[<10>] ====== Толкование на Ис. 60:18 ====== =====Свт. Кирилл Александрийский===== **И не услышится посем неправда в земли твоей, ни сокрушение, ни бедность во пределех твоих, но прозовется спасение забрала твоя и врата твоя ваяние** (γλύμμα) Эта речь отличается полною справедливостью, ибо если //князи его в мир и надзиратели его славятся праведностью// [[old:is:60:17|(Ис. 60:17)]], то и у подчиненных им непременно будет господствовать стремление к тому, чтоб проводить жизнь во всякой правде и благочестии христианском. Не будет, говорит, **сокрушение в пределех твоих. Сокрушением** же называет угнетение подчиненных и слабых; ибо таковые легко подвергаются нападениям и представляются весьма легкой добычей для тех, которые желают грабить их. И начальники иудейской синагоги некогда были несправедливы и жестоки; они противились божественным законам и во всяком деле творили превратный суд. Посему Священное Писание часто обвиняет их, как дошедших до такой степени нечестия, что они оказались виновными в ужасных преступлениях. Так, в одном месте сказано, что //начальники его на дарех суждаху, и пророцы его на сребре волхвоваху// [[old:mih:03:11|(Мих. 3:11)]]. И божественный (Давид) воспевает: //сокрушение и бедность в путех их, и пути мирнаго не познаша// [[old:is:59:07|(Ис. 59:7-8)]], и //несть страха Божия пред очима их// [[old:ps:035:02|(Пс. 35:2)]]. И Бог всяческих порицал постившихся, говоря так: //в дни пощений ваших обретаете воли ваша, и вся подручные ваша томите в судех и сварех, поститеся, и биете пястьми смиреннаго// [[old:is:58:03|(Ис. 58:3-4)]]. И еще устами пророка говорит: //и желаху сел, и грабляху сирот, и домы отъимаху, и расхищаху мужа и дом его, и мужа и наследие его// [[old:mih:02:02|(Мих. 2:2]], ср.[[old:is:10:02|Ис. 10:2]], [[old:is:05:08|5:8)]]. Но когда начальство их прекратилось, на место их поставлен был лик святых апостолов, а потом те, которые после апостолов стараются следовать стопам их, правильно изъясняют слово истины и сделались правоходными воспитателями подчиненных своих. Посему весьма справедливо говорит, что **не услышится посем неправда на земли их, ни сокрушение, ни бедность**, напротив, **прозовется спасение забрала твоя и врата твоя ваяние. Стенама** же, как я думаю, называет святых наставников, охраняющих церковь учениями догматическими и нравственными, так что она неодолима для врагов, как видимых, так и невидимых. Они же могут быть названы и **вратами**, так как употребляют (сначала) подготовительное учение и посредством веры вводят в познание истины тех, которые находятся вне ее. А **ваянием** (называются) потому, что слово их было прекрасно и как бы изощрено в истине; ибо все изваянное изящно. Такой перевод дали семьдесят толковников; но другие переводчики вместо ваяние (γλύμμα) ставили: Иисус. Справедливо и это, ибо Он назван и есть //красен добротою паче сынов человеческих// [[old:ps:044:03|(Пс. 44:3)]], и в Нем мы имеем стену и врата: Он ограждал нас Своею неизреченною силою и покровительством святых ангелов; //яко ангелом своим//, говорит, //заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех своих// [[old:ps:090:11|(Пс.90:11)]] и: //ополчится Ангел Господень окрест боящихся его, и избавит их// [[old:ps:033:08|(Пс. 33:8)]]. Чрез Него мы приходим к познанию Отца и для сего Он стал и дверью, и вратами, и путем. Посему сказал: //аз есмь дверь и путь. Никтоже приидет ко Отцу, токмо мною// [[new:in:10:09|(Ин. 10:9]]; [[new:in:14:10|Ин. 14:10)]]. Он есть и //изваяние//, то есть //образ и вид Родившего Его, образ ипостаси Его, изображение и сияние славы Его// [[new:evr:01:03|(Евр. 1:3]]; [[new:fil:02:06|Фил. 2:6]]; [[new:kol:01:15|Кол. 1:15)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения - в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои - славою** См. Толкование на [[old:is:60:17#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 60:17]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-22 **Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения - в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои - славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, - отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему. От малого произойдет тысяча, и от самого слабого - сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время** С [[old:is:60:18|18]] по [[old:is:60:22|22]] — последний, заключительный отдел поэмы, пророчественно венчающий Сион вечной, непрестающей славой. Все содержание этого отдела, в котором идет речь о вечном, незаходящем свете, имеющем сменить наши теперешние светила (солнце и луну [[old:is:60:19|19–20 ст.]]), о праведности всего народа Божия, о вечном наследии им обетованной земли [[old:is:60:21|(21 ст.)]] и о происхождении от него многочисленного и сильного потомства [[old:is:60:22|(22 ст.)]] — говорит, по-видимому, зато, что он, подобно концу предшествующего отдела, относится не столько к христианской, сколько к апокалипсической эпохе, т. е. к откровению царства славы. Веским подтверждением этого является близкое совпадение этих отделов, не только в мыслях, но даже и в словах, с параллельным местом из Апокалипсиса Иоанна Богослова: «и город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветит его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить в свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет… И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ([[new:otkr:21:23|Откр. 21:23–27]]; ср. также [[new:otkr:22:05|22:5]]). В заключение комментария данной главы находим нелишним отметить, что широкая перспектива пророчественного кругозора данной главы и некоторая неясность разграничения в ней трех исторических эпох (конца ветхозаветной, новозаветной и апокалипсической), вместе с другими, подобными же местами Священного Писания послужили поводом к образованию двух ложных взглядов: одного — раввинистического: «о скорби» и о «радости» дней Мессии, другого — древне-христианского: о тысячелетнем земном царстве, известном под именем ереси «хилиазма». Но ни то, ни другое из этих заблуждений не имеет, как мы видели, никакой действительной опоры в самом тексте главы, и следовательно, должно быть отнесено лишь на счет неправильного понимания внешнего смысла Священного Писания и недостаточного усвоения внутреннего духа. //**Толковая Библия.**// [<10>]