[<10>] ====== Толкование на Ис. 62:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 10-12 **Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным** Это мне представляется в духовном смысле. **«Приготовляйте путь народу Господню»**. Смотри, какими именами Он называет их: называет **"камнями"**; именем их будет **"воля Моя"** (этих слов в русском переводе нет), **"знаменем»**. Когда они (иудеи) назывались такими именами? Разве они не понимают, что этими именами Он показывает нечто совершенно иное? Он ищет скромной жизни; если таковой Он не находит в них, то это происходит от их лености. //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Идите враты Моими и путь сотворите людем Моим, и камение, еже на пути, размещите: воздвигните знамение на языки. Се бо, Господь слышано сотвори до последних земли** Теперь обращается уже к самим стражам и учителям, ибо повелевает отворить входы святого города и дорогу в него сделать гладкою и удобопроходимою и свободною от препятствий для тех, которые желают пойти в него. Под **камнями** же разумеет соблазны; так как всякий, кто призывается из сонмища иудейского, часто претыкается о законные установления, предпочитает оставаться в образах и сжившись с тенями становится невосприимчивым к истине. А кто призывается из среды Эллинов, тот претыкается странностью учения и сильно смущается необычайностью служения, или может быть ему приходят на память изречения, которые составляли о богах передовые у них люди; ибо они записали древние и устаревшие басни, вводя в заблуждение других, заблуждаясь сами и наполняя землю диавольским мраком. Но бдительные стражи и тайноводители отсекают поводы к соблазнам, искусно уничтожая все, что оказывается противным преданию веры в Господа нашего Иисуса Христа. Это они делают правильно, очищая мысли и уничтожая всякое возношение на познание Бога и пленяя всякий ум в послушание Ему. Так мы найдем священнейшего Павла исправляющим соблазнявшихся Иудеев и обличающим христиан из язычников, подвергавшихся тому же. Израильтянам он говорил: //обрезание ничтоже есть, и необрезание ничтоже есть, но соблюдение заповедей Божиих// [[new:1kor:07:19|(1 Кор. 7:19)]]. И опять: //глаголю вам, яко аще обрезается, Христос вас ничто же пользует. Упразднистеся от Христа, иже законом оправдастеся: от благодати отпадосте// [[new:gal:05:02|(Гал. 5:2-4)]], мы же чрез веру получили надежду на оправдание. А тем, которые обратились из среды Эллинов, говорит: //дни смотрясте, и месяцы, и времена и лета. Боюся о вас, еда како всуе трудихся в вас// [[new:gal:04:10|(Гал. 4:10-11)]]. Видишь, что они всюду **разметывают камни** и из среды обоих (Иудеев и Эллинов) удаляют соблазны. Впрочем под **камнями**, о которые некогда преткнулись некоторые, полагаем, можно разуметь и иное, а именно нечистые и отвратительные измышления нечестивых еретиков; ибо они, жалкие, пустословят, злоумышляя против идущих правильным путем и тех, которые удобно могут быть увлечены, удаляя от истины догматов. Но стражи и это выбрасывают из среды стен церкви. Стенами же ее мы называем неколебимость истинных догматов, которых не могут одолеть и врата ада. **Воздвигнете**, говорит, **знамение на языки. Се бо Господь слышано сотвори до последних земли**. Что же это такое должно быть **слышано? Знамение**, которое, говорит, **для язычников и до последних земли** должно быть воздвигнуто, то есть должно быть превознесено и сделаться всеизвестным слово веры, которое мы проповедуем, или может быть символ спасительного страдания; а может быть это и исповедание веры, так как подобает говорить, что Иисус есть Господь; и веровать, что Бог воздвиг Его от мертвых; а это спасает и от смерти и от греха. Итак, это – знамение не иудеев только, но и язычников; так как воздвигается знамение не для одних только уверовавших Израильтян, но и для всех жителей земли, – и евангельскою проповедью уловлена вся вселенная. **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов** Ради любви Сам Создатель естества (дело неслыханное и приводящее в трепет!) облачился в наше естество, непреложно соединив его с Собою по ипостаси, дабы остановить распыление этого естества и собрать его в Себе уже соединившимся и не обладающим никаким различием, [порожденным греховной] волей, ни относительно Него, ни относительно себя самого. Он ясно указал всеславный путь любви, подлинно божественной и обоживающей, ведущей к Богу и, как говорится, являющейся Богом. Этот путь, который в начале покрылся терниями себялюбия, [Господь] Своими страстями ради нас предзапечатлел в Себе и предоставил его всем, [уже] чистым от [всяких] препятствий. Камни на этом пути он разметал с помощью Своих учеников, как Сам предвозвестил в пророках: **И камене, еже на пути, разметите**. //**Послание к Иоанну Кубикуларию о любви.