[<10>] ====== Толкование на Ис. 58:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и будет Бог твой с тобою присно: и насытишися, якоже желает душа твоя, и кости твоя утучнеют, и будут яко вертоград напоен, и яко источник, емуже не оскуде вода: и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов** **«И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои»**. Видишь ли разрешение и награду? Отпускаются даже грехи и умножаются блага. Мы получаем то, чего желаем. По справедливости Бог назвал милостыню семенем, потому что она как семя посевается в землю и приносит многочисленный плод. Но почему, скажут, мы часто видим многие дома, которые были милосердыми, а потом разрушились и подверглись великому ущербу? Не указывай на некоторые малые и случайные явления, но рассуждай о том, что бывает вообще. Если ты не желаешь слушать это, то я покажу тебе Иова, чтобы ты познал, что Бог таковых людей возводит до величайшей высоты. Некоторых Он испытывает искушениями, чтобы они были достойными величайших похвал; а тем, которые не обладают совершенным умом, Бог скоро здесь же дает награду. Мальчики, если кто-либо у них что выхватит, тотчас плачут и поднимают большие вопли. Но не так поступают мудрые и опытные: они на время питают свои души надеждою, и так как они положили собирать себе сокровища на небе, то поэтому считают за ничто здесь потерянное. **«И ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают»**. Видишь ли, как хороша милостыня? Таковым был и Иов, который говорил: //«пути мои обливались молоком»//, [[old:iov:29:06|(Иов.29:6)]], которому отовсюду были великие блага: //«Имения у него было»// [[old:iov:01:03|(Иов.1:3)]], здания и все. Разве по причине скупости и глупости дарованы ему эти блага, или же скорее по причине широты сердца и милосердия? //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и насытишися, якоже желает душа твоя, и кости твоя утучнеют, и будут яко вертоград напоен, и яко источник, емуже не оскуде вода: и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов** Чем именно, говорит, **насытитесь**? Очевидно, божественными дарами и пищей, свойственной святым, как негде Сам Христос сказал: //не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих// [[new:mf:04:04|(Мф. 4:4)]]. Об этом и в древности Израильтянам написано было как бы в образе, когда Бог ниспосылал им манну с неба, потому что под нею некоторым образом можно разуметь хлеб ангельский и хлеб небесный. Если между ними и были некоторые, у которых в уме обильно воссиял божественный свет и сообщил им правильное и безупречное знание Священного Писания; то и о них мы говорим, что они исполнились и насытились высшей и божественной пищи. Но Израиль лишился сего, а язычники приобрели и удержали сие чрез веру, принявши евангельское и спасительное слово. Посему Господь наш Иисус Христос сказал святым апостолам: //яко вам дано есть разумети тайны Царствия Небесного, онем же не дано есть// [[new:mf:13:11|(Мф. 13:11)]], очевидно, не уверовавшим, о котором божественное Слово возвестило: //се работающии ми ясти будут, вы же взалчете: се работающии ми пити будут, вы же возжаждете// [[old:is:65:13|(Ис. 65:13)]]; ибо они терпели голод и жажду, лишившись участия в благах, получаемых чрез Духа, и оставшись совершенно без вкушения даров, получаемых чрез Христа, или лишившись божественного и евангельского руководства. Так чрез одного из святых пророков негде сказал: //и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня: и поколеблются воды от моря до моря и от севера до восток, и обтекут ищуще словесе Господня, и не обрящут// [[old:am:08:11|(Ам. 8:11-]][[old:am:08:12|12)]]; ибо оживотворяющее и наипитательнейшее слово Божие отнято у толпы Иудеев и отдано, как я сказал, любящим Христа, к которым воззвал, говоря: //ядите и упийтеся ближнии// [[old:pp:05:01|(Песн. 5:1)]]. Так и божественный Давид, как бы уже принявший участие в столь почтенном и преизобильном даре, воспевает: //уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна// [[old:ps:022:05|(Пс. 22:5)]]. Итак, **разботели кости** тех, которые получили познание божественных Его тайн или исполнились ими. Речь (пророческая) употребляет образ, взятый от людей, привыкших жить роскошно в плотском отношении. Душа таких будет яко **вертоград напоеный**, то есть цветущий и обильный деревьями и украшенный многоразличными видами цветов и приносящий всевозможные плоды. Тогда как сады, лишенные воды, имеют очень некрасивый вид, засыхают и не имеют никаких плодов, или даже имеют недостаток в самых растениях, напротив, сады, напоенные обильными потоками вод, украшены бывают, как я сказал, всякими плодами. Садом же Христовым соделалась церковь, от лица которой описываемая в Песни Песней невеста говорит: //да снидет брат мой в вертоград свой и да яст плод овощий своих// [[old:pp:05:01|(Песн. 5:1)]]; так как что между растениями каштан или зрелый плод, то в душах святых прекрасная и приятная Богу добродетель. Итак, **яко вертоград напоеный**, говорит, будет душа твоя, и **яко источник, емуже не оскуде вода**. Таковыми оказались божественные тайноводители, как бы от приснотекущего источника своего сердца, производящие потоки святого учения и богато орошающие души наставляемых. В этом удостоверит сам Раздаятель столь превосходных даров, говорящий: //веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы// [[new:in:07:38|(Ин. 7:38)]] и опять: //всяк пияй от воды сея вжаждется паки: а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный// [[new:in:04:13|(Ин. 