[<10>] ====== Толкование на Ис. 60:15 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== Ст. 15-16 **За сие, яко был еси оставлен и возненавиден и не бе помагающаго ти, положу тя в радость вечную, веселие родом родов. И изссеши млеко языков и богатство царей снеси, и уразумееши, яко Аз Господь спасаяй тя и избавляяй тя Бог Израилев** **Был eси**, говорит, **оставлен и возненавиден, и не бе помогающего ти**. Причина твоего уничижения была следующая: ты нагло поступил против Того, Кто мог возвысить тебя и сохранить тебя в непоколебимом благополучии; и никого не было, кто бы простер руку помощи, так как ты сделался ненавистен Богу за то, что ты дерзко поступил не с кем-либо из принадлежащих к разряду рабов, или исполняющих обязанности слуги, но с Самим Царем и Господом всяческих. Но поелику ты уже претерпел уничижение, то пройдут эти несчастия, и Он в другой раз возвратит тебе Свое благоволение. И это потому, что как за неповиновение надлежало тебе быть наказанным по праведному определению Божию; так и за обращение подобает тебе быть помилованным. Итак, **положу тя**, говорит, **в веселие родом родов**; ибо нет никакой печали в церкви Христовой: где полная надежда на нетление и вечную жизнь и нескончаемую славу и царство небесное, – там какая может быть скорбь? **И иссеши млеко языков, и богатство царей спеси**. По мнению некоторых, содержание этого пророчества научает тому, что многие из сонма Эллинов, умудрившись умом в богодухновенном Писании и усвоив знание догматического учения, сделаются учителями иудейской синагоги. Но, кажется, в настоящем случае пророческое слово имеет не такой ход мыслей, но вероятно хочет указан на то, что она наполнится дарами язычников и царскими приношениями. Истину этого доказывают самые события. По совершении же всего этого говорит, что **Аз Господь спасаяй тя**, ибо, как говорит тот же пророк Исаия, //аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом// [[old:is:01:09|(Ис. 1:9)]]. Итак, благодатью и человеколюбием спасен останок Израиля, так что не совсем погиб народ, происшедший от святых отцов своих. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов** Господь наказывает недолго, хотя часто сильно, – но зато после дает радость вечную. Какое милосердие! **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 15-16 **За то, что ты был оставленным и ненавидимым и не было проходившего [чрез тебя], Я сделаю тебя гордостию веков, радостию в роды родов, и будешь сосать молоко народов и грудь царей сосать. И узнаешь, что я — Господь, спасающий тебя, и искупитель твой, сильный Иаковлев** Он прежде был оставленным и ненавидимым, с обломанными на тебе ветвями, потому что не было никого из тех, кто проходил бы и оказал бы там помощь, о коих в Псалмах говорится: //и не реша мимоходящии: благословение Господне на вы// [[old:ps:128:08|(Пс. 128:8)]]: поэтому сделаю тебя гордостию народов и радостию двух родов, так как вместо прежних ветвей привиты другие от дикой маслины язычников, которые, вопреки природы прививка, приносят плоды, обладающие не прежней горечью, а сладостью, полученною от корня. Ты будешь **сосать **также** молоко народов** и сосать **грудь царей**. Какой смысл имеет это место, это мы подробнее изложили выше при изъяснении оного стиха: //сыновья твои издалека приидут и дочери твои из груди будут сосать//; или по Семидесяти: //ты будет вкушать богатство царей//. Этим богатством служат, по еврейскому подлиннику, сосцы царей и учителей, которыми научаются и питаются рождающиеся младенцы во Христе. Когда ты пососешь их и дойдешь до твердой пищи, чтобы вкушать также богатство подобного рода царей, тогда ты узнаешь, что Я — Спаситель твой, искупивший тебя кровию Моею, или Бог сильный Иаковлев. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-17 **Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев. Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими - правду** С 15 по 17 ст. четвертый отдел пророчественной поэмы, рисующей картины внешнего благополучия и внутреннего благоустройства Сиона. Картины эти построены на антитезе, т. е. противопоставлении прежнего тяжелого и бедственного, во всех отношениях, положения — новому, славному, радостному и счастливому. Если, в материальном отношении, прежде Израиль страдал от всеобщего презрения народов, то теперь, наоборот, он станет предметом общего почитания не только у народов, но даже и у их царей («груди царские сосать будешь» — 16 ст.). Если прежде предметами торговли Сиона были простые и грубые произведения природы: железо, дерево и камни, то их место займут теперь более дорогие и ценные предметы: медь, серебро и золото. Подобная же коренная перемена к лучшему произойдет и в сфере нравственно-общественных отношений. Если прежде у народа Божия царили насилие и ложь [[old:is:59:08|(Ис. 59:8]], [[old:is:59:14|14–15)]], то теперь у него водворится «мир и правда» (17 ст.). Если раньше он постоянно страдал от внешних и внутренних врагов, то теперь не будет у него ни тех, ни других (18 ст.). Одним словом. Сион, по изображению пророка, будет столицей этого идеального царства Божия, в котором гармонически объединятся «праведность и мир и радость во Святом Духе», как говорит апостол [[new:rim:14:17|(Рим. 14:17)]]. Очевидно, полное и окончательное осуществление этого пророчества относится уже к послехристианской эпохе, т. е. к царству славы, имеющему открыться после второго пришествия Господа и Его страшного суда. //**Толковая Библия.**// [<10>]