[<10>] ====== Толкование на Ис. 60:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-9 **Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе. Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа. Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей. Кто это летят, как облака, и как голуби - к голубятням своим? Так, Меня ждут острова и впереди их - корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святаго Израилева, потому что Он прославил тебя** Все, что возвещено в этой главе, было обетованиями, которые должны были исполниться после возвращения из плена; если же что не исполнилось, то это совершилось по причине их недостоинства. Некоторые понимают это относительно Церкви, а прочие относительно воскресения. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 4–8 **Возведи окрест очи твои и виждь собраная чада твоя: се, приидоша вси сынове твои издалеча, и дщери твоя на рамех возмутся. Тогда узриши и возрадуешися, и убоишися, и ужаснешися сердцем, яко преложится к тебе богатство морское и языков и людий: и приидут к тебе стада вельблюд, и покрыют тя вельблюди Мадиамстии и Гефарстии: вси от Савы приидут, носяще злато, и ливан принесут и камень честен, и спасение Господне благовозвестят: и вся овцы Кидарския соберутся тебе, и овни Навеофстии приидут к тебе, и вознесутся приятная на жертвенник Мой, и дом молитвы Моея прославится** Эта речь пророка содержит наивеличайшую и премудрую благостроительность: она благовествует о призвании язычников и единении двух народов во Христе и преобразовании сени закона в служение духовное; ибо //вся во Христе нова, и древняя мимоидоша// [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5:17)]]: Он созда два народа во единаго новаго человека, творя мир, и примиряя обоих во едином теле с Отцом [[new:ef:02:15|(Еф. 2:15-16)]]. О всем этом он предрекает и говорит духовному Иерусалиму, то есть, церкви, сначала состоявшей из Иудеев, потому что они первые уверовали: **возведи окрест очи твои и виждь собраная чада твоя: се, приидоша вси сынове твои издалеча, и дщери твоя на рамех возмутся**. Здесь говорится, что Он собирает верующих из всякого народа и всякой страны, уловляя вселенную евангельскою и божественною проповедью и убеждая идти как бы к некоему укрепленному городу – к благодати по вере, или к питательнице святых, разумею церковь. Несомненно то же самое говорит и в другом месте: //яко будет в последния дни явлена гора Господня, уготована над верхи гор, и вознесется выше холмов, и приидут язы́цы мнози и рекут: приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой и пойдем по нему// [[old:mih:04:01|(Мих. 4:1-2]], [[old:is:02:02|Ис. 2:2-3)]]. Чадами же Иерусалима могут быть названы не одни только потомки Израиля, но и все, из всякого народа и из всякой страны призванные чрез веру ко свету истины, как пишет премудрый Павел: //не вси сущии от Израиля, сии Изриаль: ни зане суть семя Авраамле вси чада, но чада обетования причитаются в семя// [[new:rim:09:06|(Рим. 9:6-8)]]. А божественному Аврааму Богом сказано было: //отца многим языком положих тя// [[new:rim:04:17|(Рим. 4:17]], [[old:gen:17:05|Быт. 17:5)]]. Итак, после того как уже собрались во множестве язычники и поклоняются Христу, **возведи**, говорит, **окрест очи твои**, то есть, обними взором всю вселенную, и ты увидишь, что со всех сторон ее стекаются к тебе **чада твои**, они придут, хотя некогда и были далеко, далеко же не по месту, но по мысли и по расположению духа. Так и один из святых пророков сказал стремящимся познать Того, Кто по естеству и истинно Бог: //иже издалеча помяните Господа, и Иерусалим да взыдет на сердце ваше// [[old:ier:51:50|(Иер. 51:50)]]. И премудрый Павел написал о Христе, что //пришед благовести мир дальним и ближним// [[new:ef:02:17|(Еф. 2:17)]]; пишет также христианам из язычников: //помышляйте вы язы́цы, глаголемии необрезание от рекомаго обрезания во плоти, рукотвореннаго, яко бесте во время оно без Христа, отчуждени упования// (τῆς ελπιδος) //Израилева и чужди от завет обетования, упования не имуще и безбожни в мире: ныне же о Христе Иисусе вы, бывшии иногда далече, близ бысте кровию Христовою// [[new:ef:02:11|(Еф. 2:11-13)]]. Посему те, которые не ведают истинного и по естеству Бога, называются далекими от Него, и они действительно