[<10>] ====== Толкование на Ис. 62:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-4 **Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его - как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари - славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя "оставленным", и землю твою не будут более называть "пустынею", но будут называть тебя: "Мое благоволение к нему", а землю твою - "замужнею", ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается** **«Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь»**. Это, мне кажется, сказано для того, чтобы они не гордились. **«И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего»**. Т.е. она будет защищена и будет пребывать в безопасности. **«И прозовешися воля Моя»** (в русском переводе этих слов нет). Но когда город назывался таким именем: **«воля Божия»**? //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-3 **Сиона ради не умолчу и Иерусалима ради не попущу, дóндеже изыдет яко свет правда моя, и спасение мое яко светило разжжется. И узрят язы́цы правду твою, и царие славу твою, и прозовут тя именем новым, имже Господь наименует е. И будеши венец доброты в руце Господни и диадима царствия в руце Бога твоего** Сионом здесь называет Церковь, начатками и первородными чадами которой были божественные ученики и призванные ими к познанию Христа, прежде же других потомки Израиля, ибо спасен останок и между ними было очень много уверовавших. Итак, **не попущу**, говорит, то есть не перестану употреблять средства к полному осуществлению того, что Я обещал **Сиону**. Обещал же Бог и Отец спасение чрез Христа Иудеям и Эллинам, понеже един Бог, как говорит премудрый Павел, //иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою; ибо не Иудеев токмо Бог, но и языков// [[new:rim:03:29|(Рим. 3:29-30)]]. Итак, **непопущу**, говорит, **дóндеже изыдет яко свет правда моя, и спасение мое яко светило разжжется. Правдою и спасением** для живущих на земле явился и был Христос; ибо Он, будучи светом истинным и как бы светильником во тьме, оправдывает и спасает. Посему Сам сказал: //егда в мире Есмь, свет Есмь миру// [[new:in:09:05|(Ин. 9:5)]]; ибо все было объято мраком и тьмой, когда диавол омрачал сердца всех; и не было никого, кто бы творил добро и знал правду или путь, приводящий ко спасению. Не было такого, кто бы имел в уме свет божественный и мог бы духовыми очами узреть Того, Кто есть истинный и по естеству Бог и Творец и Господь всяческих. Но когда Спаситель явился как свет и воссиял как светильник, тогда, наконец, просветилась вселенная, и мы узрели чрез Него стезю спасения. Потом говорит к Церкви, образовавшейся из сонма Иудеев, когда еще как бы не уловлено было множество язычников: **узрят язы́цы правду твою, и царие славу твою**. И здесь опять **правдою и славою** называет не иного кого, но Господа нашего Иисуса Христа; ибо в Нем мы оправдались и от Него мы обогатились **славою**; соделались Его собственностью и называемся Его жребием. Освободившись от жестокой власти тиранствовавшего над нами, мы подчинились игу и власти Христа. А что оставив служение по закону и как бы обратившись к новой евангельской жизни, он (Сион), вместе с тем, оставит прежнее свое название и наконец будет называться новым именем, по изволению владычествующего над всем Бога,- это показывает в словах: **и прозовет тя именем новым, им же Господь наименует е**. Он уже не называется синагогою, но церковью Бога жива, городом и домом Его. О ней упоминает и божественный Давид, так говоря: //преславная глаголашася о тебе, граде Божий// [[old:ps:086:03|(Пс. 86:3)]]. А что она будет весьма благолепна и увенчана несравненною красотою, об этом учит, говоря: **будеши венец доброты в руце Господни, и диадема царствия в руце Бога твоего**. Каждую святую душу, и всю вообще церковь, то есть совокупность святых, можно уподобить венку, составленному из многих цветов, или **царской диадеме**, сияющей индийскими камнями и имеющей разнообразные украшения; ибо многочисленны добродетельные подвиги святых и у них не один вид украшений, напротив они многочисленны и разнообразны. Посему божественный Давид говорит о Церкви Христовой, как о//в ризах позлащенных одеяна преиспещрена// [[old:ps:044:10|(Пс. 44:10)]]. **В руце Господни**, говорит, то есть, под защитою руки Моей Я укрою тебя. И Сам Христос о своих овцах, или сонме уверовавших в Него, негде говорит: //и никто может восхитити их от руки Отца моего// [[new:in:10:29|(Ин. 10:29)]]. