меру которой определяет заемное письмо. Если ты, говорит, будешь воздерживаться от этого, то к этому присовокупи и недостающее, заключающееся в совершении добрых дел по любви к ближнему, ибо //исполнение закона любы есть// [[new:rim:13:10|(Рим. 13:10)]], по написанному. Обнаружение же любви к братьям и имеющего цену в очах Божиих милосердия к ним состоит в **раздроблении хлеба алчущему**, **введении в дом не имеющих крова нищих и в одевании нагих** и в оказании **свойственным племене**, то есть, соплеменникам достаточной помощи и в уделении им от данного Богом избытка. Обрати внимание на то, что не одно и тоже воздерживаться от зла и делать добро. Для того, чтоб иметь славу у Бога, было бы недостаточно только не делать зла, но за этим необходимо должны следовать совершение добрых дел и прилежание к благочестивым занятиям. Ибо расторжение сетей обременительных договоров и всякого **неправедного союза и раздрание всякого неправедного писания** есть не что иное, как только удаление от порока, между тем как решимость исполнять добрые дела - **раздроблять алчущему хлеб, вводить в дом не имеющих крова нищих, одевать нагих** и не превозноситься над своими соплеменниками – служит ясным доказательством превосходных добродетелей. Посему древний закон, будучи пестуном во Христа, не ввел среди людей того времени исполнения добра, напротив, учил прежде удаляться от пороков. Ибо заповеди: //не убий, не прелюбы сотвори, не нарушай клятвы// [[new:mf:19:18|(Мф. 19:18)]], имеют тот же смысл; совершенно же и исполнение всякого добра предоставлено учению Христову, из которого мы научились исполнять дела любви к Богу и братьям. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6-7 **Не это ли более есть тот пост, который Я избрал: разреши узы нечестия, развяжи связки угнетающие; отпусти сокрушенных на свободу и всякое иго расторгни. Преломи с голодным хлеб твой и бедных и скитающихся введи в дом (твой); когда увидишь нагого, одень его и плоти твоей не презирай** Сказав, какой пост Он отвергает, показывает, какой [пост] Он принимает с любовию. **Разреши**, говорит, **узы нечестия, развяжи связки угнетающие** или, как LXX яснее перевели, //обязательства насильственных поручительств//, которые наши, введенные в заблуждение двусмысленностию слова, то есть συναλλαγμάτων, перевели //обмены// (commutationes) вместо //расписки//. Указывает же на связки расписок, в которых содержатся наветы ростовщиков и чрез которые бедные угнетаются долгом, что во всех городах служит главною причиною возмущения. Поэтому и римский народ занимал соседние горы, отсюда и новые долговые записи (tabulae novae - уничтожение или уменьшение долговых обязательств, которое нередко достигалось в Риме путем восстания), которые греки называют χρεων νποχοπαί (уменьшение долгов). Следовательно пророк не заповедует, чтобы никто не требовал должного, — того, что надлежащим образом дано и надлежащим образом требуется, — иначе он был бы защитником возмущения, производившегося трибунами. Но где обязательство беззаконное, где бедные притесняются несправедливым обвинением, там связки обязательств и все узы неправды должны быть расторгнуты. Или же то следует сказать, что речь идет о постах, а пост производит сокрушение и смирение души чрез сокрушение же тела испрашивается прощение грехов. Божественное Писание учит, чтобы мы прощали должникам нашим, как и Отец небесный прощает нам долги наши [[new:mf:06:start|(Мф. 6)]]. Древняя история сообщает, что в седьмой год отпущения или в пятидесятый, который служит собственно юбилеем, всякая собственность возвращается владетелям, и рабам возвращается прежняя свобода и все расписки (nomina), которые обыкновенно называются обязательствами (cautiones), делаются недействительными [[old:lev:25:start|(Лев. 25]], [[old:lev:27:start|Лев. 27)]]. Коли же это предписывается древним законом, то во сколько более в Евангелии, в котором все хорошее удваивается, и в котором нам повелевается не вырывать глаз за глаз, зуб за зуб [[old:ish:21:start|(Исх. 21)]], а подставлять ланиту ударяющему. А чтобы мы знали, что выше сказанное: //у всех должников ваших вымогаете// написано о кредиторах, то относительно должников с большею ясностию присовокупляется: **отпусти сокрушенных на свободу**, то есть, освободив сокрушенных бедностию, изнуренных нищетою, не допускай до нищенства. И всякое бремя, которым они угнетаются, расторгни. Вместо этого, LXX яснее перевели: //и всякое писание неправедное раздери//, что Симмах перевел: //и всякое ложное поручительство расторгни//. Но может статься, что кто либо скажет: я не имею должников; что же мне должно делать для того, чтобы был принят пост мой? Далее следует: **преломляй с голодным хлеб твой**. Не многие хлебы, — чтобы ты не опасался бедности, а один хлеб, и притом не целый, а часть хлеба, которую ты сам бы съел, если бы не постился, — чтобы твое пощение не было прибылью для кошелька, а насыщением души. И прекрасно прибавил: **твой**, чтобы ты не давал милостыню из похищенного. Ибо избавление мужа души свое ему богатство [[old:pr:13:08|(Притч. 