таковы, как по мыслям, так и по расположению, как я сказал. Но **се, преидоша**, то есть, призвание их совершится в непродолжительном времени и не будет отложено надолго, но поспешат они как бы по следам евангельской проповеди. Придут же они к Богу чрез веру, без всякого труда и без всякого препятствия и усилия; ибо **на рамех возмутся**. Образ речи составлен по примеру того, что бывает у нас. Новорожденные дети обыкновенно питаются и любят покоиться на коленях и руках матерей. Нечто подобное бывает с призываемыми от эллинского заблуждения, потому что они находятся под попечением тайноводителей, не подвергаются строгим взысканиям и не сразу вступают на суровый путь, ибо пользуясь нежным уходом, как бы питаются млеком и мало помалу возрастают в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. Посему Господь заповедал святым апостолам крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа и учить их соблюдать все, что повелел им [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]]. Они же, желая исполнить это и руководствуясь учительскою мудростью, вначале не налагали на верующих ничего тяжелого; ибо написали уверовавшим из язычников: //изволися бо Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, разве нуждных сих: огребатися идоложертвенных и крове, и удавлены и блуда// [[new:act:15:28|(Деян. 15:28-29)]]. И превосходнейший Павел пишет некоторым: //млеком вы напоих, а не брашном: ибо не у можасте, но ниже еще можете ныне// [[new:1kor:03:02|(1 Кор. 3:2)]]. //Совершенных же есть твердая пища, имущих чувствия обучена долгим учением в разсуждение добра же и зла// [[new:evr:05:14|(Евр. 5:14)]]. Итак, **на рамех возмутся**, говорит, **сынове твои и дщери твои. Тогда узриши, и убоишися, и ужаснешися вместо удивишься**. Так негде и божественный Аввакум говорит: //Господи, услышах слух твой и убояхся// [[old:avm:03:01|(Ав. 3:1)]], //Господи, разумех дела твоя, и ужасохся// [[old:avm:03:02|(Ав. 3:2)]]. Так и мы сами имеем обыкновение иногда говорить: я поражен, когда случится с кем что-нибудь неожиданное. Итак, **ты удивишься**, говорит, но что будет причиною этого? То, что **преложится к тебе богатство морское, и языков, и людей**. Здесь делает весьма ясное предсказание о том, что некогда будет призвано к познанию истины множество язычников. Страна Иудеев находилась в южных пределах земли, север же и море (запад), как города, так и страны, лежавшие на нем (море), поделили между собою народы языческие. А как они, отвергшись древнего заблуждения, переменились к лучшему, служителями Евангелия Христова будучи призваны к познанию истинного Бога, то в виду этого и говорит, что **преложится** к Церкви **богатство морское. Богатство** же, как я сказал, лежащих при море городов и стран составляют живущие в них. **И приидут к тебе стада вельблюд, и покрыют тя вельблюди Мадиамстии, и Гефарстии**. Мадианиты и жители Гефара суть народы, соседние с Иерусалимом и владеющие смежными землями. Они были отвратительны, и не обрезаны, и идолослужители, но в сих словах показывает, что и они призовутся и будут плодоприносить Богу. Они ездили на верблюдах и добывали себе средства к жизни посредством войны и скотоводства, – и к Израильтянам они были особенно враждебны. Но и эти, некогда заблуждавшиеся, нечистые и не имевшие общения с освященными, говорит, **приидут**, не в одиночку, но как бы толпами и во множестве, восседая на верблюдах или принося то, что имеют, и выражая почтение к Богу тем, чем владеют. **Вси от Савы приидут, носяще злато и ливан, принесут и камень честен, и спасение Господне благовозвестят. Сава** есть опять страна, находящаяся по ту сторону земли Арабов и близ Красного моря. Из этой страны во времена Соломона приходила во Иерусалим Сава, царица эфиопская [[old:3ts:10:01|(3 Цар. 10:1-13)]]. Эта страна весьма богата ладаном, золотом и камнями индийскими. Итак, **приидут**, говорит, плодопринося во славу Бога и принося **злато, ливан и камни** или благоухание добрых дел, чистоту умственную и богатство духовное. И возблаговестят спасение Господне; ибо весьма многие были призваны из язычников; умудренные сердцем и обладая умом опытным в познании священных догматов, они получили учительское достоинство; и, проповедуя другим спасение и благодать от Спасителя всех нас