[<10>] ====== Толкование на Ис. 58:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и будеши уповая на Господа, и возведет тя на благоты земныя, и ухлебит тя наследием Иакова отца твоего: уста бо Господня глаголаша сия** Пророк показывает будущие добродетели. Но чтобы они не сомневались, что все твердо пребывает, он сказал: **«уста Господни изрекли это»**. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и будеши уповая на Господа, и возведет тя на благоты земныя, и ухлебит тя наследием Иакова отца твоего: уста бо Господня глаголаша сия** См. Толкование на [[old:is:58:13#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 58:13]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **То ты будешь иметь отраду в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе от наследия Иакова, отца твоего. Ибо уста Господни изрекли [это]** Когда ты будешь называть субботы отрадными и в субботу не будешь двигать ногу свою для исполнения рабской работы и не будешь говорить слова, то есть всегда будешь молчать и исполнять заповеданное: //удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти// [[old:ps:033:14|(Пс. 33:14)]], тогда ты будешь иметь отраду в Господе и увидишь на себе исполнение [изречения]: //насладися Господеви и даст ти прошения сердца твоего// [[old:ps:036:04|(Пс. 36:4)]]. Или же будешь уповать на Господа, согласно с оным написанным: //надеяйся на Господа блажен есть// [[old:pr:16:20|(Притч. 16:20)]], и у Иеремии: //благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его// [[old:ier:17:07|(Иер. 17:7)]], и в другом месте: //благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека// [[old:ps:117:08|(Пс. 117:8)]]. И вознесет тебя Господь и возведет на высоты и ко благам земли. Ибо земля кротких и земля живых не внизу, а вверху. Поэтому Лоту, бегущему из долины Содомской и Гоморрской, говорится: //в горе спасайся// [[old:gen:19:17|(Быт. 19:17)]], и когда он достиг ея, то солнце взошло пред ним над Сигором. Об этой земле Господь говорил: //блажени кротцыи, яко тии наследят землю// [[new:mf:05:05|(Мф. 5:5)]]. Сюда относится и многое другое, что мы часто приводили, к чему принадлежит и оное: //чти отца твоего и матерь твою, и долголетен будеши на земле, юже Господь Бог дает тебе// [[old:ish:20:12|(Исх. 20:12)]], что в буквальном смысле совершенно не возможно. Ибо многие чтут родителей и скоро умирают, а иные отцеубийцы живут долгое время. А чтобы мы с большею определенностию знали, что эта земля находится на высоте, то напомним вкратце о тридцать шестом псалме, в котором написано: //кротцыи наследят землю и насладятся о множестве мира// [[old:ps:036:11|(Пс. 36:11)]], после чего присовокупляется: //потерпи Господа и сохрани путь его, и вознесет тя, еже наследити землю// [[old:ps:036:34|(Пс. 36:34)]], о которой в другом месте поется: //праведницы наследят землю и вселятся в век века на ней// [[old:ps:036:29|(Пс. 36:29)]]. Также и это невозможно. Ибо если земля, - разумеется, та, на которой мы живем, - прейдет, то каким образом праведные будут жить на ней во веки? Из этого мы научаемся, что это та земля, которая находится на высоте. Затем присовокупляется: **и дам вкусить **или** даст вкусить тебе Господь наследие Иакова, отца твоего**. Ибо как надеющийся на Авраама называется сыном Авраама, так запинающий грехи и пороки называется сыном Иакова, и кто подражает чьей либо добродетели, тот называется и сыном его. Под благами же земли, находящейся на высоте, которые вкушает сын Иакова, должно разуметь те, которые и глаз не видел, и ухо не слышало и которые не приходили на сердце человеку [[new:1kor:09:start|(1 Кор. 9)]], о них в послании к Евреям написано: //ибо таковая глаголющий являются, яко отечествия взыскуют. И аще бы оно искали, из негоже изыдоша, имели бы время возвратитися в него. Ныне же лучшаго желают отечества, сиреч небеснаго Иерусалима// [[new:evr:11:04|(Евр. 11:14-16)]]. Отсюда мы научаемся, что следует отвергнуть баснословие о тысячелетии, в которое обещается снова супружество, и брашна, и образ земной жизни. Ибо если в воскресение ни женятся, ни посягают, но будут подобны ангелам [[new:mf:22:30|(Мф. 22:30)]], как сыны воскресения, и если о чреве и брашнах апостол говорит: //брашна чреву и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит// [[new:1kor:06:13|(1 Кор. 6:13)]]: то как, при нетленном, духовном и бессмертном теле, мы снова будем искать пороков прежней, смертной и тленной плоти? И это говорим мы не вследствие отрицания существенных свойств (substantiam) прославленного тела, а потому, что вполне исключаем прежние дела в тех, кои подобны ангелам. Также еще и в этом теле чрез пощение и воздержание, чрез постоянную любовь и целомудрие мы подражаем силам ангельским, и однако не утрачиваем существенных свойств тел. А чтобы мы верили, что все это сбудется, то мы должны знать, что это обещано Богом, уста которого изрекли это, и как под руками мы разумеем делание, под ногами хождение, под чревом рождение и под ушами и глазами слух и зрение, так и под устами мы должны разуметь слово Божие. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это** См. Толкование на [[old:is:58:13#lopuxin_ap|Ис. 58:13]] [<10>]