[<10>] ====== Толкование на Ис. 59:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 12-14 **Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти** Пророк за них просит Господа и приносит покаяние, говоря: **«Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас»**. Видишь ли: не малые, но великие грехи возбуждают Бога. Он умеет давать прощение согрешающим простительно, подобно тому, как Он говорил о хананеях: //"мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась»// [[old:gen:15:16|(Быт.15:16)]], и о фараоне: //«для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою»// [[old:ish:09:16|(Исх.9:16)]]. Равным образом и Павел говорил об иудеях: //«чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали»// [[new:2kor:12:21|(2Кор.12:21)]]; таким же образом и многое иное. Почему же, говорят, Бог предал смерти Ананию и Сапфиру тотчас, как они согрешили? Таким образом Бог часто поступает для пользы и благополучия. Теперь мы поразмыслим о том: пощадил ли Он, или не пощадил их? Прежде всего, они солгали, потом испытывали Духа Святого; они согрешили не только потому, что утаили священные вещи, но и потому, что искушали Святого Духа. Когда Петр спросил: //«скажи мне, за столько ли продали вы землю?»// [[new:act:05:08|(Деян.5:8)]], то жена не постыдилась. Почему тот спросил? Разве не затем, чтобы они исповедали и принесли покаяние? Таким же образом Бог спросил Адама, чтобы побудить его к покаянию; говорил также и Каину: //«где Авель, брат твой?»// [[old:gen:04:09|(Быт.4:9)]], чтобы тот искупил свой грех. Разве Он не мог в самом начале обличить его? Если Он обличал, то делал это не для чего иного, как только для того, чтобы тот своим исповеданием пришел к выздоровлению. Не потому ли Он сказал: //«станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться»// [[old:is:43:26|(Ис.43:26)]]? Они властны не грешить. Если грешат, то Он не отвергает, но вновь посещает, чтобы освободить их от грехов. **«Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою»**. Когда беззаконие многочисленно пред Богом, то разве не достаточна скорбь кающегося пред лицом Бога, милостиво выслушивающего и не исследующего наших проступков с тщательным прилежанием? Если сыны возвещают о своих грехах отцу, то он старается скрыть их, а не исследовать тщательным образом. Тем более сделает это Бог, Которому, как всемилосердому, жаль поступков грешника. **«И грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего»**. Потому пророк молит за них смиренно, говоря: **«ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем»**. Нет ничего хуже грешника, который попускает и желает скрыть свои проступки. Может случиться, что им совершаются такие проступки, которые потом изглаждаются покаянием. Скрывать же их есть величайшее зло. Когда грех содомитян был слишком велик, то Бог сказал: //«вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма»// [[old:gen:18:20|(Быт.18:20)]]. Видишь ли: после того, как умножилось зло, Он сошел для мщения. Точно также Он говорит, видя грехи египтян: //«Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его»// [[old:ish:03:07|(Исх.3:7)]], а во время Ноя говорит: //«И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле»// [[old:gen:06:12|(Быт.6:12)]]. Но Он не тотчас рассекает рану, если не видит ее вновь открывшеюся, или для того, чтобы побудить к покаянию, или для того, чтобы исполнилось зло. Подобно тому, как опытный врач, знающий время сечения раны, выжидает терпеливо удобного момента сечения, чтобы посредством подходящих лекарств поправить больного, таким же образом и Бог, хотя знает, что мы достойны многих наказаний, однако желает освободить нас чрез покаяние, хотя бы грехи наши были бесчисленны. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Много бо беззаконие наше пред Тобою, и греси наши противу сташа нам: беззакония бо наша в нас, и неправды нашя уразумехом** См. Толкование на [[old:is:59:11#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 59:11]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 12-15 **Ибо умножились беззакония наши пред Тобою, и грехи наши свидетельствовали против нас, ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы познали: грешить и лгать пред Господом, и мы отвергнулись, чтобы не идти за Господом нашим, чтобы говорить клевету, и зачали преступление и говорили от сердца слова лжи. И отступил назад суд, и правда стала вдали, ибо упала истина на площади, и справедливость не могла войти. И истина пришла в забвение, и удаляющийся от зла подвергся хищению** Указывает причины, почему они ревели как медведи, и поучались, как голуби; ждали суда, которого не было,—спасения, которое перешло к язычникам, и говорили: **ибо умножились беззакония наши пред Тобою**, от которых Ты в течение долгого времени отвращал лице, чтобы не видеть их, чтобы не наказывать. **И грехи наши свидетельствовали против нас**, чтобы мы получили то, что заслужили. **И преступления наши с нами, и мы познали беззакония наши**, которые, совершая в течение долгого времени, мы считали за правду. Какие же эти беззакония? **Грешить и лгать пред Богом**, или, как по еврейскому тексту перевел Акила: //отрицать Бога// что относится к Спасителю. И оставили мы, говорят, Бога нашего, говоря: //мы вемы, яко Моисеови глагола Бог; сего же не вемы, откуду есть// [[new:in:09:29|(Ин. 9:29]]), чтобы говорить клевету: «если бы Он был от Бога, то не нарушал бы субботу», и: //о веелзевуле князе бесовстем изгонит бесы// [[new:lk:11:15|(Лк. 11:15)]]. **И преступление**, которое яснее по гречески называется άπόστααιϛ (отступничество), когда кто-либо отрицает Бога и уличается в отступничестве. Мы зачали и говорили от сердца слова лжи, презирая закон Божий и следуя преданиям человеческим, которые они называют δευτερωσεις и которые мы укрывали в своем сердце. **И отступил назад суд и правда стала вдали**. Ибо какое общение правды с беззаконием? Какое соглашение между Христом и Велиаром [[new:2kor:06:start|(2 Кор. 6)]]. Правда остановилась у язычников и удалилась от нас, потому что **истина упала на площади**. Ибо широк и пространен путь, ведущий к смерти [[new:mf:07:start|(Мф. 7)]], поэтому они не хотели вступить на узкий путь, на котором находится истина. **И истина пришла в забвение**, о которой написано: //истина от земли возсия и правда с небесе приниче// [[old:ps:084:12|(Пс. 84:12)]]. При этом следует заметить, что часто употреблялось название истины для того, чтобы обозначить лицо Христа, оставляющие которого последовали лжи. **И удаляющийся от лжи подвергся хищению**. Хотя это кажется темным, однако может быть объяснено таким образом: так как мы производили ложь из нашего сердца и оставляли закон Божий, то правда стала вдали, и истина упала на площадях, и справедливость не могла войти к нам, и Сын Божий, который есть истина, подвергся забвению, настолько, что всякого, желавшего отступить от преданий иудейских, подвергали козням и преследованиям, так что слепорожденного, снова получившего зрение, они изгнали из синагог [[new:in:09:start|(Ин. 9)]], и после воскресения Господа Спасителя они преследовали и подвергали хищению всех, коим церкви во всем мире поручали служения, которые они распределяли руками апостолов. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-13 **Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова** С 12-15 пророк снова возвращается к наболевшему пункту - о грехах Израиля. //Ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем..//. (12 ст). Мысль и даже выражение ее - чисто псаломские ([[old:ps:039:13|Пс. 39:13]]; [[old:ps:050:05|50:5]] и др.). //Мы изменили и солгали пред Богом и отступили от Бога нашего...// Усиление и более ясное раскрытие ранее высказанной мысли о том, что измена Господу - есть отступление от истины и служение лжи (3-4 ст.). //Зачинали и рождали из сердца лживые слова// (13 ст.). Мысль - очень глубокая. Примыкая к ранее выраженной мысли - о настроении ума, (7 ст.), он говорит о направлении сердца, т. е. области чувства, а в зависимости от него и воли, т. е. самой деятельности человека [[new:mf:15:19|(Мф. 15:19)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]