Христа, были увенчаны венцом славы. **Приидут же к тебе**, говорит, **и овцы Кидарские и овни Навеофстии, и вознесутся приятная на жертвенник Мой. Кидар и Навеоф** – это опять иные тучные и богатые прекрасными пастбищами страны, имеющие жителей многочисленных, но преданных идолопоклонству и подверженных заблуждениям. Однако ж и они, говорит, **принесут овнов и овец** и все будет **приятным на жертвеннике Моем**. Хотя по закону Моисееву иноплеменникам не позволено было приносить жертвы Богу и даже если бы принесли, то никто не сделал бы их приятными; но вот Бог повелевает, чтоб и они были достойны приятия для святых жертвенников. И это потому, что во Христе Иисусе //нет ни раба, ни свободного, ни варвара, ни Скифа, ни Эллина, ни Иудея, но все и во всем Христос// [[new:gal:03:28|(Гал. 3:28)]]. Два народа сделались в Нем одним, потому что Он //средостение ограды разори и закон заповедей ученми упраздни// [[new:ef:02:15|(Еф. 2:15)]]. Итак, стали приятны жертвы всех, которые пришли к Богу чрез веру во Христа. **И дом молитвы Бога прославися**. Опять обрати внимание на глубину мысли; ибо хочет, чтобы церковь называлась домом не жертв и дыма, каким без сомнения и был храм в Иерусалиме, но домом молитвы, то есть, служения духовного. Божественный Давид негде воспевает и говорит: //да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя// [[old:ps:140:02|(Пс. 140:2)]]. Надобно заметить, что и Сам Спаситель напоминал об этом стихе, упрекая однажды Иудеев за торговлю (в Храме) и говоря: //писано есть храм Мой, храм молитвы наречется: вы же сотвористе и вертеп разбойником// [[new:mf:21:13|(Мф. 21:13)]]. Итак, когда храм сделался домом молитвы, тогда и прославился. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Возведи очи твои вокруг и посмотри: все они собравшись пришли к тебе. Сыновья твои издалека пришли и дочери твои из груди **(in latere)** будут сосать** Это говорится к Церкви, собранной первоначально в Сионе, о коих в Деяниях Апостолов мы читаем, что в Иерусалиме были люди набожные со всего мира, которые приняли слово Божие и или слушали других говорящих, или сами говорили к другим на языках своих и чужеземных народов [[new:act:02:start|(Деян. 2)]]. И заповедуется возвесть очи свои вокруг, что и Господь повелевал ученикам своим, говоря: //возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже// [[new:in:04:35|(Ин. 4:35)]]. Ибо из Сиона, а не с горы Синайской, произойдет закон и слово Господне из Иерусалима. И заповедуется, чтобы, возведши очи свои, посмотрели на своих собравшихся сыновей, приходящих издалека. Ей и в другом месте говорится: //радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи Иерусалима// [[old:sof:03:14|(Соф. 3:14)]]. //Се Аз гряду и вселюся посреди тебе, глаголет Господь, и прибегнут языцы мнози ко Господу, и будут Моим народом и Я буду их Богом// [[old:zah:02:11|(Зах. 2:11)]]. А мы— сыны, которые издалека пришли к Господу, бывшие некогда далекими от завета Божия и обетований Его, не имевшими надежды и без Бога в мире. Но что говорит апостол? //Вы, бывшие иногда далече, теперь близ бысте// [[new:ef:02:13|(Еф. 2:13).]] Следующее же затем: **и дочери твои из груди будут сосать** означает то, что младенчествующие души во Христе и в крещении младенцев, о которых и апостол Петр говорит: //яко новорождени младенцы словесное и нелестное млеко возлюбите// [[new:1pet:02:02|(1 Пет. 2:2)]], сосут молоко апостолов. Таковым младенцам и грудным детям говорил и Павел: //чадца моя, ими же паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас// [[new:gal:04:19|(Гал. 4:19)]]. И в другом месте: //якоже доилица греет своя чада, тако желающе вас благоволихом подати вам не точию благовествование Христово, но и души своя// [[new:1sol:02:07|(1 Фес. 2:7-8)]]. А что по Семидесяти говорится: д//очери твои будут принесены на плечах//, то на это следует обратить особое внимание. Ибо сыновья, которые сильны, сами по себе приходят издалека и собираются к вере Господней. Дочери же, которые слабее и вследствие слабости, свойственной полу, еще не достигли мужа совершенного, несутся на плечах апостолов, чтобы быть принесенными на лоно Авраама, Исаака и Иакова. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут** См. Толкование на [[old:is:60:03#lopuxin_ap|Ис. 60:3]] [<10>]