[<10>] ====== Толкование на Ис. 59:15 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Cт. 15-16 **И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его** Зло обострилось настолько, что даже невинные подвергались мучениям от неправедных, почему и сказано: **«И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника»**. Так как ничей ум не был склонен к суду, Бог же не желал, чтобы те люди терпели неправду, вследствие бесчисленного зла, то поэтому Он посетил, спрашивал их, говорил им: **«и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его»**. Разве это не кажется тебе также великим даром милосердия? Двоякое милосердие – удалять такую страсть, милосердие – как к терпящим, так и к мучающим: тех Он освобождает от зла, а этих удерживает от мучительства. Таковое благодеяние даровано не только терпящим, но и мучающим. Человеческий закон часто проступок одного считает общественным, и не дозволяет жить тому, кто изнасиловал жену ближнего своего, хотя бы он намерен был дать удовлетворение за такую обиду, – не дает права известному судье сделать снисхождение при наказании такого лица, но считает бесчестие как бы нанесенным себе самому и таким образом заботится об ее чести. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и истина взяся, и преставиша ум свой еже смыслити. И виде Господь и негодова, яко не бяше суда** См. Толкование на [[old:is:59:14#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 59:14]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 15-18 **И истина пришла в забвение, и удаляющийся от зла подвергся хищению. И увидел Господь это, и худым оказалось пред очами Его, что нет суда, и увидел, что нет человека, и изумился, что нет заступника. И поможет Ему мышца Его, и правда Его сама укрепила Его. Облекся в правду как в броню, и шлем спасения на главе Его. Облекся в одежды, мщения, и покрыл Себя как плащем ревности, как для отмщения, как бы для воздаяния за гнев врагам Своим, для возмездия противникам Своим, чтобы воздать островам должное** Доселе непрерывно шла пророческая речь от лица народа; теперь пророк говорит от собственного лица. Когда они говорили это, Господь увидел, что они устами говорили о покаянии, но в сердце не приносили его, и не угодно было это Ему. Ибо Он искал у них истины суда, который перенесен был к язычникам, и не нашел. Он искал какого либо праведного человека, который мог бы ходатайствовать пред Ним, во время гнева Его, и не нашел, как Он и выше сказал: //приидох, и не бяше человека, звах, и не бе послушающаго// [[old:is:50:02|(Ис. 50:2)]]. И так как у них, пребывающих в преступлении, не нашлось даже и одного праведного, но //вси уклонишася, вкупе неключими быша, и несть творяй благостыню, несть до единаго// [[old:ps:013:03|(Пс. 13:3)]]: то Он мышцею Своею и правдою или милосердием укрепил его, чтобы те, которые захотят обратиться, были спасены не по своей заслуге, но по благости Божией. Наконец Он облекся в броню правды и в шлем спасения, и в одежду мщения и возложил на Себя плащ ревности, и, вооружившись таким образом, выступил на брань, чтобы **воздать мщение врагам Своим**, —указывает, без сомнения, на иудеев, упорствующих в своих богохульствах, **и возмездие противникам Своим**, когда окружило их войско римлян. И победа их показывает, что Господь ратоборствовал. Это свидетельство привел и Павел, когда писал Ефесянам и когда хотел, чтобы мы облеклись в оружие Христово, чтобы возмогли противустать раскаленным стрелам диавола [[new:ef:06:start|(Еф. 6)]]. Те же [слова], которых нет у Семидесяти толковников: //воздать должное островам//, указывают на иудейские города, которые опустошило римское войско. Ибо и выше (20) Господь говорит чрез пророка к жителям островa, то есть Иерусалима. См. также Толкование на [[old:is:59:12#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 59:12]] //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда** См. Толкование на [[old:is:59:14#lopuxin_ap|Ис. 59:14]] [<10>]