[<10>] ====== Толкование на Ис. 60:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и приидут к тебе стада вельблюд, и покрыют тя вельблюди Мадиамстии и Гефарстии: вси от Савы приидут, носяще злато, и ливан принесут и камень честен, и спасение Господне благовозвестят** См. Толкование на [[old:is:60:04#svt_ioann_zlatoust|Ис. 60:4]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и приидут к тебе стада вельблюд, и покрыют тя вельблюди Мадиамстии и Гефарстии: вси от Савы приидут, носяще злато, и ливан принесут и камень честен, и спасение Господне благовозвестят** См. Толкование на [[old:is:60:04#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 60:4]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа** **И покрыют тя вельблюди Мадиамстии, и Гефарстии**, то есть духовные созерцания естественных страстей. Ибо «Мадиам» толкуется как «выделение», или как «кроваво-красная глина», или как «пот человеческий и материнский». А «Гефар» – как «нажитое хребтом», что означает возводимое горе созерцание плотских страстей; хребет же души есть плоть, поскольку она находится сзади. И Писание говорит, что этими созерцаниями, наподобие стен, охраняется, словно святой град, духовный удел мирного и безмятежного ведения таинственных умозрений. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6-7 **Множество верблюдов покроет тебя, дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы приидут, принося золото и ладан и возвещая славу Господу. Весь скот Кедара будет собран к тебе; овны Наваиофа послужат тебе, будут приноситься на благоугодном жертвеннике Моем, и Я прославлю дом величия Моего** После богатства моря и силы народов, также стада верблюдов и дромадеры из Мадиама и Ефы обещаются Иерусалиму, которые все придут из Савы, принося золото и ладан, и что еще важнее, возвещая спасение Господне. Также все овцы из Кедара соберутся в Церкви и овны Наваиофа прийдут или, как написано в еврейском, //послужат и будут приноситься// или приносить жертвы на алтаре Господнем, чтобы был славным дом Его. Мадиам и Ефа — страны по другую сторону Аравии, изобилующие верблюдами, и вся страна называется Сава, откуда была и царица Савская, которая приходила послушать мудрости Соломона, и также приносила золото и ладан, принесши многое миролюбивому царю и еще более получив от него. Кедар же есть страна сарацинов, называющихся в Священном Писании измаильтянами. А Наваиоф есть один из сыновей Измаила, по имени которых называется пустыня, бедная плодами, но богатая скотом. Следовательно чрез близкие имена чужеземных народов, соседних с Израилем, предвозвещается обращение всего мира. Ибо Мадиам в этом месте означает //беззаконие//, Ефа — //отрешенный// или //изливающий//, Сава —//обращение// или //пленение//, Кедар — //тьма//, Наваиоф — //пророчество//. Таким образом стада верблюдов, отрешенные от уз беззакония и изливающие души свои пред Богом, покроют Иерусалим дарами и все придут из плена и обращения своего, принося золото веры и ладан жертвоприношения. И чрез эти дары, не довольствуясь собственным спасением, они настолько преуспеют, что даже и другим будут возвещать спасение Божие. Тот богач, который в Евангелии подобно верблюду носил бремя богатств и был верблюдом, не захотел внять советам Господа и освободиться от тяжести, чтобы, сбросив бремя, полететь на крыльях голубя к небу; поэтому он отошел с печалию. И о подобного рода верблюде Спаситель говорит: //удобее есть велбуду сквозе иглины уши пройти, неже богату в царствие небесное// [[new:mf:19:24|(Мф. 19:24)]]. Он представил трудность дела, но не невозможность. Поэтому священной памяти мать твоя Павла и брат Паммахий чрез отверстие иглы, то есть чрез тесный и узкий путь, ведущий к жизни, прошли к царству небесному, оставив широкий путь с бременами, ведущий к аду. Или, вернее, все, что имели, они принесли в дары Господу, исполняя написанное: //избавление мужа души свое ему богатство// [[old:pr:13:08|(Притч. 13:8)]]. Ибо невозможное для людей возможно для Бога [[new:mf:19:start|(Мф. 19)]]. Имеющие в дарах своих первенство, в мыслях золото и ладан благоуханный и говорящие: //да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою// [[old:ps:140:02|(Пс. 140:2)]] и: //Христово благоухание есмы на всяком месте// [[new:2kor:02:15|(2 Кор. 2:15)]], примером своей добродетели ежедневно возвещают спасение Господне, чтобы все овцы Кедара собирались в церкви и приходили от тьмы заблуждения к свету, и чтобы овны пророков, о которых поется в двадцать восьмом псалме: //принесите Господеви, синове Божии, принесите Господеви сыны овни// [[old:ps:028:01|(Пс. 28:1)]] пришли и приносились или, по Феодотиону, приносили себя в жертву Господу и были благоугодными жертвами, чтобы прославлялась Церковь Христова. О подобного рода овцах Спаситель говорит ученикам: //идите ко овцам погибшим дому Исраилева// [[new:mf:10:06|(Мф. 10:6]]), и еще: //Мои овцы слышат голос Мой// [[new:in:10:start|(Ин. 10)]], и подробнее у Иезекииля: //се Аз взыщу овец Моих и присещу их, яко же присещает пастух паству свою. Сия глаголет Господь: погибшее взыщу и заблудившее обращу, и сокрушенное обяжу и немощное укреплю, и крепкое снабдю и упасу я с судом// [[old:iez:34:11|(Иез. 34:11-12)]], [[old:iez:34:16|(Иез. 34:16)]]. А чтобы мы знали, какие эти овцы, он с большею ясностию говорит: //и убедят, яко Аз есмь Господь Бог их, а тии людие Мои дом Исраилев, глаголет Адонаи Господь. Вы же овцы Мои, и овцы паствы Моея есте, и Аз Господь Бог ваш// [[old:iez:34:30|(Иез. 34:30-31)]]. Итак, если кто из среды народов богат, тот пусть спасается как верблюд, не без даяний и даров, чтобы мог возвещать слово Господне. Если кто обладает простотою овец и силою овнов, тот пусть восходит или приносится на алтарь Господень теми, которые превосходят их силою, чтобы прославлялся дом Его. А что мы отметили как написанное в еврейском: //овны Наваиофа послужат тебе и будут приносить на благоугодном алтаре Моем//, то это разумеется собственно по отношению к тем, которые, быв избраны из среды язычников на служение, делаются служителями Спасителя. Если же кто любит прения и утверждает, что это обещано в буквальном смысле, тому мы ответим: //мы таковаго обычая не имамы, ниже церкви Божия// [[new:1kor:11:16|(1 Кор. 11:16)]], и скажем, что если даже это обещано иудеям в буквальном смысле, то однако обещано под тем условием, что если они примут свет свой, который был послан к ним, то тогда последует и это, то есть если они вследствие пристрастия к золоту и обилию богатств и [других] телесных предметов, которыми всегда пленялся этот народ, примут к себе Сына Божия, а так как они не приняли Его, то все уничтожено, и духовное наследие дано принявшим [Его]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа** См. Толкование на [[old:is:60:05#lopuxin_ap|Ис. 60:5]] [<10>]