[<10>] ====== Толкование на Ис. 62:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И на стенах твоих, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь, иже до конца не премолкнут поминающе Господа** **«На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей»**. Но разве не были поставлены стражи на стенах Иерусалима? Конечно, были поставлены и даже весьма часто. Какую, же они принесли пользу? Они сами подверглись мучению. Здесь стражами называются или правители, или священники. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И на стенах твоих, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь, иже до конца не премолкнут поминающе Господа** Обращает свою речь как бы к славному и многонаселенному городу. Как вокруг знаменитейших городов ходят многочисленные и бдительные стражи, чтоб кто-нибудь из неприятелей не вторгся в них неожиданно; так и Спаситель и Господь всех, оградив церковь неизреченною своею силою и помощью ангелов, рукоположил для нее мудрых и бдительных стражей, имеющих о ней неусыпное попечение, то есть, святых тайноводителей, которые ни из каком случае не перестают помнить о славе Его и о чудесах Его, как написано (ср. [[old:ps:070:12|Пс. 70:12]]; [[old:ps:104:05|104:5]]; [[old:ps:095:03|95:3]]; [[old:1par:16:09|1 Пар. 16:9-12]] и др.). Так и мы обыкновенно проповедуем вверенный нам людям о великих делах Спасителя и изъясняем Его божественное превосходство, дабы они имели твердую и непоколебимую веру в Него. Или, может быть, говорит (в изъясняемых словах) о том, что стражи будут памятовать о Господе, восклицая и говоря, что несть вам подобен. Ибо Он не подобен нам, но сколько возвышается над человеческой природой превосходством имени и славою божества, столько же превышает своею благостью и человеколюбием, как говорит Псалмопевец: //не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам// [[old:ps:102:10|(Пс. 102:10)]]. Он спас нас – грешников - и человеколюбиво приблизил к себе недостойных спасения. Нечто подобное сказал и чрез другого пророка: //что ти сотворю Ефреме? что ти сотворю Иудо? яко адамант устрою тя, и якоже Севоим, превратися сердце Мое в нем, смятеся раскаяние Мое. Не сотворю по гневу ярости Моея, не оставлю еже потребитися Ефремови, зане Бог Аз есмь, а не человек: в тебе свят// [[old:os:11:08|(Ос. 11:8-9)]]. Поелику, говорит, Я - не человек, но святой Бог в тебе; то Я не допущу, чтоб Ефрем был истреблен. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте** Мы – эти стражи на стенах города, поставленные Самим Богом охранять молитвою живущих в нем. Мы молимся день и ночь и до конца, до славного второго пришествия, не премолчим поминать Господа. Имейте же нас, наши пасомые, //преимущественно с любовью// [[new:1sol:05:13|(1 Фес. 5:13)]] за дело наше: мы – ваши хранители. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6-7 **На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил стражей, весь день и всю ночь они никогда не будут умолкать. Вы, напоминающие о Господе, не умолкайте и не давайте Ему покоя **(silentium)**, пока Он не устроит и пока не сделает Иерусалим славою на земле** Пророк говорил: //ради Сиона не умолкну и ради Иерусалима не успокоюсь// и прочее до того места, где теперь окончился отдел: //будет радоваться Бог твой о тебе//. Он обещал, что он днем и ночью будет просить, чтобы пришел Спаситель и Праведный, который был обетован, и чтобы освещал всю вселенную подобно светильнику. После этого вводится лицо Бога, говорящего Иерусалиму, то есть Церкви первенцев и той, которая создана в апостолах и чрез апостолов: //на стенах твоих Я поставил стражей//, под которыми мы можем понимать или ангелов, или апостолов и всех предстоятелей ее и учителей. Они охраняют стены Церкви, чтобы противник наш диавол, который подобно льву рыкающему ходит и ищет, как войти в нее, не получил возможности опустошать стадо Господне. Эти стражи не должны умолкать ни днем ни ночью, ни при радости, ни при скорби, но постоянно молить о милосердии Господа, чтобы стадо Его и стены Иерусалима охранялись и ограждались Его помощию. Поэтому и обращается речь к этим стражам и учителям: о вы, напоминающие о Господе и днем и ночью утруждающие мольбами милосердие Его! Никогда да не умолкает молитва в устах ваших. **Не давайте покоя Ему**, подразумевается—Господу, но всегда беспокойте, вовремя и не вовремя, и подражайте ходатаю пред строгим судьею. Ибо если он, вследствие постоянной мольбы, оставил суровость духа, то восколько более Отец небесный даст блага просящим у Него? Молить же вы должны до тех пор, пока Иерусалим, павший у иудеев и обратившийся в пример и позорное название, не будет прославляться во всей вселенной. Но удивляюсь: с какою целью LXX вместо того, что стоит в еврейском: **не давайте покоя Ему, пока Он не устроит и не сделает Иерусалим славою на земле**, говорят то, смысл чего не вяжется с предшествующим: //ибо Он не подобен вам, если исправит и сделает Иерусалим славою на земле//. Разве только согласовать это при помощи искусства красноречия,—что говорится стражам Церкви, что не будет подобен никто из тех, которые своею проповедью сделают то, что Иерусалим исправится и сделается радостию всей земли. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, - не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле** Мессия не только Сам будет неумолчно и неустанно осуществлять высокие задачи Своего мессианского служения, но призовет к тому же и целый ряд специальных "стражей", т. е. сотрудников в лице апостолов, учеников и всей, вообще, новозаветной иерархии. Самый же образ этого "Великого Благовестника" и роль "стражей" при Нем раскрыты пророком Исаией и нами изъяснены раньше ([[old:is:52:07|Ис. 52:7-8]] ст. ). //**Толковая Библия.**// [<10>]