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-3 **Ради Сиона не умолкну и ради Иерусалима не успокоюсь, пока не выйдет, как сияние, праведный его и не возгорится, как светильник. Спаситель его. И увидят народы праведного твоего и все цари славного твоего, и назовут тебя новым именем, которое нарекли уста Господни. И будешь **[вульг. будет]** венцом славы в руке Господа и диадемою царства в руке Бога твоего** Господь и Спаситель говорил: //Дух Господень на Мне, поэтому Он помазал Меня// [[old:is:61:01|(Ис. 61:1)]], до того места, где написано: //все видящие их познают, что они—семя, которое благословил Господь//. После этого обетования отвечает Церковь: //радостию буду радоваться о Господе//, в третьем псалме степеней, от лица кающегося народа, с радостию певшая: //возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем// [[old:ps:121:01|(Пс. 121:1)]]; теперь вводится лицо пророка, говорящего: **ради Сиона не умолкну и ради Иерусалима не успокоюсь**. Днем и ночью, говорит, не буду закрывать уст и речь моя никогда не умолкнет, но дотоле буду взывать и присоединять мольбы к мольбам, пока не прийдет Обетованный и Своим сиянием не осветит всей вселенной. А кто Тот, кого он ищет, пришествия которого он желает, это излагает он очень ясно, **пока не выйдет, как сияние. Праведный его и не возгорится, как светильник, Спаситель его**, или по Семидесяти: //пока не выйдет, как свет, правда его и не возгорится, как светильник, спасение его//. Говоривший в Евангелии: //Аз есмь свет миру// [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]], хотя был возжен в Сионе и Иерусалиме, однако не в одной только Иудее будет сиять, но ей будет сказано: "свет, который находится у тебя, возгорелся; исшед от Отца, Он начал гореть в твоих пределах и будет освещать все народы". **И все цари**, Иерусалим и Сион, **увидят Славного твоего**, который родился из твоего племени, который, вознесенный у тебя на крест, всех привлек к Себе, так что все народы видят правду Его, которою Творец всех помиловал народы, и цари — славу Его, которою Он прославился на кресте и все царства подчинил Своей власти. Поэтому не будет называться Иерусалимом и Сионом, но получит новое имя, которое дал ей Бог, сказавший апостолу Петру: //ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей// [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]]. Это наименование произошло от Бога, так что она будет называться Господнею. И народ ее будет называться не старым именем, израильским, но новым, то есть христианским. И будет, как венец к руке Господа и как диадема царства в руке Бога своего, когда увенчает ее сонм верующих и диадема власти, которую мученики украсят разнообразными драгоценными камнями, будет в руке Бога, чтобы Он увенчал Сына Своего победами их. Поэтому и апостол Павел говорил святым: //радосте и венче мой// [[new:fil:04:01|(Флп. 4:1)]]. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Глава эта, по общему мнению ее истолкователей, является естественным продолжением предыдущей и, подобно ей, говорит о славных судьбах новозаветной церкви, честнее - об особом Божественном промышлении и охране ее. Еще ближе со стороны своего содержания и самого изложения она примыкает к 54 гл. Исаии. Лицом, говорящим через пророка, здесь, как и раньше, выступает все тот же Воплощенный Господь, Мессия-Христос. Впрочем, существует еще и такой взгляд, что здесь объединены речи трех лиц: в первом отделе - самого пророка (1-5 ст.); во втором - Сына Божия (6-10), и в третьем - Господа-Вседержителя (11-12). **Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его - как горящий светильник** //Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь...// Т. е. не прекращу Своих спаситально-промыслительных забот о духовном Сионе, пока не достигну цели своей деятельности - его просвещения, оправдания и спасения - говорит, устами пророка Мессия - Основатель новозаветной церкви (сравни подобные же параллели - [[old:is:42:14|Ис. 42:14;]] [[old:is:57:11|57:11]]). "Сион" и "Иерусалим" употреблены, очевидно, как синонимы, что, вообще, обычно для пророка Исаии ([[old:is:02:03|Ис. 2:3;]] [[old:is:04:03|4:3-4;]] [[old:is:31:04|31:4-5;]] [[old:is:40:09|40:9;]] [[old:is:41:27|41:27;]] [[old:is:52:01|52:1]] и др.), точно так же, как "Иаков" и "Израиль". //**Толковая Библия.**// [<10>]