[<10>] ====== Толкование на Ис. 59:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти** См. Толкование на [[old:is:59:12#svt_ioann_zlatoust|Ис. 59:12]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и оставихом созади суд, и правда далече отступи от нас** См. Толкование на [[old:is:59:11#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 59:11]] Ст. 14-19 **яко изнеможе во путех их истина, и правым (путем) не возмогоша прейти: и истина взяся, и преставиша ум свой еже смыслити. И виде Господь и негодова, яко не бяше суда: и виде, и не бяше мужа, и помысли, и не бяше избавляющаго: и мсти им мышцею Своею, и помилованием утверди. И одеяся правдою яко щитом, и возложи шлем спасения на главу, и облечеся в ризу отмщения, и одеждею Своею: яко воздаваяй воздаяние укоризну супостатом. И убоятся, иже от запад, имене Господня, и иже от восток солнца, имене Его славнаго: приидет бо яко река насильная гнев от Господа, приидет со яростию** Упомянувши о том, что скажут Израильтяне во время призвания их, ища от Бога и Отца благодати спасения чрез Христа, пророк опять начинает вести речь от своего лица и обвиняет Израильтян, лучше же подтверждает, что они сделались злыми, отступниками (от Бога) и врагами истины. Доказывает же это, говоря: **яко изнеможе в путех их истина**, то есть, как-бы истреблена и совсем погибла, потому что в делах их совсем не было истины, то есть, закона истины. Посему **правым путем не возмогоша прейти**; ибо совсем потеряв знание жить согласно закону и думать сообразно с истиною (а истиною повсюду называется закон Божий), как могут прямо прийти к должному? Или как могут иметь пути прямые и не искривленные? Присовокупляя же и говоря: **истина взяся и преставиша ум свои еже смыслити**, показывает, что истина совершенно отступила от них и они всецело лишились способности разуметь то, что ведет ко спасению. **Сие виде**, говорит, Господь, **и негодова, яко не бяше суда**, то есть, правосудия и закона. Потом: **виде**, сказано, **и не бяше мужа, и помысли, и не бяше избавляющаго**; поелику Он, как Бог, будучи милосерд, прощает некогда даже целому городу его преступления ради одного только обретенного в нем праведника. Посему устами Иеремии сказал: //обыдите пути Иерусалимския и воззрите, и познайте и поищите на стогнах его, аще обрящете мужа творящаго веру и любящаго милость и милосерд буду ему, глаголет Господь// [[old:ier:05:01|(Иер. 5:1)]]. Он готов был и Содомлян избавить от огненного наказания, если бы между ними нашлось пять праведников, то есть, в каждом городе по одному. Итак, помысли, говорит, **и не бяше мужа и не бяше избавляющаго**: ибо праведник, смягчивший божественный гнев и один только возмогший умилостивить Бога, конечно может оказать заступление (исходатайствовать у Бога помилование) тем, за кого приносит мольбы. Но поелику между ними не было никого такого; то Он **мсти им мышцею Своею**, то есть, силою, и **помилованием утверди**, ибо не всецело истребил Израиля, но, будучи человеколюбив, спас останок и для святых их отцов сохранил неложным обетование. Далее пророк говорит: **щитом оделся, и возложи шлем и ризу отмщения, яко воздаваяй воздаяния укоризну супостатом**, говорит, что Бог всяческих сделался как бы военачальником против них, облекшимся во всеоружие и опытным в военном деле. Сими словами показывает устремление (Его) гнева на них; ибо Всемогущий возстал против них, о котором справедливо сказано: //Ты страшен еси, и кто противостанет Тебе? оттоле гнев Твой// [[old:ps:075:08|(Пс. 75:8)]]. И при виде наказаний, постигших Иудеев, **убоятся иже от запад и иже от восток солнца имене Его славного, приидет бо, приидет**, говорит, на непокорных **гнев Его яко** некая **насильная река**, все разрушающая и имеющая неудержимую стремительность волн. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти** См. Толкование на [[old:is:59:12#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 59:12]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-15 **И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда** //И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти.// Прекрасное, образное выражение все той же мысли - об утрате правосудия, и истины, и даже элементарной честности. Со второй половины 15 ст. по конец 19-го ст. содержится изложение грозного Суда Божия на всех его врагов, попирающих суд и правду, причем, по ассоциации сходства, мысль пророка переходит также и к врагам Израиля, которому Господь обещает воздвигнуть особого "заступника", т. е. Мессию. //**Толковая Библия.**// [<10>]