13:8)]]. И в другом месте: чти Господа от праведных твоих трудов [[old:pr:03:09|(Притч. 3:9)]]. Если ты не имеешь хлеба, а голодных весьма много, то доставь им то, от чего ты не потерпишь никакого урона. В этом нет никакой потери: **бедных бескровных введи в дом твой**, или, как стоит в еврейском: //в дом//, так что, если не имеешь своего, то можешь ввесть в квартиру, которую имеешь или по найму за плату, или даром. **Если увидишь нагого, одень**. Это и Господь говорил в Евангелии: //имеяй две ризе, да подаст //одну// неимущему// [[new:lk:03:11|(Лк. 3:11)]]. Ибо Он не повелел разрывать и делить одну, что многие делают ради снискания любви у народа, но, не удерживать одну из двух, возвышая заповеди правды и сказав, что даже поданная чаша холодной воды имеет награду. **И плоти твоей**, говорит, **не презирай**. Ибо всякий человек есть плоть наша. И по евангельской притче оказавший благодеяние называется ближним того, кто шел из Иерусалима в Иерихон и был изранен разбойниками [[new:lk:10:start|(Лк. 10)]]. Или по Семидесяти, которые сказали, //и принадлежащих к семени твоему не презирай//, мы должны разуметь тех своих по семени, о которых и апостол учит, что всем должно делать добро, а в особенности своим по вере [[new:gal:06:start|(Гал. 6)]]. Ибо они плоть наша и семя наше, рождающиеся от одного с нами родителя. К ним и Спаситель простирал руку, говоря: с//е мати Моя и братия Моя, иже сотворит волю Отца Моего// [[new:mk:03:34|(Мк. 3:34)]]. А чтобы мы знали, что один Господь и ветхого и нового завета, то тоже говорит и Господь в Евангелии о тех, которые в день суда будут стоять одесную: //приидите благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясте, возжадахся, и напоисте Мя, болен и в темнице бех, и приидосте ко Мне, странен бех, и введосте Мене в дом ваш, наг, и одеясте Мя// [[new:mf:25:34|(Мф. 25:34—36)]]. И им, говорящим с смирением, что они ничего не сделали для Господа Спасителя, Он ответил: //понеже сотвористе единому братий Моих менших, Мне сотвористе// [[new:mf:25:40|(Мф. 25:40)]]. Применительно к иносказательному значению можно сказать следующее. Кто постится от всякого зла и хочет, чтобы призирался пост его, тот пусть не только уклоняется от зла, но и делает добро, разрешая всякие узы неправды, которыми связываются все простецы из числа верующих посредством обмана еретиков и στραγγαλίας, обязательства насильственных описаний (tractatuum), на которые указывает и пророк в псалме, говоря: //уклоняющыяся же в развращения //(obligationes)// отведет Господь с делающими беззаконие// [[old:ps:124:05|(Пс. 124:5)]]. Ибо все, связываемые узами еретиков, уклоняются от Господа, и подобны волу, которого ведут для жертвоприношения, и избирают и меняют ложь на истину. Итак подобного рода людей, которые сокрушены судом, должен прощать (dimittat) и разрешать член клира, и разрушать и расторгать всякое писание еретиков, о которых этот же самый пророк говорит:// горе пишущим лукавство, пишущии бо, лукавство пишут, восхищающе суд нищих людей Моих// [[old:is:010:01|(Ис. 10:1-2)]], чтобы они не уловляли всех простодушных своими сетями. И когда сделает это, то пусть преломляет хлеб свой алчущим церковного учения, что сделал и Христос, подавая апостолам преломленные хлебы, которые Он оставил им в Евангелии, в семи корзинах и двенадцати коробах, не целыми, какими они были в Законе, а раздробленными и преломленными, чтобы они имели, что раздавать бедным. Коих увидишь не имеющими теплоты веры, но зябнущими вне Церкви от холода неверия, беспомощными и странствующими, тех введи, говорит, в дом церкви и одень одеждою нетления, чтобы, облекшись в одежду Христа, они не оставались в гробницах, что мы читаем о том, в котором был легион бесов и который нагой жил в памятниках умершим [[new:mk:05:start|(Мк. 5)]]. И хотя все это ты должен делать и щедрость твоя должна простираться на всех, но в особенности не презирай своих по вере. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся** В этих двух замечательных стихах прекрасно раскрывается внутренняя сторона поста, его истинная, моральная природа, состоящая в делах правосудия, любви и милосердия. Основной тон такого поста - борьба с греховным эгоизмом в служение меньшему брату. Стихи эти так хорошо раскрывают смысл и условия правильного, угодного Богу поста, что они недаром послужили содержанием одной из лучших наших великопостных стихир: "постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб и нищие бескровные введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость". //**Толковая Библия.**// [<10>]