4:13-]][[new:in:04:14|14)]]. Такими мы называем святых апостолов и евангелистов, и тех, которые возвещают божественное слово, то прославляясь искусством догматического учения, то славными подвигами открывая путь. **И кости твоя яко трава прозябнут и разботеют и наследят роды родов**. Кажется, в сих словах указывает на тайну воскресения: ибо тогда воскреснет тело, подобно тому, как полевая трава, которая в продолжение зимнего времени увядает и делается безжизненною, но, лишь только улыбнется благорастворение весны, опять вырастает и возвращает свойственную ей по природе красоту. А прозябшие подобно траве **кости утучнеют**, говорит, очевидно, под воздействием животворящей божественной благодати; ибо негде божественный Давид воспевает и говорит: //послеши духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли// [[old:ps:103:30|(Пс. 103:30)]], то есть живущих на земле. Тогда унаследуем **роды родов**, то есть долготу дней после попрания смерти и совершенного уничтожения тления. В боговдохновенном Писании часто говорится о **костях** души умопредставляемых, то есть о некоторых деятельных ее силах и способностях, как например в изречении, //яко Бог рассыпа **кости** человекоугодников// [[old:ps:052:06|(Пс. 52:6)]]; так как Бог рассевает не** кости** тела, но сокрушает силы души их, так что они не могут совершить ничего, необходимого для добродетели. //Никто же бо венчается, аще не законно мучен будет, по написанному// [[new:2tim:02:05|(2 Тим. 2:5)]]. Но цель тех, которые угождают и льстят людям, состоит в похвалах, воздаваемых самим людям, а во славу Божию и на пользу своей души ими обыкновенно ничего не делается. И опять божественный псалмопевец сказал: //яко умолчах, обетшаша **кости** моя, от еже звати ми весь день// [[old:ps:031:03|(Пс. 31:3)]], то есть от того, что я славословил и умолял, наконец умолчал, впадши в человеческое малодушие. //Обетшаша **кости** моя//, то есть ослабели силы ума или души моей. Итак, они (силы души), некогда вследствие небрежности расслабевшие, опять мало по малу возрастают **как трава**, потому что Бог утучняет душу утешениями чрез Духа Святого и укрепляет ее, так что делает нас чрез это наследниками вечной жизни. Это именно, а не что либо иное и означают слова: в **роды родов**. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И покой будет давать тебе Господь всегда и наполнит блеском **(splendoribus)** душу твою, и кости твои освободит. И будешь как сад напоенный и как источник водный, воды которого не иссякнут** Прибавленного в александрийских списках в начале этого отдела: //и еще будет в тебе хвала Моя// и в конце: //и кости твои, как трава взойдут, и будут тучными и получат наследие в род и роды//, нет в еврейском и даже у Семидесяти в исправленных и подлинных списках: поэтому оно должно быть отмечено спереди обелом. Когда мрак сердца твоего, говорит, по восшествии света рассеется и вместо непроницаемой ночи взойдет полдень; то ты всегда будешь иметь Бога обитателем, который наполнит душу твою **блеском** (splendoribus), о котором в псалме читается: //с Тобою начало в день силы Твоея, в светлостех святых, из чрева прежде денницы родих Тя// [[old:ps:109:04|(Пс. 109:4)]]. Или же насытишься всем, чего желает душа твоя, — потому что и сам ты насытил душу алчущую, и будешь в состоянии сказать: //благослови, душе моя, Господа, исполняющаго во благих желание твое// [[old:ps:102:01|(Пс. 102:1-5)]], и кости твои освободятся от погибели и огня вечного или будут тучными, так что бывшие прежде, вследствие алкания слова Господня, истощенными, получат прежнюю полноту. Это можем мы понимать и в буквальном смысле в отношении к воскресению тех тел, которые имеют пасть, и о силах души, указывая на которые святый говорит в псалме: //вся кости Моя рекут: Господи, кто подобен Тебе// [[old:ps:034:10|(Пс. 34:10)]]? О них и в Притчах написано: //слава благая утучняет кости// [[old:pr:15:30|(Притч. 15:30)]]. Им обещаются и награды: „здоровье будет для тела твоего и исцеление для костей твоих“ [[old:pr:03:08|(Притч. 3:8)]]. О них также написано: хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится [[old:ps:033:21|(Пс. 33:21)]]. Напротив того, грешный и утративший крепость и силу души, стенает и говорит: //расточишася кости наши при аде// [[old:ps:140:07|(Пс. 140:7)]]. Ибо мы не можем думать, что кости грешников не находятся в аде, но он близ ада. И //слава благая утучняет кости// [[old:pr:15:30|(Притч. 15:30)]], которая не относится к утучнению тела. Далее следует: **и будешь** или** будет**, то есть или ты, или душа твоя, **как сад напоенный**, о котором написано: //источник исхождаше и напояше все лице рая// [[old:gen:02:start|(Быт. 2)]], вместо которого в еврейском читается //сад//. Под этим источником мы не другой можем понимать, как только тот, к которому говорится: //у Тебе источник живота// [[old:ps:035:10|(Пс. 35:10)]], который непрестанно напояет Церковь свою и сердца всех верующих. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают** //И ты будешь, как напоенный водою сад..//. Сравнение божественной благодати с действием оживляющей влаги на иссохшую землю - образ хорошо известный, как в Ветхом, так и в Новом Завете. В частности, данное выражение буквально повторяется еще и у пророка Иеремии [[old:ier:31:12|(Иер. 31:12)]]. Не лежит ли в основе этого образа у обоих пророков чисто историческое воспоминание - о рае, как эдемском саде, орошаемом многими реками? [[old:gen:02:10|(Быт. 2:10).]] //**Толковая Библия.**// [<10>]