[<10>] ====== Толкование на Ис. 61:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущия** **«Проповедовать лето Господне благоприятное»**. Акила и Симмах говорят: //«год приятный»//. **«И день воздаяния Богу нашему»** (в русском переводе: //«и день мщения Бога нашего»//). Справедливо говорит: **«день воздаяния»**, чтобы они не надеялись только на возвещенные блага, и не были беспечными. Вот приходит суд, так что Он каждому воздаст по его делам. Он не затем только пришел, чтобы отпустить грехи, и даровать дары. А ты получаешь таковые дары для умножения грехов! **«Утешить всех сетующих»**, – как тех, которые скорбели по причине телесных, так и тех, которые скорбели по причине духовных немощей. Симмах говорит: //«утешить»//. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущия** См. Толкование на [[old:is:61:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Ис. 61:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих** См. Толкование на [[old:is:61:01#blzh_ieronim_stridonskij|Ис. 61:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих** **Проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего**... Здесь обращает на себя внимание сочетание двух, довольно разнородных свойств Мессии: Его милующей любви и карающей правды. Впрочем, черта эта хорошо известна и по изображению Псалмопевца, который выразительно замечает про Господа, что у Него //"Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются"// [[old:ps:084:11|(Пс. 84:11)]]. В данном случае милующая любовь Мессии будет изливаться на всех бедных, страждущих, униженных и притесняемых; а Его карающая Правда будет направлена против всех самонадеянных богачей и несправедливых угнетателей. В самом сопоставлении таких противоположностей, как "лето благоприятное" в "день мщения" нельзя не видеть излюбленного пророком Исаией приема – говорить антитезами. Ближайшей, определяющей параллелью к выражению "**лето благоприятное**" может служить место из 50 гл., где говорится об исполнении времени борьбы и полном, сугубом воздаянии за нее [[old:is:50:02|(Ис. 50:2)]], а к термину "**день мщения**" – слова последующего контекста: //"день мщения в сердце Моем и год Моих искупленных настал"// [[old:is:63:04|(Ис. 63:4)]]. Из всего этого должно заключать, что такими синонимическими терминами, в сущности, определяется одно и то же время, именно, период земной жизни Спасителя, который одновременно был временем оправдания и спасения для одних, и временем суда и наказания для других [[new:in:09:39|(Ин. 9:39)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]