[<10>] ====== Толкование на Ис. 60:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кто это летят, как облака, и как голуби - к голубятням своим** См. Толкование на [[old:is:60:04#svt_ioann_zlatoust|Ис. 60:4]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8-9 **Кии суть, иже яко облацы летят, и яко голубие со птенцы ко мне? Мене острови ждаша, и корабли Фарсийстии во первых, привести чада твоя издалеча, и сребро и злато их с ними, имене ради Господня святаго, и за еже святому Израилеву славну быти** Здесь опять можно видеть, что введено лицо церкви, или духовного Иерусалима, по повелению Бога как бы возведшей окрест очи свои и потом изумившейся множеству притекающих к ней и не исчисленному народу собранных в нее чрез веру. **Кии суть**, говорит, **иже яко облацы летят, и яко голубие со птенцы**? Ибо уловляются чрез веру не только старцы, но вместе с ними и юноши, вместе с детьми и отцы, вместе с дочерями и матери. Итак, сеть евангельской проповеди распростирается на людей всякого возраста; о чем, полагаю, и написано в книге псалмов: //юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне// [[old:ps:148:12|(Пс. 148:12-13)]]. Говорит, что они летят или идут к ней не с беспечностью и небрежностью, но как бы пернатые и скороходы, то есть отложив земные и низкие помыслы, как бы витают на небесах, или как облака от моря, они от смятения и наслаждения мирского устремляются вверх и с поспешностью возносятся к высшему граду. Между тем как церковь удивляется стечению верующих из всех стран, Уловляющий их опять открывает причину этого события и говорит: **мене острови ждаша, и корабли Фарсийстии привести чада твои издалеча, и сребро и злато их с ними**. И здесь под островами разумей никак не самую почву островов, (ибо это было бы ни с чем несообразно) и отнюдь не самые **корабли Фарсийские**, но обитающих на них или жителей островов. Фарсисом божественное Писание очень часто называет индийские (острова). Говорят, однако же, что и на Кипре есть город, называемый Фарсисом. Итак, поелику острова, говорит, и идущие из страны индийской **Мене ждаша**, то есть, подклонились под наложенное на них Мною иго; то по сей причине отовсюду стекается множество верующих. Приходит даже из самой варварской страны немалое число людей, носящих имя Христово, и плодоносящих во славу Его все, что может доставить им страна их. А она, говорят, изобильна и золотом и серебром. Приносят же не по прежнему обычаю каким-либо бездушным идолам и скопищам демонов, но по тому, что у них стало святым имя Господа; (имене ради Господня святаго) и славным соделался Святый Израилев (и за еже Святому Израилеву славну быти),– впрочем не так, что один - Господь, а другой – Святый Израилев, но один и тот же есть и Господь, и Святый, и прославленный. Надобно знать, что островами называются и города, имеющие в окрестности великую и необитаемую пустыню. Если бы в них было сказано, что и они **ждаша Господа**, то есть, служили Ему; то ты разумей, что обитатели непроходимых и отделенных великою пустынею стран или городов приидут чрез веру и принесут Христу золото и серебро, конечно отнюдь не вещество, но то, что есть в нас самого драгоценного, славного и достохвального, очевидно, веру и сияние всякой добродетели, ибо таковы (должны быть) дары Богу и приношения духовного богослужения, славные и достойные удивления. И в книге Псалмов, о Спасителе всех нас Христе написано: //царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут: и поклонятся ему вси царие земстии, вси язы́цы поработают ему// [[old:ps:071:10|(Пс. 71:10-11)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 8-9 **Кто это летят, как облака и как голуби — к голубятням **(fenestras)** своим. Ибо Меня ждут острова и в начале корабли морские, чтобы привесть сынов твоих издалека, и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя** Так как Господь взошел в Египет на облаке легком и повелел облакам у пророков, чтобы они не дождили на Израиля, то церковь, собранная первоначально из народа обрезания, удивляется, что к ней летит масса народов со всего земного шара, и приняв крылья Духа Святаго, //спешат//, по Симмаху и Феодотиону, к **голубятням своим**, по Акиле к //шлюзам// (cataractas) //своим//, чтобы вступить в церковь. Или учителя вместе с учениками, то есть голуби с птенцами своими, летят к церкви с островов языческих, которые, по пророчествам пророков, ожидали Господа. Также корабли Фарсиса, то есть моря, о которых мы подробнее говорили в видении Тира, привезут сыновей своих в церковь при начале веры, принося золото и серебро. Ибо //сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение// [[new:rim:10:10|(Рим. 10:10)]]. Об этом золоте и серебре в шестьдесят седьмом псалме написано: //криле голубине посребрене и междорамия его в блистании злата// [[old:ps:067:14|(Пс. 67:14)]] и в семьдесят первом: //царие Фарсийстии и острова дары принесут и царие Аравстии и Сава дары приведут// [[old:ps:071:10|(Пс. 71:10)]]. Все это приносится во имя Господа Бога и Святаго Израилева, который прославит его. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Кто это летят, как облака, и как голуби - к голубятням своим?** См. Толкование на [[old:is:60:05#lopuxin_ap|Ис. 60:5]] [<10>]