[<10>] ====== Толкование на Ис. 60:13 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== **И слава Ливанова к тебе приидет, кипарисом и певгом и кедром вкупе, прославити место святое Мое** Ливан - горный хребет в Финикии, покрытый кедрами, кипарисами, пихтами и растениями, производящими ладан (λίβανος). По этой причине упомянутые горы служат предметом удивления, как отличающиеся весьма богатою растительностью и изобилующие весьма высокими и благовонными деревьями. Такая же** слава**, говорит, дана будет и тебе, очевидно, в духовном смысле; то есть, церковь Христова воспитывает многочисленные и славнейшие главы святых, возвышенные по своим добродетелям и весьма благоуханные, ибо они благоухают Христом. Им свойственно полагать предел тлению, происходящему из плотских помыслов подобно тому, как несомненно принадлежат к не гниющим деревам пихта и кедр. Священное Писание иногда имеет обыкновение уподоблять таким деревьям сонм святых. Так в другом, месте устами Исаии Бог сказал: //сотворю пустыню в луги водныя и жаждущую землю в водотечы, положу в безводную землю кедр, и смерчие, и мирсину, и кипарис, и тополю// [[old:is:41:18|(Ис. 41:18-19)]]. Сухой и безводной земле уподобляет язычников; ибо среди них не было божественного слова, которое может животворить и приводить к умножению благочестия и познания Бога. Но у них были кедр и буковое дерево, и мирта, и кипарис, и тополь, то есть, величественные и достойные удивления деревья, о которых упоминает и божественный Псалмопевец, говоря: //хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри ливанстии, ихже еси насадил// [[old:ps:103:15|(Пс. 103:15-16)]]; ибо, как пишет премудрый Павел, //Божие тяжание (нива) есмы// [[new:1kor:03:09)(|(1 Кор. 3:9)]]. Итак, сия самая **слава Ливана**, говорит, **дана будет тебе**, то есть, ты украсишься многими и удивительными главами святых. А это совершится для того, чтоб **прославилось место святое Мое**; ибо славу церквей составляют те, которые поднялись на высоту добродетелей и которые не имеют в уме своем ничего низкого или земного и нечистого, вследствие плотских помыслов, напротив устремляются вверх, горняя мудрствуют, как бы удаляются от земли и, ходя по ней, имеют //жительство горе и на небесах// [[new:fil:03:20|(Фил. 3:20)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13-14 **Слава Ливана приидет к тебе, ель, и бук и сосна вместе для украшения места освящения Моего, и Я прославлю место ног Моих. И приидут к тебе согбенными сыновья притеснявших тебя, и будут преклоняться пред стопами ног твоих все поносившие тебя и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева** Многого недостает у Семидесяти, что я из еврейского поставил под астерисками, а что они прибавили, это я спереди отметил обелом. Ливан — гора в Финикии, покрытая высокими деревьями, описывая которые псалмопевец говорит: //видех нечестиваго превозносящагося и высящася яко кедры Ливанския// [[old:ps:036:35|(Пс. 36:35)]], и в другом месте: //стрыет Господь кедры Ливанския// [[old:ps:028:05|(Пс. 28:5)]], и многое другое, что я, ради краткости, опускаю. Отсюда некогда Хирам, царь тирский, посылал деревья царю Соломону в Иоппию для построения храма Божия [[old:3ts:05:start|(3 Цар. 5)]]. Относительно него также и теперь Писание обещает, что **ель, и бук, и сосна** или, по Семидесяти, //кипарис, и сосна и кедр//, или, по Акиле, //сосна, таадаор и таассур// или по Феодотиону, //враис //[или// врати//]//, таадаор и теассур// вместе будут срублены для построения храма Сионского. А если это так, то где будет Иерусалим из золота и драгоценных камней? Где жена Агнца? Где двенадцать врат, украшенных разнообразными драгоценными камнями? Разве только, может быть, стены и основания он будет иметь из драгоценных камней, а храм, который должен быть более украшенным, будет построен из дерев? На этом основании мы все должны понимать духовно, — что ель, кипарис, сосна и кедр, бывшие некогда высокими деревьями на Ливане, прославят храм Божий и место ног Его и сделают славным. А чтобы не выяснять мысли чрез многословную речь, [укажу лишь на следующее]: святый муж и красноречивейший мученик Киприан и исповедник нашего времени Иларий, бывшие некогда высокими в мире деревьями, не кажутся ли тебе построившими Церковь Божию? Следующее же затем: **и приидут к тебе согбенными **или** возвращающимися сыновья притеснявших тебя и будут преклоняться пред стопами ног твоих все поносившие тебя** мы должны понимать в отношении к тем, которые не вследствие желания, а по необходимости стали христианами, и из опасения оскорбить царствующих сгибаются с боязнию в душе, или по крайней мере [должны так понимать], что бывшие прежде преследователями впоследствии уверовали. Таковым был и апостол Павел, который преследовал церкви Божии, а впоследствии был назван сосудом избрания [[new:act:09:start|(Деян. 9]]; [[new:1tim:01:start|1 Тим. 1)]]. Когда это так исполнится, что войдет полное число язычников, тогда спасется весь Израиль. И назовется она **городом** Господним, **Сионом Святаго Израилева**, — она, которая стоит на высоте и собрана из обоих народов. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих** Под "славой Ливана" разумеются, как видно из дальнейшего, лучшие и благороднейшие породы покрывающих его горы деревьев: кипарис, певг [[new:act:10:38|(Деян. 10:37-38)]]. Общий смысл такого упоминания, очевидно, тот, чтобы яснее и полнее обозначить духовную славу Сиона, в которой примет участие и вся неодушевленная природа своими лучшими дарами. Частное, преобразовательное значение, по мнению некоторых экзегетов, имеет отношение к древу Крестному, которое, по церковному преданию, было сделано именно из этих трех негниющих древесных пород. //**Толковая Библия.**// [<10>]