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 10-12 **Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу, равняйте дорогу и убирайте камни, поднимите знамя для народов. Вот Господь объявил до концов земли: скажите дщери Сиона: вот грядет Спаситель твой, вот награда Его с Ним и дело Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, тебя же назовут взысканным городом, а не оставленным** Он заповедал стражам стен Иерусалимских, которым прежде заповедывал не умолкать и никогда не переставать молиться, чтобы они проходили в ворота Иерусалимские и пролагали путь народу. Полуиудеи утверждают, что это сбудется в последнее время, когда, после полного числа язычников, спасется Израиль и обратится к Господу. Другие же думают, что это исполнится в царстве небесном, когда будет истинная радость и когда каждый получит по заслуге своей, и не будут видеть Господа в уничижении, но увидят Его в положении Судии, когда Он прийдет на облаках со множеством ангелов, чтобы воздать каждому по делу его. Но мы, согласно с начатым изъяснением, можем понимать это относительно первого пришествия, говоря, что заповедуется апостолам и мужам апостольским, чтобы они входили и проходили чрез ворота, которые ад не преодолеет, и удаляли все препятствия с пути, чтобы без всякого соблазна народ входил в Церковь Спасителя. Поэтому и Иоанн взывал в пустыне: //аз глас вопиющаго в пустыни, якоже рече Исаиа пророк: уготовойте путь Господень, правы сотворите стези Его; всяка дебрь наполнится и всяка гора и холм смирится// [[new:in:01:02|(Ин. 1:2]]; [[old:is:40:03|Ис. 40:3-4)]]. Теперь та же мысль высказывается другими словами. Убирает камни тот муж церковный, который смягчает всю грубость в сердце верующих. О них тот же Креститель говорил: //может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму// [[new:mf:03:09|(Мф. 3:9)]]. Или, по Семидесяти, сбрасывает камни с дороги тот, кто отделяет неверных от верующих. Чтобы иудеи не думали, что это говорится о них, для этого присовокупляется: **поднимите знамя для народов** и для племен языческих, чтобы не одна узкая земля иудейская призывалась к спасению, но чтобы объявлялось на краях земли, чтобы о страдании Творца всех слышал весь мир. **Скажите**, говорит,** дщери Сиона**, которая или потому называется дщерью Сиона, что она первоначально произошла из иудеев, о которой говорит в Песни Песней: //сынове матере моея сваряхуся о мне// [[old:pp:01:05|(Песн. 1:5)]], или, наверное, потому она дочь, что от Бога получила имя усыновления. Ибо //елицы прияша Его, да де им область чадом Божиим быти// [[new:in:01:12|(Ин. 1:12)]]. Что же именно повелевается руководителям и учителям объявлять дщери Сиона? **Вот грядет Спаситель твой**, который по-еврейски называется //Иисус//. Поэтому и Гавриил говорит Иосифу: //и наречеши имя Ему Иисус, той бо спасет люди своя от грех их// [[new:mf:01:21|(Мф. 1:21)]]. Этот Спаситель есть Судия всех верующих, чтобы воздать каждому по делам его: праведным — награды, грешникам вечные наказания [[new:mf:16:start|(Мф. 16)]]. **И назовет**, говорит, **их** — Сам Господь и Спаситель, или, по еврейскому, //назовут их// — апостолы и мужи апостольские **народом святым и искупленным от Господа**, кои искуплены кровию Христовою. Также и самый город не будет называться, как он прежде назывался, **оставленным** — или у иудеев, по причине занятия торговлею [или отречения], или у язычников, по причине идолослужения, но **взысканным**, как по-еврейски называется //drusa//, чтобы сообразно с увеличением и разнообразием добродетелей постоянно получать новые имена. //**Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!** //Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни...// В этой поэтической картине пророк рисует пред нами образ восстановленного города Иерусалима, как центра обновленного Сиона, с широко распахнутыми его вратами, для свободного пропуска густых масс народа. Чтобы не было беспорядка, неудобств и тесноты, Сам Мессия выступает здесь как бы в роли церемониймейстера, устанавливает порядок, ограждает безопасность и создает удобства пути. Прежде всего, Он приглашает пройти в ворота города самих "стражей" его, т. е. Его апостолов и учеников, главных сподвижников и сотрудников Господа, в деле основания и распространения Его церкви. Затем Он дает им поручение заняться подготовкой пути для беспрепятственного следования в ограду новозаветной церкви широких масс народа. Аналогичный с этим возглас "приготовьте путь Господу" [[old:is:40:03|(Ис. 40:3)]] уже встречался нам у пророка Исаии, и был там обстоятельно раскрыт. //Поднимите знамя для народов.// В качестве комментария этих слов могут служить две следующих параллели из того же пророка:// "И поднимет знамя народам дальним и даст знак живущему на краю земли"//, - и вот он легко и скоро "придет" [[old:is:05:26|(Ис. 5:26)]]. И еще: "и поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, рассеянных Иудеев созовет - от четырех концов земли" [[old:is:11:12|(Ис. 11:12)]]. //Так говорит Господь-Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам// [[old:is:49:22|(Ис. 49:22)]]. Образ взят, очевидно, от войскового знамени, уцелевшего во время битвы, после которой оно высоко поднимается и собирает вокруг себя всех рассеянных членов полка. В преобразовательном смысле таким знаменем новозаветной церкви служит Крест Христов - символ победы христианства над всеми его внешними и внутренними врагами. Моментом наиболее полного исторического осуществления этого пророчества в новозаветный период следует признать эпоху Константина Великого. //**Толковая Библия.**// [<10>]